Скульптура «Рабочий и колхозница»: для чего она была построена?

Когда весь мир следил за достижениями и поражениями Советского Союза необходимо было приложить все силы, чтобы порадовать союзников и показать недругам всю мощь, на которую только способен наш народ. Что может сплотить людей больше, чем противостояние? И не важно будет оно физическое или нравственное.

Когда в 1936-м году СССР было принято решение стать участником Всемирной выставки, то на самых высших рангах стали готовиться к тому, чтобы представить страну в самом лучшем свете. Для того, чтобы удивить искушённых иностранцев требовалось нечто неординарное, но при этом такое, которое олицетворяло бы непокорность, трудолюбие и силу советского народа.

Было принято предложение Бориса Иофана – знаменитого архитектора. Он видел павильон страны советов в виде трамплина. Это должно было выглядеть мощно и одновременно символично, показывая зрителям стремление рабочего класса к новым победам и достижениям. А сверху предусматривалось разместить статую огромных размеров, такую, чтобы захватывало дух.

Именно так, и никак иначе должен был выглядеть проект молодого социалистического государства. Прекрасный и величественный, чтобы каждому человеку сразу становилось ясно – это сделано в Советском Союзе.

Основа идеи была позаимствована у крылатой Ники. Споров о том, кому же будет отведено почётное место на самом павильоне не возникало. Безусловно, это должны были быть те, кому принадлежали в молодой стране земли, колхозы, фабрики и заводы – обыкновенные рабочие люди, которые на своих плечах несли строительство социализма.

Итак, было решено создавать скульптуру рабочего и колхозницы. Положение фигур было срисовано со статуи «Тираноборцы». Мухина и Иофан не стали оригинальны и в том, что вложили в руки своим творениям серп и молот. Эти элементы уже ранее встречались в искусстве. Но соединить всё это воедино получилось только у советских архитекторов.

Не оправдались предположения, что скульптура окажется «тяжёлой» и будет производить давящее впечатление. Мухина нашла неординарное решение – она предложила нарядить героев в струящиеся одежды. Благодаря такому подходу создалось ощущение полёта.

Мало кто знает, что первоначально рабочий и колхозница должны были предстать на суд публики обнажёнными, но этого правительство высокоморальной страны просто не могло позволить, поэтому скульптуру одели.

В реализации проекта были задействованы десятки специалистов. Но не всё шло гладко. Не обошлось и без доносов. Недоброжелатели писали анонимные послания Сталину о том, что скульптура не будет закончена в срок, что в складках одежды главных героев пытаются замаскировать силуэт Троцкого. На сигнал было тут же отреагировано, следов никакой подрывной деятельности замечено не было.

Несмотря на ложный донос всё-таки несколько человек, работающих над проектом были подвержены аресту. Но таковы были реалии того времени. Тем не менее работа продолжалась. Медлить было нельзя, уж слишком грандиозен был замысел.

Своими размерами статуя впечатляла и поражала даже самое смелое воображение. Её высота составляла 23,5 метра, а вес 75 тонн.

Доставить до места назначения фигуры в полный рост было просто невозможно, поэтому было принято решение монтировать скульптуру по частям. В общей сложности 65 штук. Для монтажа потребовалось 28 платформ.

Выполнена она была из нержавеющей стали. И когда все работы по воссозданию были закончены, Париж ахнул. Все ожидания меркли перед реальностью.

Был ещё один важный момент, который невозможно переоценить. Дело в том, что монументы СССР и Германии были друг напротив друга и учитывая положения на политической арене, показывали внегласное противостояние. Страна советов просто обязана была доказать превосходство над нацизмом. И цель была достигнута.

Для того, чтобы добиться ещё большего эффекта, скульптуру выполнили из стали, которая при разном ракурсе солнечных лучей меняла цвет. Она становилась то серебристой, то нежно розовой, то сиреневой, то выглядело просто неописуемо на фоне серого неба. Парижане просто влюбились в экспонат и даже стали собирать средства, чтобы шедевр остался на их Родине. Но Сталин ответил категорическим отказом. И статуя приехала в СССР. Ей отвели почётное место, и теперь произведением искусства, побывавшем за границей, могли любоваться обычные советские люди.

С 40-х годов экспонат является официальным символом известной киностудии. И в ожидании любимого фильма зрители обязательно видели на своих экранах колхозницу и рабочего. Они, тесно прижатые друг к другу, с мужественным, устремлённым в будущее взглядом, уверенно шли к победе коммунизма.

Это памятник стал гордостью нескольких поколений трудового народа и символом эпохи.

Если вам понравилась эта публикация, ставьте лайк ( 👍 - палец вверх) поддержите наш проект, подписывайтесь на наш канал и мы будем писать больше статей для вас.