Галина Смагина - Пилот МиГа

23 September 2019

Этой осенью, в сентябре-октябре, исполняется 42 года с момента установления нескольких мировых рекордов советским женским экипажем на самолете Ил-62М. В составе экипажа самолета-рекордсмена на должности бортинженера летала наша землячка, жительница города Перми - Галина Олеговна Смагина. О первых шагах в реактивной авиации этого удивительного человека рассказывает очередной отрывок из книги моего отца Евгения Старкова: "Жизнь на крыльях".

***************

Хорошо управлять самолётом! Это десять лет назад курсанты аэроклуба летали на брезентовом По- 2 с открытой кабиной, а сейчас легко управляемый современный спортивный самолёт Як-18у. Как приятно с птичьего полёта обозревать окрестности родного города! Но ведь уже давно воздушное пространство с бешеной скоростью рассекают реактивные истребители и огромные турбовинтовые лайнеры. За штурвалами этих великолепных машин сидят крепкие парни. «А чем мы, девчонки, хуже их?» - думала Галина Смагина и её подруги по полётам. Наконец, они решили послать письмо в ЦК ДОСААФ с просьбой направить их в школу, где учат летать на реактивных машинах.

Як-18у Пермского аэроклуба на аэродроме во Фролах. Фото из архива Г. О. Смагиной
Як-18у Пермского аэроклуба на аэродроме во Фролах. Фото из архива Г. О. Смагиной

Ответ пришёл отрицательный. Тогда девчонки собрали нужные документы для поступления в школу и командировали в Москву одну из подруг. Поездка тоже не дала никаких результатов. Через какое-то время собрали деньги на поездку второй подруги, но она тоже ничего не добилась.

Уже третий раз Галина сдала вступительные экзамены в политехнический институт, и опять её не зачислили.

– Это выходит всю жизнь я должна рисовать пресс-формы для каких-то деталек мало понятной мне аппаратуры, – грустно думала Галина. Нет уж. Так дело не пойдёт, - решила она и собравшись с духом вошла в кабинет декана.

– Сколько раз я должна сдавать вступительные экзамены? – с возмущением спросила она.

– Вы поднимите экзаменационные листы за три года. Там у меня одни пятёрки, а вы принимаете троечников, которым я помогаю сдавать математику и физику. Я работаю конструктором и хочу повышать свои знания.

Растерявшийся декан вызвал секретаря и, даже не проверяя результаты экзаменов, сказал: – Запишите её в группу.

В это же время настала очередь Галины Смагиной ехать в Москву с документами в ЦК ДОСААФ. Ей удалось встретиться с заместителем генерала Пахомова Обуховым.

Галина очень эмоционально стала требовать. чтоб их девчат из Перми направили в школу, где учат летать на реактивных самолётах. Слушая Смагину, Обухов очень удивился.

Генерал Пахомов отец знаменитой фигуристки Людмилы Пахомовой возглавлял тогда ДОСААФ. Он очень лояльно относился к женщинам-лётчицам и ни без его влияния было решено создать женскую группу лётчиц на реактивных истребителях. Оказывается, в Пермь уже послали вызов на двух женщин, в том числе и на Смагину. Обрадованная Галина поспешила домой.

Документы у девчонок были готовы. Осталось пройти медицинскую комиссию. Медики решили, что пермских лётчиц берут в космонавты и устроили тщательную проверку. Галине даже делали в то время сложную и довольно болезненную пункцию спинного мозга. Трое суток не разрешали ей даже ворочаться в постели. И тут Смагиной не повезло. Ей сказали, что она когда-то в детстве переболела менингитом и ни о каких полётах не может быть речи. Они удивились, как она ещё на своих ногах ходит по земле. Конечно, Галка наревелась. Её подруга Альбина Косых уехала на сборы, куда собрали лучших лётчиц со всего Союза, а она снова стала за чертёжный стол.

В аэроклубе, тогда его уже стали называть спортивным клубом, возобновились полёты.

– А ты будешь летать? – спросили у Смагиной.

– Конечно буду, – не задумываясь ответила она.

– А почему ты не поехала на сборы? – докапывались у неё.

– Да не прошла по зрению, – оправдывалась Галина.

У неё действительно зрение было 0,9, но для спортивных полётов этого было вполне достаточно. О какой-то таинственной и вредной болячке она, конечно, никому не говорила.

Як-18п.
Як-18п. Пермского аэроклуба на аэродроме во Фролах. Фото из архива Г. О. Смагиной. Не совсем понял, что за холм на заднем плане?

В этот год Смагина отрабатывала фигуры высшего пилотажа. У спортивного аэроклуба кроме Як-18 появился очень удобный легкомоторный спортивный самолёт чехословацкого производства Z-326. Галина с большим интересом и удовольствием освоила и его и, вылетая в зону прямо над стационаром, где она проходила медкомиссию, она на зло врачам выделывала самые сложные выкрутасы.

Летом после сборов приехала Альбина Косых. Она подробно рассказывала, как проходили занятия, и на чём летали. Галина явно завидовала подруге, которая там, на сборах не раз рассказывала о Смагиной.

Снова собираясь в лётную школу, Альбина позвала с собой Смагину, и Галина решила рискнуть. Мама в это время была в командировке. Так случилось, что они встретились на Московском вокзале.

– Ты на долго, доченька? – спросила мать.

– Да как получится. – неуверенно ответила Галина.

В Калуге генерал Пахомов спросил Смагину, почему она не явилась на сборы. Галине пришлось соврать, что она приболела. Увидев её аттестат зрелости только с одной четвёркой, её приняли в школу даже без вступительных экзаменов. Заставили только прямо в Калуге пройти медицинскую комиссию. Зная свой грешок со зрением, Галина выучила таблицу, по которой проверяют зрение, и всё прошло гладко.

Отобрали пять девчонок, одели в форму, правда чёрного цвета, и, как солдат, поселили в комнату с двухъярусными кроватями. Начались серьёзные занятия. Перед Галиной стал вопрос: Что делать с институтом? Брать академотпуск ей очень не хотелось. Генерал Пахомов сказал ей:

– Лётную школу и институт тебе не потянуть.

МиГ-15УТИ калужской авиа-эскадрильи -  советский реактивный двухместный учебно-тренировочный самолёт, созданный на базе истребителя МиГ-15. Фото из архива Г. О. Смагиной
МиГ-15УТИ калужской авиа-эскадрильи - советский реактивный двухместный учебно-тренировочный самолёт, созданный на базе истребителя МиГ-15. Фото из архива Г. О. Смагиной

В Калуге был филиал Московского высшего технического института имени Баумана. После долгих выяснений Смагина узнала, что можно некоторые экзамены и зачёты сдавать в этом филиале. Когда девчонки ложились спать, Галина садилась за другие учебники. Несмотря на то, что Смагина не была на сборах, её нормально приняли в коллектив, но уставшим девчонкам мешал свет , и они начинали ворчать. Галина где-то раздобыла настольную лампу, прикрепила её к спинке своей кровати на втором ярусе и выключив общий свет «грызла гранит науки».

– Только не выдавайте меня. – умоляла она подруг.

В Киеве открылся институт гражданской авиации. Узнав об этом, Галина подумала: – Зачем мне какая-то автоматика? Гражданская авиация мне на много ближе.

Упёртая студентка перевелась в Киев, хотя из-за разницы программ потеряла год.

Девчонки ещё на сборах летали на МиГ-15, а для Галины встреча с новой машиной и полёт на ней были очень волнующими. Подобное чувство она испытывала, когда ещё в детстве после запуска моделей с резиновым двигателем впервые управляла кордовой моделью. Командир одной эскадрильи говорил, что на МиГах можно танцевать вальсы Штрауса.

МиГ-15УТИ калужской авиа-эскадрильи. Фото из архива Г. О. Смагиной
МиГ-15УТИ калужской авиа-эскадрильи. Фото из архива Г. О. Смагиной

Многочасовые лекции, умные полезные советы инструкторов и бесконечные тренировки делали своё дело. И вот отчаянные девчонки, сливаясь с реактивной машиной, рассекают калужское небо.

Несмотря на постоянное недосыпание и усталость, Галина чувствовала себя сказочно счастливой. С усмешкой вспоминала она приговор пермских врачей. Уже потом, когда она летала на одиночном МиГ-17, она поняла, каким образом привалило ей это счастье.

МиГ-17 калужской авиа-эскадрильи.
МиГ-17 калужской авиа-эскадрильи. Фото из архива Г. О. Смагиной

Во второй половине пятидесятых годов прошлого столетия, когда в нашей стране происходило бурное развитие ракетного вооружения, Было проведено резкое сокращение в авиации и военно-морском флоте. Скоро дошло до того, что стало некому летать на военных самолётах.

Курсант лётной школы инструкторов ДОСААФ
Курсант лётной школы инструкторов ДОСААФ Г .О. Смагина. Фото из архива Г. О. Смагиной

Чтоб исправить положение решили готовить пилотов по линии ДОСААФ и создали пять учебных авиацентров. Для этих центров понадобились инструктора. Под Калугой в авиашколе в Грабцево стали готовить этих инструкторов. Была набрана специальная группа реактивщиков, в которую вошли и пять девушек. Эта группа была на особом положении. Курсантам платили удвоенную стипендию, но и требования к ним были повышенные.

После окончания школы молодых лейтенантов распределили по пяти центрам в качестве инструкторов. Смагиной предложили остаться в центре, что находился в Баратынске под Калугой. Конечно, молодые парни удивлялись, а иногда даже были недовольны, что инструктор у них женщина, но после первых же полётов впечатление менялось.

После окончания центра выпускникам присваивалось звание лейтенанта и лучшие попадали непосредственно в Военно-воздушные силы. Таким образом решалась стратегическая задача.

Подруга Галины Альбина, проработав инструктором больше двух лет, вышла замуж и уехала в Коканд. Там стала летать на Ан-2. Когда Смагина отработала инструктором три года и налетала в общей сложности на реактивных самолётах тысячу часов, вовремя отпуска решила навестить подругу и одновременно посмотреть достопримечательности Средней Азии. После тёплой встречи с подругой Галина пошла знакомиться с азиатским городом. Её впечатляла древняя архитектура, мечети и, конечно, среднеазиатский базар. Больше всего её поразили женщины в парандже. Всё увиденное она старалась сфотографировать. Ей повезло увидеть узбекскую свадьбу. Невеста тоже была в парандже. Галина сразу схватилась за фотоаппарат и сделала несколько кадров. Вдруг её окружили участники свадьбы....

О полетах в небе Памира читайте в ранее опубликованном отрывке повести здесь.

Оригинал поста с обсуждением смотрите скоро в моем блоге starcom68

Понравилось? Ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал в Дзен