Дорога на перевал Тахтакарача в Узбекистане

20 May 2019
258 full reads
3,5 min.
466 story viewsUnique page visitors
258 read the story to the endThat's 55% of the total page views
3,5 minutes — average reading time

Зачем надо из Самарканда обязательно уехать в Шахрисабз? А вот зачем.

Толчея древних столиц Средней Азии меня утомила. А еще больше угнетало ощущение, что находясь в них я не смогу посмотреть и десятой доли их удивительного мира. Обязательной туристической программой никого не удивишь. Да, с классикой надо знакомиться, но и изюминки тоже надо уметь выискивать. Особенно такие, куда едут за тридевять земель французы, а российский турист даже о них не слышал, ограничиваясь стандартным меню: Самарканд-Бухара-Хива.

После того, когда стало понятно, что Средняя Азия это надолго, если не на всегда, на 35-ый день своего путешествия 17 мая этого года я взял курс на Мазари-Шариф. Необычно, да? Все очень просто. Я решил поиграть в интерактив. Теперь у моих читателей есть возможность влиять на мои планы. Друзья могут посильно помочь мне пересечь афганскую границу, а завистники из комментариев в Дзене просто избавиться от меня ;-) Ведь исход не предсказуем, звенящий градус опасности растет с каждым днем, а цена вопроса всего каких-то 800 евро.

Но это я отвлекся, вернемся к теме поста. Я думал достаточно быстро пройти намеченный на день рядовой отрезок пути в 80 км через Зеравшанский хребет, переночевать в Шахрисабзе Кашкадарьинской области, а затем устремиться к афганской границе. Но действительность оказалась намного интереснее чем я ее представлял.

 Выехав из города в обед на кольцевой Самарканда встречаю стайку так популярных здесь 130-х ЗИЛов и не отказываю Белке в удовольствии сфотографироваться вместе с ними.
Выехав из города в обед на кольцевой Самарканда встречаю стайку так популярных здесь 130-х ЗИЛов и не отказываю Белке в удовольствии сфотографироваться вместе с ними.
Выехав из города в обед на кольцевой Самарканда встречаю стайку так популярных здесь 130-х ЗИЛов и не отказываю Белке в удовольствии сфотографироваться вместе с ними.

Белка довольна. За сутки до выезда сказочным образом я нашел в Самарканде на заправке Узнефтегаз 93-ий бенз и залился им по самые гланды: полный бак и еще 50 литров в канистрах с учетом казахского НЗ 95-го. Правда цена кусалась: 54 руб. 72 коп. за литр. Но это лучше чем покупать 80-ый бенз по доллару за литр, как пришлось мне делать в известной чайхане под Жаслыком перед рейдом к Аралу. Белка удовлетворенно заурчала получив впервые за месяц более менее приличное топливо. Говорят, теперь только в Эмиратах будет приличный бензин. Но вот чего я не смог найти в Самарканде - это газовые баллоны для плитки. Последний ржавый с истекшим сроком хранения приобрел в Хиве. Печалька.

 Недалеко от ЗИЛов и первая достопримечательность, отмеченная на MAPS.ME как замок, на деле оказалась каким-то заброшенным рестораном производящим на туриста готическое впечатление, несмотря на эклектический стиль.
Недалеко от ЗИЛов и первая достопримечательность, отмеченная на MAPS.ME как замок, на деле оказалась каким-то заброшенным рестораном производящим на туриста готическое впечатление, несмотря на эклектический стиль.
Недалеко от ЗИЛов и первая достопримечательность, отмеченная на MAPS.ME как замок, на деле оказалась каким-то заброшенным рестораном производящим на туриста готическое впечатление, несмотря на эклектический стиль.
Сразу после развязки кольцевой трассы и трассы на Термез ухожу налево на грунтовку и пробираюсь между садов в обратную сторону к каналу Даргом. Все бы ничего, но сильно смущает глина на фоне начинающегося дождя и привязанные к вбитым посереди дороги кольям быки да коровы. Цель - крепость Ривдад или Кафир-Кала, распространенное название крепостей возникших до арабского нашествия. Паркуюсь во рву между рабадом и шахристаном и отправляюсь бегом осматривать крепость.
Сразу после развязки кольцевой трассы и трассы на Термез ухожу налево на грунтовку и пробираюсь между садов в обратную сторону к каналу Даргом. Все бы ничего, но сильно смущает глина на фоне начинающегося дождя и привязанные к вбитым посереди дороги кольям быки да коровы. Цель - крепость Ривдад или Кафир-Кала, распространенное название крепостей возникших до арабского нашествия. Паркуюсь во рву между рабадом и шахристаном и отправляюсь бегом осматривать крепость.
Сразу после развязки кольцевой трассы и трассы на Термез ухожу налево на грунтовку и пробираюсь между садов в обратную сторону к каналу Даргом. Все бы ничего, но сильно смущает глина на фоне начинающегося дождя и привязанные к вбитым посереди дороги кольям быки да коровы. Цель - крепость Ривдад или Кафир-Кала, распространенное название крепостей возникших до арабского нашествия. Паркуюсь во рву между рабадом и шахристаном и отправляюсь бегом осматривать крепость.
Ривдад основан в I веке н.э. как загородная резиденция правителей Самарканда. Город защищал подступы к столице с юга, имел площадь около 20 га, развитый шахристан и рабад. Уничтожен город в VII в. арабами.Тут я проявил малодушие и не полез в цитадель с остатками зданий, решив не месить глину под дождем.
Ривдад основан в I веке н.э. как загородная резиденция правителей Самарканда. Город защищал подступы к столице с юга, имел площадь около 20 га, развитый шахристан и рабад. Уничтожен город в VII в. арабами.Тут я проявил малодушие и не полез в цитадель с остатками зданий, решив не месить глину под дождем.
Ривдад основан в I веке н.э. как загородная резиденция правителей Самарканда. Город защищал подступы к столице с юга, имел площадь около 20 га, развитый шахристан и рабад. Уничтожен город в VII в. арабами.Тут я проявил малодушие и не полез в цитадель с остатками зданий, решив не месить глину под дождем.
Вид с валов шахристана на Зеравшанский хребет. Мне туда. После пустыни и равнины вид горы будоражит кровь.
Вид с валов шахристана на Зеравшанский хребет. Мне туда. После пустыни и равнины вид горы будоражит кровь.
Вид с валов шахристана на Зеравшанский хребет. Мне туда. После пустыни и равнины вид горы будоражит кровь.
А вокруг как и две тысячи лет тому назад возделываются поля. О крепости я расскажу в отдельном репортаже, а мне пора отсюда выбираться, пока окончательно дорога не раскисла. С нее очень легко съехать в какой-нибудь арык, чего мне совсем не хочется.
А вокруг как и две тысячи лет тому назад возделываются поля. О крепости я расскажу в отдельном репортаже, а мне пора отсюда выбираться, пока окончательно дорога не раскисла. С нее очень легко съехать в какой-нибудь арык, чего мне совсем не хочется.
А вокруг как и две тысячи лет тому назад возделываются поля. О крепости я расскажу в отдельном репортаже, а мне пора отсюда выбираться, пока окончательно дорога не раскисла. С нее очень легко съехать в какой-нибудь арык, чего мне совсем не хочется.
Мчу прямо в грозу на перевал Тахтакарача (1640 м), он же Китабский перевал. Правда я тогда еще не представлял его высоту.
Мчу прямо в грозу на перевал Тахтакарача (1640 м), он же Китабский перевал. Правда я тогда еще не представлял его высоту.
Мчу прямо в грозу на перевал Тахтакарача (1640 м), он же Китабский перевал. Правда я тогда еще не представлял его высоту.

Пара коротких роликов на тему: нива, дорога, гроза

 Горы все ближе. Вдруг вижу на шоссе перед селом Каратепа что-то происходит. Оказывается из-за ливня местная речка вышла из берегов,а водопропускное устройство под дорогой забилось или просто не справлялось с таким объемом воды образовав водоворот посереди грязного озера
Горы все ближе. Вдруг вижу на шоссе перед селом Каратепа что-то происходит. Оказывается из-за ливня местная речка вышла из берегов,а водопропускное устройство под дорогой забилось или просто не справлялось с таким объемом воды образовав водоворот посереди грязного озера
Горы все ближе. Вдруг вижу на шоссе перед селом Каратепа что-то происходит. Оказывается из-за ливня местная речка вышла из берегов,а водопропускное устройство под дорогой забилось или просто не справлялось с таким объемом воды образовав водоворот посереди грязного озера
Красивый вид на горы и вздувшуюся от дождей реку. Окрестности села Каратепа знамениты живописными склонами с валунами и скалами, а также расположенным неподалеку урочищем Аманкутан с лесной дачей. К сожалению, мне некогда осматривать здешние красоты, да и дождь не располагает к этому.
Красивый вид на горы и вздувшуюся от дождей реку. Окрестности села Каратепа знамениты живописными склонами с валунами и скалами, а также расположенным неподалеку урочищем Аманкутан с лесной дачей. К сожалению, мне некогда осматривать здешние красоты, да и дождь не располагает к этому.
Красивый вид на горы и вздувшуюся от дождей реку. Окрестности села Каратепа знамениты живописными склонами с валунами и скалами, а также расположенным неподалеку урочищем Аманкутан с лесной дачей. К сожалению, мне некогда осматривать здешние красоты, да и дождь не располагает к этому.

Местные жители рассказывают мне где идет гроза и смогу ли я проехать через перевал

Ну что, набравшись смелости еду дальше - прямо в грозу. Впереди жутко сверкают молнии

 Мне повезло, под самый удар стихии я не попал. Прошел больше тылами грозового фронта
Мне повезло, под самый удар стихии я не попал. Прошел больше тылами грозового фронта
Мне повезло, под самый удар стихии я не попал. Прошел больше тылами грозового фронта
Но из-за дождя практически не останавливался. А дорога тем временем шла по узкой долине с живописными склонами и сменяющими друг друга аулами. Асфальт относительно сносный с залатанными ямами.
Но из-за дождя практически не останавливался. А дорога тем временем шла по узкой долине с живописными склонами и сменяющими друг друга аулами. Асфальт относительно сносный с залатанными ямами.
Но из-за дождя практически не останавливался. А дорога тем временем шла по узкой долине с живописными склонами и сменяющими друг друга аулами. Асфальт относительно сносный с залатанными ямами.
И вот тут я слегка струхнул... Двигатель урчит довольно, но почему-то перестал тянуть. Машина не идет даже на 4-ой передаче. На 3-ей тоже не так как бы хотелось. Все приехали, кажись убил двигатель местным бензином. Однако, другие машины, что еле-еле тащатся на газу, я почему-то легко обгоняю.
И вот тут я слегка струхнул... Двигатель урчит довольно, но почему-то перестал тянуть. Машина не идет даже на 4-ой передаче. На 3-ей тоже не так как бы хотелось. Все приехали, кажись убил двигатель местным бензином. Однако, другие машины, что еле-еле тащатся на газу, я почему-то легко обгоняю.
И вот тут я слегка струхнул... Двигатель урчит довольно, но почему-то перестал тянуть. Машина не идет даже на 4-ой передаче. На 3-ей тоже не так как бы хотелось. Все приехали, кажись убил двигатель местным бензином. Однако, другие машины, что еле-еле тащатся на газу, я почему-то легко обгоняю.
И только внезапно поднявшись на Китабский (Тахтакарача) перевал Зеравшанского хребта и померив высоту я понял, что так высоко мы с Белкой еще не забирались, даже покоряя горные вершины Крыма. 1600 с хвостиком метров. А подъем, в отличии от крымских серпантинов, практически не заметен, дорога проложена по склонам долины. Потом я еще 150 метров к этой высоте добавил уйдя с трассы в сторону.
И только внезапно поднявшись на Китабский (Тахтакарача) перевал Зеравшанского хребта и померив высоту я понял, что так высоко мы с Белкой еще не забирались, даже покоряя горные вершины Крыма. 1600 с хвостиком метров. А подъем, в отличии от крымских серпантинов, практически не заметен, дорога проложена по склонам долины. Потом я еще 150 метров к этой высоте добавил уйдя с трассы в сторону.
И только внезапно поднявшись на Китабский (Тахтакарача) перевал Зеравшанского хребта и померив высоту я понял, что так высоко мы с Белкой еще не забирались, даже покоряя горные вершины Крыма. 1600 с хвостиком метров. А подъем, в отличии от крымских серпантинов, практически не заметен, дорога проложена по склонам долины. Потом я еще 150 метров к этой высоте добавил уйдя с трассы в сторону.
Вот оттуда я приехал.
Вот оттуда я приехал.
Вот оттуда я приехал.

Ну как? Стоило ради таких видов бросить Самарканд и выбраться сюда? А потом спуститься на другую сторону Зеравшанского хребта, где вас ждет нечто удивительное?

Этот пост стал возможен благодаря партнерству с гостиницей OQ SAROY в Шахрисабзе. Лучшее место для туриста у главной достопримечательности области. О ней чуть позже.

Продолжение следует.

Хотите поддержать проект? Воспользуйтесь формой для перечисления на Яндекс-кошелек. Подробности на что пойдут средства здесь.

Спасибо всем кто уже внес свой посильный вклад.
Друзья, добрые друзья, вы просто толкаете меня туда, куда Макар телят не гонял.
Для удобства сообщаю номера карт Сбербанка куда также можно перечислить донат:
5469 4900 1186 3566 - рубли;
4276 4900 3389 0940 - евро.
Но лучше все-таки на Яндекс, селектировать проще.