Бушующие Сахрайские

19 August 2019

Вчера, 18 августа, в самых разгар дождей, изрядно подтопивших черноморское побережье Кавказа, мы неожиданно решили отправиться на Сахрайские водопады, чтобы испытать прочность машины и свои собственные силы, а заодно посмотреть, как выглядит река Сахрай в период летнего половодья.

Водопад реки Сахрай во время дождей.

Совсем недавно на нашем канале мы уже подробно рассказывали об этой достопримечательности Горной Адыгеи. Статья называется "СахРайские водопады", но вчерашний Сахрай был далеко не тем райским местом с бирюзовыми лагунами и теплыми пляжами. Таким грозным мы не видели его никогда!

Ревущие Сахрайские!

Мы не будем повторяться и вновь описывать маршрут к Сахрайским водопадам - вы найдете его в указанной выше статье. Сегодня мы просто покажем, на что способна эта небольшая горная речушка в период затяжных летних дождей.

Место для первой остановки. Справа - указатель, слева - лесная дорога, а внизу - очень красивый вид! Координаты 44.178611, 40.296622.

Хотелось бы внести некоторые коррективы в наш путеводитель по водопадам реки Сахрай и рассказать еще об одной красивой смотровой площадке в самом начале маршрута, которая часто остается незамеченной, так как она не видна с дороги. Ее ориентиром служит придорожный указатель и уходящая влево неприметная лесная дорога (см. фото вверху).

Первая смотровая площадка. Ее легко проехать, даже не заметив.

Выходим из машины и поднимаемся на правую обочину дороги. Перед нами открывается потрясающий вид на реку Сахрай, делающую в этом месте крутую петлю. Уже ощущается приближение осени - деревья начинают терять свою яркую зелень.

Вид с первой смотровой площадки.

Не спешите уезжать! Разомните ноги и прогуляйтесь немного по неприметной лесной дорожке, уходящей влево и вверх: там среди деревьев вы найдете вертикально стоящий камень высотой около 2,5 метров, похожий на древний менгир:

Камень-менгир? Несомненно, Сахрайские леса хранят в себе еще много тайн!

Едем дальше! Нас ждет первый водопад под названием Тройной. Когда воды на реке немного, водопад состоит из трех отдельных струй, но сейчас они слились воедино в грозно ревущий поток:

Водопад Тройной.
Количество, цвет и мощь воды очень впечатляют!

Друзья, в период дождей крутая тропинка к водопаду становится очень скользкой, так что будьте предельно осторожны! Также скользкими и очень опасными становятся мокрые скалы на берегу водопада, особенно там, где они покрыты мхом.

На берегу водопада цветет дикий лук.

Стоянка у первого водопада совершенно неприметна, к тому же сам водопад не виден с дороги. Ориентируйтесь на небольшую обочину справа с уходящей вниз тропинкой. Чуть дальше по дороге будет поворот направо - к деревянному столику на берегу реки, оттуда спуск к водопаду более удобный.

Место остановки у первого водопада. Координаты водопада 44.174372, 40.299830.

Второй водопад хорошо заметен с дороги, там расположена большая стоянка, среди леса стоит много беседок, а к водопаду спускается надежная металлическая лестница. Мы не застали ни хозяев этой территории, ни отдыхающих, но обычно здесь очень много народу, а за пользование беседками взимается небольшая плата. Сам водопад представлял собой грандиозное и грозное зрелище!

К водопаду спускается лестница.

Второй водопад благодаря своему необычному рельефу получил название Разлом: водный поток Сахрая прорывается через узкую трещину в огромной скале, словно плотиной перегородившей русло реки. Внизу под водопадом находится озеро, в котором обычно очень любят купаться туристы. Но сейчас это озеро весьма непривлекательно для купания!

Водопад Разлом прорывается через узкую скальную трещину в скале.
Вода прорывается из разлома с огромной силой!
Мощь стихии поражает!

Трещина в скале оказалась слишком мала, чтобы пропустить всю воду бушующей реки, поэтому справа со скалы срывается еще один водопад, которого в обычное время здесь нет:

В период половодья рядом с Разломом возникает еще один водопад.
Второй водопад у Разлома.

Едем дальше! Нас ждет Сахрайская теснина, которая среди местных жителей получала название водопад "Майоршин". Что это за майорша и какое отношение она имеет к теснине, нам неизвестно, так что, друзья, если у вас есть какая-нибудь информация, поделитесь с нами и с читателями.

Спуск к началу Сахрайской теснины имеет такие ориентиры: справа от дороги растет большая старая груша-дичка, на стволе которой есть отметки красной краской.

Здесь спуск к Сахрайской теснине.
Маркировка на дереве указывает на тропу.

Вчера Сахрайская теснина представляла собой ревущий поток, бешено несущийся по узкому скальному коридору. Окружающие берега буквально вибрировали от мощи горной реки, словно попавшей в каменную мясорубку.

Сахрайская теснина - опасное место!

В хорошую погоду по малой воде можно спокойно перейти на другую сторону реки и как следует осмотреть каньон и скрывающиеся в его недрах водопады, но вчера это было невозможно. Поэтому мы вновь поднялись на дорогу и спустились по другой тропе, чтобы заглянуть в теснину с другой стороны - туда, где река выходит из Сахрайской теснины.

Выход реки из Сахрайской теснины.

Это место на реке Сахрай обычно считается самым красивым: в хорошую погоду здесь находится живописная речная лагуна с тихой бирюзовой водой. Но сейчас мутная бушующая река заполонила все русло, и от райского места не осталось и следа.

Скалы Сахрайского каньона.

Над рекой начал сгущаться туман, погода портилась. Впереди нас ждал каньон Манькин Шум, до которого оставалось не более двадцати минут езды, но мы все же решили отложить его посещение на более благоприятную погоду и отправились в обратный путь. Сама дорога к водопадам не показалась нам особо страшной, даже в период дождей:

Для машин с повышенной проходимостью такие ямы и лужи не страшны.

На обратном пути в поселке Усть-Сахрай мы еще успели посетить разрушенный дольменный город и смотровые площадки над рекой Дах. Об этом - наш следующий рассказ. Друзья, подписывайтесь на наш канал "Путеводитель по Югу России" и читайте рассказы о самых интересных и красивых местных достопримечательностях.