30 396 subscribers

Как на моих глазах погибло трое людей

18k full reads
24k story viewsUnique page visitors
18k read the story to the endThat's 73% of the total page views
6 minutes — average reading time

Я же не всю свою жизнь кулинарией занимался. Всю свою молодость я много и тяжело работал, приходилось даже грузовик водить, но обычно с напарником, Ваней Зенько.

И вот, возвращаемся мы как-то раз с Иваном из Ташкента в Фергану. Поздним вечером проехали Коканд. От Коканда до Багдада (райцентра в Ферганской области, тезка того -великого Багдада) - прямая и широкая дорога. Нас обогнал жигуленок - хорошо пошел!

И вдруг Ваня говорит:

-- Ну, совсем обнаглели! Ты погляди - прямо посреди дороги стог сена выгрузили!

А такое бывало в Узбекистане. То посреди дороги хлопок сушить разложат, то вообще - не пойми чего. Но это была прямо скоростная трасса, с какой бы стати здесь да сено?

В общем, уже через несколько секунд после того, как мы заметили сено мы поняли, что это не просто сено, а под тракторный прицеп с сеном влетели те самые Жигули, что обогнали нас несколько секунд назад.

Никаких фонарей на прицепе не было - не обогнал бы нас жигуленок, мы могли бы точно так же влететь под этот прицеп, под трактор, который остановился посреди дороги, чтобы повернуть налево. Ни поворотника, ни стоп-сигналов, ни одного габарита! Иначе мы бы видели его на пустой ночной дороге. Но ничего на тракторе не горело вообще!

Мы остановились, тракторист охает, мы к нему "ах ты козлина", а он говорит "на тракторе есть фонарик". Но за прицепом с сеном его же не видно! Идиот, прости Господи! А что же там в машине? В Жигулях?

Рядом с водителем пожилая женщина с непокрытой головой. От сильного удара платок слетел. А крюк от прицепа уперся прямо ей в грудь, прямо в сердце. Я потрогал пульс: тук-тук-тук... и все. Нет больше женщины, умерла.

Мы давай пытаться открыть задние двери, при помощи монтировки удалось открыть обе, несмотря на то, что машина всмятку. Вышло два пассажира -живые, целые, в шоке оба, разумеется.

А тот, что сидел посередине - не выходит. Мы с Ванькой вынесли его из машины, положили на дорогу. Вроде цел, вроде дышит, но без сознания. Что с ним? А Иван говорит:

-- Да вот, смотри, у него же во лбу дырка - он полетел головой вперед и точно в зеркало на лобовом стекле. Зеркало вдребезги, а ножка от зеркала ему лоб и пробила!

-- Давай вытащим из машины диван от заднего сидения, подложим под него, ведь холодный асфальт, как бы воспаление легких не подхватил!

Подложили, укрыли его, я к нему подходил то и дело, но он умер спустя минут пятнадцать.

С водителем дело обстояло сложнее. Его прижало рулем, а парень крупный. Лицом об руль ударился - нос, челюсть, все переломано! Уже потом понял, что и обе ноги переломаны, там даже все брюки в крови, неужели открытый перелом бедра? Но он хрипит, дышит, стонет!

И тут вот какая картина - значит, мы с Иваном вдвоем типа "спасатели", а из соседнего кишлака, куда тот тракторист-урод и сворачивал, собрались зрители - томоша для них, что-то вроде цирка, в переводе с узбекского. Зрелище, концерт бесплатный! Я им кричу:

-- Эй, мусульмонлар! Помогайте, давайте!

А они мне:

-- Милиция приедет, ругать будет!

-- Эй, онайни сиккя, а сейчас и этот парень умрет - Аллах тебя ругать не будет?!

Трое или четверо ребят из толпы вышли, начали нам помогать. Тут уже и "скорая" подъехала. Да какая уж там скорая, какая неотложка? Ну чем поможет медсестра? Она ему трубочку в рот сунула, и грушей работает, кровь изо рта откачивает, чтобы типа в легкие не пошла. А доставать водителя из-за руля только мешает. Да еще и требует посветить, принесите ей фонарик. Ты его прямо вот так - прижатого к рулю лечить собираешься? Дай нам вытащить его из машины!

Не было в те годы, лет двадцать назад, в нашей Ферганской области никаких спасателей, специально обученных людей. Что случится на дороге - люди вот так и погибали, если никто не остановится и не начнет помогать. Бывало ведь, что и машины после аварии вспыхивали, горели, а люди и выйти не могли.

Это в Америке целый закон - если у тебя нет специального образования, особой подготовки, то все, что ты имеешь право сделать, это вызвать полицию, спасателей, а трогать пострадавшего не смей! Мало ли чего? Может, у него перелом шейных позвонков, а ты здесь ему "голову поправить" решишь? Ведь навредить можно довольно легко, если не понимать, что делаешь.

Но то Америка, а то Узбекистан! Вот уже и милиция приехала, а они форму пачкать не хотят - давай бумажки свои писать-рисовать. Тракторист перед ними кланяется и давай брехать "все на тракторе было исправным, все горело, от аварии фонари перестали работать".

-- Сука, да у тебя здесь все давно заржавело, провода от бывших фонарей изолентой замотаны, вон - даже от трактора к прицепу кабеля не присоединены! Что же ты врешь, тварь?!

Тем временем Иван зацепил задний бампер Жигулей за нашу машину, потащил ее из под трактора, а телега за Жигулями так и катится, ведь весь передний капот под прицепом. А крепление между прицепом и трактором - вдребезги! Вот какой удар был.

Какая-то вторая грузовая машина остановилась, привязали перед прицепа за нее и давай тянуть в разные стороны. Стащили прицеп, наконец, с Жигулей.

А на прицепе, под сеном, бревна лежат. Этот тракторист, сукин сын, стырил где-то лес, кругляки да жерди, и сеном укрыл, чтобы никто не видел, потому-то удар такой сильный был, а сено просто слетело на Жигули. Может он и фары на тракторе не включал, чтобы никто не видел его? Не знаю. Но мы, ехавшие за Жигулями, его не видели абсолютно! Увидели только сено и пар, который пошел из разбитого радиатора Жигулей. Увидели в свете именно наших фар.

Но теперь доступ к парню за рулем открылся. Я влез на капот, пытаюсь поднять руль - лобового стекла-то нету, но не получается, не хватает сил.

Сняли не то бревно, не то жердь из тех, что на тракторе и как рычагом подняли руль. Но сиденье сорвало с места, все равно парень прижат к приборной панели. Ну, кое-как, при помощи водителя со второй машины, да тех трех ребят, из соседнего кишлака, отодвинули сиденье вместе с пострадавшим назад, вынесли парня из машины, уложили его на носилки и скорая умчалась.

Те двое, что никак не пострадали, оба оказались из Бухары - ехали через Ташкент в командировку в Фергану. Жигули - вроде частного такси, он набрал пассажиров в Ташкенте, кому в Фергану, кому в Маргилан. И вот надо же было двум бухарцам так удачно сесть в машине - по краям, у дверей. Они-то тоже лицами ударились о передние сиденья, а вот тому, кто сел посередине - не повезло. Парень из Кувы, 29 лет, трое детей вписано в паспорт. Эх, горе какое!

Бухарцы командировочные у меня спрашивают:

-- Ака, нам можно ехать? У нас в багажнике портфели, можно забрать?

Я говорю:

-- Вон, милиция, целые полковники ходят, у них спрашивайте!

Подошли к милицейскому начальству, говорю, так мол и так, меня можно найти там-то и там-то, номер телефона такой-то. А им уже не нужны свидетели! Пришел брат тракториста, председатель колхоза, а тракторист прикидывается жутко пострадавшим, мол Жигули сам виноват, ударил его, невиновного в зад. А то, что он встал посреди дороги, собирался поворачивать через две сплошные на проселочную дорогу, что фонари не горели - так за это ментам уже, похоже, заплатили. У них было время договориться, пока мы с Ванькой, с водителем из второго Камаза, да кишлачными ребятами пострадавших спасти пытались.

Пытались, да не спасли.

Я приехал домой ночью, весь в крови. Жена испугалась, я говорю, это не моя кровь. Утром пришел на работу, рассказываю ребятам из соседнего магазина, что удалось спасти хотя бы водителя. А они говорят:

-- Это сосед наш, из Маргилана. Умер он в скорой, сейчас мы на похороны поедем.

В общем, про что я? Спасатели, гидравлические ножницы, вертолеты - все это, конечно, показывают иногда по телевизору, наверное даже и есть где-то. Но все же, если понимаешь, что никто, кроме тебя ничем помочь не может, попытаться помочь людям надо. Но следует соизмерять свои силы, трезво оценивать свои умения и постараться не навредить пострадавшим. Американский закон я считаю отчасти правильным, а позицию кишлачных "милиция ругать будет" считаю подлой. Можешь помочь, понимаешь, что помощь может оказаться слишком запоздалой - бойся Бога, а не милицию или закон американский!

Но не все в наших силах, увы. И, если ты не можешь помочь ничем, то хотя бы позвони, хотя бы огнетушитель держи наготове, хотя бы знаки аварийной остановки расставь - постарайся сделать так, чтобы не стало еще хуже.

Но и собираться бесполезной толпой, да еще и снимать на смартфон как умирают люди, как теперь мода пошла - это вообще за пределами человеческого. И ведь кто снимает? Бабы, что ли снимают или старики немощные? Молодые, здоровые, как быки мужики стоят и снимают! Зато в интернете все они герои - Ксюшу Собчак обсуждают, все, как один, в белых пальто и дартаньяны.

Уж если обсуждать бабу на шпильках, которая "сбежала в аэропорт", то следует обсуждать и тех ксюшей, которые проехали мимо, а для спасения пострадавших засняли результаты аварии на смартфоны. Ну, чем они-то лучше? Тем, что они не собчаки, что ли? Ведь точно так же оставили людей в опасности! Один в один, а какая разница - сидел ли ты во второй машине или просто мимо ехал? Вот пострадавший, а ты ничего не сделал и уехал. Юридически - точно такое же деяние, а точнее - бездействие.

Я сейчас про себя думаю. Двадцать лет назад мне и сорока не было, силы другими были. И сейчас силы есть, но чем я бы смог помочь реально пострадавшим в машине? Если ничем, если скорую и спасателей уже вызвали, то, может быть и вправду лучше проехать и не создавать на дороге пробку - ведь где-то там, сквозь эту самую пробку пытается проехать реанимация! А у нас как авария, так пробка не столько из-за самой аварии, сколько из-за операторов, ютуберов и инстаграмеров сраных! Им же выложить поскорее в сеть надо, комменты и лайки собрать! А реальная помощь из-за них, дебилов, и доехать не может.

А представляете себе, сколько таких операторов собрала бы Ксюша Собчак посреди исковерканных автомобилей? Да там бы пробка на три дня и три ночи собралась!

Будьте осторожны на дороге, будьте людьми, настоящими людьми, а не дрянью, прошу вас. За сорок лет за рулем я столько всего повидал, что рассказов на книгу хватит, а вывод из всего увиденного только один - будь человеком! Ответственным человеком!