«Мертвые души» и «незачатые» суда Алексея Рахманова

27.01.2018

Откуда в ОСК взялись ₽329 млрд на гражданских заказах

Президент ОСК Рахманов превзошёл всяческие ожидания по части представления лукавых цифр, характеризующих трудовые подвиги корпорации.

Смотрим на последнее интервью в «РГ» под заголовком

«Алексей Рахманов: Каждый третий рубль на верфях ОСК в 2018 году обеспечат гражданские заказы»

Цитата:

Алексей Рахманов: «Сейчас на предприятиях ОСК выполняются контракты на 64 судна, их общая стоимость — 329,7 миллиарда рублей. Это треть от всего портфеля заказов корпорации.»

Теперь время удивляться. Откуда взялась цифра в 329 млрд на гражданские заказы, если по отчетности РСБУ за 2016 год вся выручка предприятий ОСК составила 341 млрд. При том, что 80% — это военные контракты.

А вот откуда. Это не догадка, а данные из письма, присланного на неделе в почту FB группы “Кают- компания». Автор, пожелавший остаться неизвестным, предположил, что глава ОСК складывает суммы средств, уже потраченных на строительство судов, давно находящихся на стапелях предприятий корпорации. Например, три атомных ледокола с многочисленными задержками, горем пополам строящиеся на Балтийском заводе стоят примерно 122 млрд. Первый из них, «Арктика» строится пятый год. Тут же стоят другие, отложенные к сдаче заказы: долгострой, ледокол «Виктор Черномырдин»( заложен в 2008г и переведён на «Адмиралтейские верфи») «съел » на 11 млрд, ПАТЭС имени Ломоносова( возводится с 2008 г.) — на 22 млрд. Итого 155 млрд, или примерно меньшая половина от названной суммы загнана и давно потрачена в атомных и дизельных долгостроях. Но для главы ОСК это «живые» цифры, вероятно, такие же, как мертвые души крестьян для Чичикова.

С точки же зрения госфинансов, а все перечисленные заказы строятся на бюджетные деньги, эта сумма — замороженные в ОСК деньги налогоплательщиков.

Идем дальше, в поисках оставшейся большей половины от гигантской суммы в 329 млрд. Подсказка заключена в заголовке интервью: «Каждый третий рубль на верфях ОСК в 2018 году обеспечат гражданские заказы». Рахманов, как видно, считает стоимость заказов, не только тех, что уже проели в прошлые годы суммы, выделенные на их постройку, но и те, которые предполагается начать строить. Подсчёт, мягко говоря, лукавый, потому как этих денег корпорация ещё не получила. Она даже не начала проектировать и не заложила суда, которые уже посчитала. Но и это не все. Автор письма в «Кают- компанию» пишет, что в сумму денег вошли цифры средств, предполагаемых под строительство рыболовных судов в рамках скандально известной программы «инвестиционных квот».

Рахманов в том же интервью « РГ» заявляет 34 контракта на этих «рыбаков». Но из них только 4 представляют реальные заказы, стоящие на стапелях и у стенки Выборгского и Калининградского заводов. Остальные договоры подписаны в рамках «квот под киль» и носят статус протоколов о намерениях. Согласно правилам этой программы, рыболовецкие предприятия должны были подписать контракты до 7 декабря 2017 года на строительство судов, чтобы позже, после постройки и введения судов в эксплуатацию претендовать на квоты вылова рыбы. Под этими контрактами нет денег. Правительство РФ ещё до конца даже не определилось с условиями выделения квот, в частности, по краболовам. Это, образно говоря, планируемые промысловыми предприятиями «дети». Их могут «зачать», если получиться. Но есть бумажные цифры. И если мы предположим, что в среднем рыболовное судно стоит, самое меньшее, $30 млн, то 30 судов «из чернильницы» ОСК обойдётся в $900 млн, в рублях — около 50 млрд.

Вот такая забавная арифметика. Две трети суммы, объявленной Рахмановым, якобы полученных по линии гражданских заказов ОСК, составлено либо из «мертвых душ» , либо из ещё даже «не зачатых душ» рыболовных судов.

Если же считать, что все 64 судна, объявленные главой ОСК, живые, то стоимость каждого из них составляет в среднем, примерно, 90 млн долларов. На сегодняшнем судостроительном рынке России не зафиксировано ни одного проекта плавсредства с такой высокой ценой.

Хотя, в ОСК может быть придумали новый, неведомый доселе  способ подсчёта — компания знаменита талантливыми аудиторами.

Больше новостей о судостроении на ИА "Стапель".