«Авария дочь мента»: неформатный фильм о молодежи СССР

«Авария дочь мента» - афиши с таким вызывающим названием были развешены во всех городах бывшего Советского Союза. Билет на фильм стоило взять уже только потому, что он обещал быть неформатным. А всё новое в тот период приветствовалось на «Ура»! И тогда никто ещё не знал, куда ведёт эта свобода выбора.

По настроению народа чувствовалось – грядут перемены. И пора что-то менять. Но что? Вот это оставалось загадкой, потому что старые идеалы безвозвратно развенчивались. А новые? Новые ещё не успели создать. Поколение у испорченного светофора пыталось идти своей дорогой, обвиняя старших в лицемерии и тыкаясь в неизвестность, получая опыт путём собственных ошибок.

Кинолента было отснята на киностудии «Мосфильм», по мотивам Юрия Короткова. По тем временам он был достаточно смелым и откровенным, потому что показывал всю изнанку жизни.

Найти актрису на такую сложную и яркую роль было достаточно сложно. От того, как она сможет преподнести свою героиню, зависел и успех картины и общее отношение зрителя к той бунтовщице, которая ломала сложившиеся устои.

Первоначально ставка была сделана уже на знакомое лицо. И такая актриса, которая однажды влюбила в себя зрителей уже была – это Наталья Гусева. Она ещё девочкой сыграла ту самую Алису, которая была гостьей из светлого будущего. Но Наталья повела себя весьма мудро и ответила отказом на предложение. Она объяснила своё несогласие тем, что не решилась осквернить чистый образ Алисы, поскольку сценарий включал в себя сцены изнасилования. И за такую избирательность Гусевой можно сказать большое спасибо за сохранение жизненных ценностей целого поколения.

Но вернёмся к теме. Необходимо было искать новые кандидатуры. Следующей стала Светлана Лавриненко. Эту девушку встретили прямо на улице и тут же предложили оказаться на съёмочной площадке. Но здесь снова режиссёра ждала неудача. Но теперь помешали родители девушки. Они тоже не одобрили сценарий и не отпустили дочь на съёмку.

Так своё место заняла Оксана Охлобыстина (Арбузова). И честно признаться, сложно представить вместо неё кого-то другого. Девушка словно сыграла саму себя, безоглядно и с полной самоотдачей, что называется, прожила эту роль на экране.

Критики причислили фильм к «чернушному», потому что в нём имеет место всё: и идеологический надлом, и депрессивность ситуации, и кажущаяся беззаботность молодёжи, которой, на самом деле, просто нечем заняться. Примечательно, что киноленты подобного жанра больше мелькали именно в период 89-91 годов. А вот в 90-е стали менее популярны. Возможно потому, что те явления, которые в конце 80-х были единичными, а это неподчинение власти в лице милиции, открытая грубость педагогам и неповиновение родителям, стали массовыми. И поэтому уже утратили прежний интерес народа. Страна уже огромными шагами двигалась к «пропасти» демократии.

О чем фильм?

Для тех, кому не посчастливилось ещё посмотреть киноленту следующий краткий обзор. Девушка-подросток учится в школе, но учёбой это можно назвать лишь условно. Как и её одноклассники она просто туда ходит. Теперь образование не в почёте, потому что на бюджетную зарплату не проживёшь. А там где платят необязательно иметь диплом. Об этом догадываются и педагоги старой закалки. Поэтому тоже стесняются навязывать подросткам своё мнение и давать рекомендации, и единственное о чём просят - не шуметь и не срывать уроки.

Но для парней и девушек с их максимализмом даже эта просьба слишком велика. Они хотят и требуют перемен. Во всём. В жизни и во взглядах. Они считают себя умнее и смелее и обвиняют старшее поколении в молчаливом согласии со всем, что им предлагал предыдущий строй.

Уж они-то не будут молчать.

И словно в доказательство этому вместо школьной формы главная героиня облачается в кожанку и делает боевой раскрас. Вместе с другими неформалами она отправляется на улицы – строить свою новую жизнь.

Сюжет усугубляется тем, что оказывается отец столь непокорной девушки не кто иной, как служитель закона. Или как его привычно называет дворовая молодёжь – мент. Он привык действовать согласно букве закона и жить в ладу со своей совестью.

Но вот незадача. С одной стороны, он обязан ловить и наказывать тех, кто против власти. А с другой, отец точно такой же неформалки. И ему приходится договариваться с коллегами, чтобы выручать и вытаскивать девушку с участка.

Зрителю интересно наблюдать за молодой бунтаркой, потому что она говорит много правдивых вещей. Например, девушка высказывает своё порицание относительно того, как её дед пользуется своими военными льготами. Она открыто говорит преподавателю то, о чём другие перешёптываются за спиной.

Она смела и решительна и этим подкупает.

Но если из ряда неприятностей девушке ещё удаётся выпутаться, то последнее приключение заканчивается трагедией. Бунтарка попадает в руки подонков, которые её насилуют. И вот в самый сложный момент своей жизни она обращается к отцу. И отец ставит её судьбу и честь выше своей свободы и карьеры. Он устраивает погоню и преступники погибают в аварии.

В фильме нет лишних слов об основных ценностях, но зритель понимает это сам. Например, показательна сцена, когда на постели остаются следы крови и отец понимает, что его дочь была невинна. А её внешность – это просто дань времени и вызов лживому обществу. Закоренелый мент благодаря дочери начинает смотреть на некоторые вещи иначе. Так он встречает художника, который оказался достойным человеком и не воспользовался случаем, чтобы переспать с молодой девушкой.

Именно он говорит ему важную фразу:

«Не все должны ходить строем!».

В конце фильма меняется отношение девушки к своему отцу. Если раньше она его обесценивала и кричала в лицо: «У всех предки как предки, а у меня дурак», то после его героического поступка Авария плачет и раскаивается, умоляя о прощении.

На этом лента заканчивается. Но несложно предугадать её продолжение. Отец получит высшую меру. Тогда с этим было строго, мать проклянёт и выгонит из дома, что ждёт подростка с ещё несформировавшимся мировоззрением? Улица? Проституция?

Хотелось бы надеяться на лучшую развязку, поэтому режиссёр оставил всё как есть. А дальше на усмотрение зрителя.

Кто виноват? Непослушная девочка ? А, может быть, общество?

На примере данной киноленты ярко видно как насаждается чуждая идеология. Как обесцениваются все достижения советского народа. Как одна лживая фраза способна перевернуть реальные события.

Имя главной героини выбрано неслучайно. Во-первых, это реальная личность, которая некогда тоже была неформалкой и оставила свой след в истории тем, что разделась догола на рок концерте.

Отец девушки, хоть и относится в государственным служащим, но сам дезориентирован и не понимает, куда катится страна. Он сам советуется с философом «Как дальше жить ? Авария какая-то!». И имеется в иду авария-катастрофа, которая произошла с мощной державой – развал Союза.

На протяжении всего фильма, уже сейчас, когда время расставило свои приоритеты, возникает вопрос. Откуда у молодёжи именно такие суждения? Откуда ветер дует?

Конец фильма – сцена авария.

Герои погибли, судьбы сломаны, страны нет, а что дальше?

Вопрос риторический и каждому из зрителей пришлось узнать ответ на него на своём собственном опыте.

А вот фильм есть и он заслуживает того, чтобы быть удостоенным вашего внимания. Посмотреть и вспомнить, как это было.

Если вам понравилась эта публикация, ставьте лайк ( 👍 - палец вверх) поддержите наш проект, подписывайтесь на наш канал и мы будем писать больше статей для вас.