Печальный конец двух товарищей по несчастью

5k full reads
8,4k story viewsUnique page visitors
5k read the story to the endThat's 59% of the total page views
4,5 minutes — average reading time

Она не утонула...

Богатой на флотские события выдалась вторая неделя декабря этого года. Сначала горит первый и последний авианосец независимой России "Адмирал Кузнецов", за год до этого пытавшийся утонуть вместе с плавдоком ПД-50 в Росляково. И если к удушливому дыму Отечества "Адмирала Кузнецова" мы уже привыкли, то попытка занырнуть вместе с плавдоком это было что-то новенькое в истории российского флота. Авианосец тогда остался на плаву, но получил сильный удар рухнувшим краном и многочисленный повреждения. И вот прошлой ночью подобный трюк был проделан второй раз уже в Южной бухте Севастополя при помощи плавдока ПД-16 и дизельной подводной лодки Б-380.

 Всплывшая на боку подводная лодка Б-380 внутри затонувшего плавдока ПД-16
Всплывшая на боку подводная лодка Б-380 внутри затонувшего плавдока ПД-16
Всплывшая на боку подводная лодка Б-380 внутри затонувшего плавдока ПД-16

Что любопытно, российские СМИ с утра налегали на то, что плавдок списанный и затонул он со списанной подводной лодкой (интересно, что списанное на списанном делает?), но к утру все информагенства мира облетела радостная скрепная новость - лодка не утонула, а успешно всплыла, вероятно пытаясь показать потенциальному противнику, что у нас даже списанные подводные лодки утопить не так то просто.
Как лодка всплыла мы видим на свежих фотографиях из Севастополя с форума
sevastopol.info

 Лодки и доки в военной гавани тонут, зато океанские яхты не бедных людей у причальной стенки Морзавода радуют глаз
Лодки и доки в военной гавани тонут, зато океанские яхты не бедных людей у причальной стенки Морзавода радуют глаз
Лодки и доки в военной гавани тонут, зато океанские яхты не бедных людей у причальной стенки Морзавода радуют глаз

Жалко и док и лодку, теперь им прямая дорога на разделку в Инкерман, а ведь еще совсем недавно неоднократно делались попытки восстановить Б-380. Оба корабля с историей и могли если не продолжать служить, то стать музейными экспонатами. Тут самое время рассказать историю этих кораблей, а она весьма достойна.

Большой плавучий док "СПД-16" был заложен 05.05.1938 г. на Николаевском судостроительном заводе им. 61-го коммунара, спущен на воду 14.11.1939 г. Достройка производилась на плаву у стенки завода. Конструктивно представляет из себя металлический плавучий док понтонного типа, оснащенный двумя портальными кранами. Его основное предназначение - доковый ремонт подводных лодок, эсминцев, тральщиков, судов обеспечения с водоизмещением до 5000 тонн. Длина - 113 м (стапель-палуба), ширина - 22,5 м. Экипаж: 18 чел.
С началом Великой Отечественной Войны достроечные работы на нем проводятся в ускоренном темпе. 22.07.1941 г. Государственная комиссия подписывает приёмный акт, и на доке был поднят Флаг вспомогательного флота ВМФ.
23 июля плавдок под буксирами начинает переход в Главную базу ЧФ и 26 июля, прибыв в Севастополь, становится на котлован в Южной бухте.
В ноябре 1941 г., было принято решение отбуксировать док в Поти. На стапель-палубу дока было погружено ремонтное оборудование и материалы Севморзавода и Судоремонтного завода №13, в каютах и других помещениях дока вместе с командой разместились командование, инженеры и рабочие, их семьи.
09.11.1941 года конвой в составе двух эскадренных миноносцев "Смышленый" и "Бойкий", танкера "Эмба", буксиров "СП-5", "СП-15", "СП-16" и плавучего дока "СПД-16" под командованием А.Н. Секирко вышел из Севастополя. Плавание конвоя в связи с разыгравшейся непогодой длилось целую неделю, за время которого корабли неоднократно подвергались атакам с воздуха. Во время одной из таких атак зенитным огнем пулеметов ДШК с плавдока был сбит немецкий бомбардировщик "Хейнкель-111". Это абсолютно уникальный случай в военно-морской истории!
С 19.08.1941 г. по 07.04.1944 г. "СПД-16" были проведены доковые ремонты на 189 боевых кораблях, подводных лодках и вспомогательных судах, в том числе: 53 подводным лодкам, 13 эсминцам, 37 вспомогательным судам и двум крейсерам. Так же этот плавдок участвовал в сложнейшей операции по соединению кормы от крейсера "Фрунзе" к его однотипному проекту - крейсеру "Молотов". Было применено неполное докование, а доковая масса крейсера составила 8000 т. Корпус «Фрунзе» 3 декабря был частично заведен в док, где от него отрезали кормовую оконечность по 230-й шпангоут. затем по аналогичному принципу в док был заведен крейсер "Молотов" с обрезанной кормой и корма от "Фрунзе" несмотря на различие в размерах встала на новое место.
Восстановительный ремонт крейсера "Молотов". Источник фото
Восстановительный ремонт крейсера "Молотов". Источник фото
Восстановительный ремонт крейсера "Молотов". Источник фото
По окончанию войны было принято решение о возвращении плавдока ПД-16 опять в Севастополь. Но при переводе 17.07.1945 г. в районе Новороссийска док снова попадает в жестокий шторм, и его выбрасывает на мель. Было повреждено днище, погнуты корпусные конструкции балластных отсеков и промежуточный вал главного водяного насоса ДП-40. Восстановительные работы продлились до 10.08.1945 г. Наконец 10.09.1945 г. плавдок приходит в Севастополь. Он был раскреплен на штатную стоянку в Южной бухте у причала №69, где и утонул прошлой ночью. За время своего существования "ПД-16" произвел ремонт около 3000 кораблей и вспомогательных судов. В ходе раздела Черноморского флота 1997 г., плавдок "ПД-16" отошел российской стороне. Источник
Печальный конец двух товарищей по несчастью

Теперь перейдем к рассказу о товарище по несчастью.

Плавучий док "ПД-16" затонул на своём штатном месте в Южной бухте Севастополя вместе с находившейся в нём подводной лодкой "Б-380", которая при затоплении потеряла остойчивость и, подсплыв, легла на на левый борт, упершись своей рубкой в борт плавдока. Что мы и видим на фото. Лодка Б-380 не простая и тоже может быть отнесена к легендам флота.
Развитие и совершенствование дизель-электрических подводных лодок в конце 60-х - начале 70-х гг. ХХ века шло не только по пути создания новых проектов, но и модернизации созданных ранее и хорошо зарекомендовавших в процессе эксплуатации. Примером такой модификации может быть проект большой дизель-электрической подводной лодки, разработанный на базе ранее построенных лодок этого типа пр.641.
 Плавучий док ПД-16 и подводная лодка Б-380 на своем штатном месте 13 августа 2006 года
Плавучий док ПД-16 и подводная лодка Б-380 на своем штатном месте 13 августа 2006 года
Плавучий док ПД-16 и подводная лодка Б-380 на своем штатном месте 13 августа 2006 года
Модификация заключалась в повышении боевой эффективности корабля за счет установки нового радиотехнического вооружения, увеличения боезапаса торпедного и минного оружия, а также повышения уровня автоматизации управления боевыми техническими средствами. Подводная лодка пр.641Б была спроектирована в ЦКБ МТ "Рубин" и представляла третье поколение советских послевоенных дизельных подводных лодок.
Подводная лодка пр.641Б была признана отечественными специалистами самой малошумной по тому времени.
Энергетическая установка на новом корабле осталась прежней: три двигателя мощностью по 1900 л.с., один гребной электродвигатель мощностью 2700 л.с., два гребных электродвигателя мощностью 1350 л.с. и один двигатель экономического хода мощностью 140 л.с. Что касается аккумуляторных батарей, размещенных в четырех группах, то на пр.641Б они были заменены на более совершенные.
Дальность плавания: 450 миль в подводном положении, 14000 миль в надводном положении (РДП).
Вооружение: 6 533-мм носовых торпедных аппаратов, 24 торпеды.
Глубина погружения: рабочая 240 м.
Экипаж: 78 чел.
 Плавучий док ПД-16 и подводная лодка Б-380 на своем штатном месте 13 августа 2006 года
Плавучий док ПД-16 и подводная лодка Б-380 на своем штатном месте 13 августа 2006 года
Плавучий док ПД-16 и подводная лодка Б-380 на своем штатном месте 13 августа 2006 года
Подводная лодка "Б-380" была заложена на заводе "Красное Сормово" в Горьком 15.10.1981 г. (заводской №133), спущена на воду 08.1982 г. и 30 декабря 1982 года вступила в строй, явившись последней серийной подлодкой проекта 641Б. При введении в состав Черноморского флота получила наименование - "Горьковский комсомолец". Входила в состав 153 БрПЛ 14 ДиПЛ КЧФ, с базированием на Южную бухту г. Севастополя.
В 1984 году на Черном море дважды несла боевый службы.15.02.1992 г. подлодка была обратно переименована в "Б-380".
В 1992 г. была поставлена на ремонт в Севастополе, по причине прекращения финансирования затянувшегося более чем на полтора десятилетия. В связи с этим фактический личный состав лодки был сокращен до минимума. В 2000 г. Правительство России приняло решение о восстановлении ПЛ. Вновь пошло полноценное финансирование не просто ремонта, но уже и модернизации этой субмарины, проводимое ООО "Лазаревское адмиралтейство" (г. Севастополь). С 01.03.2004 г. на лодке вновь был введен полный штат личного состава. По планам командования флота подлодка должна была пройти капитальный ремонт с модернизацией в Севастополе, при этом планируемый выход из ремонта был обозначен на осень 2008 г. Однако после постановки подлодки в док в 2005 г. и начале работ по ремонту и модернизации эти планы поменялись, и работы были приостановлены на неопределенное время. Источник
 Плавучий док ПД-16 и подводная лодка Б-380 на своем штатном месте 13 августа 2006 года
Плавучий док ПД-16 и подводная лодка Б-380 на своем штатном месте 13 августа 2006 года
Плавучий док ПД-16 и подводная лодка Б-380 на своем штатном месте 13 августа 2006 года

Длительное время подлодка "Б-380" находилась в плавучем доке "ПД-16" в Южной бухте Севастополя, ожидая решения по своей дальнейшей судьбе. Неоднократно в открытых источниках мелькала информация то о выделении средств на ремонт и модернизацию, то объявлялись тендеры на утилизацию и вот такой печальный финал в карьере. Причем как у плавдока так и у лодки это была родная гавань.

 Плавучий док ПД-16 и подводная лодка Б-380. Фото 10 января 2008 года. На лодке практически ничего не изменилось, кроме появившегося брезента на тепляке и люков на палубе. Источник фото
Плавучий док ПД-16 и подводная лодка Б-380. Фото 10 января 2008 года. На лодке практически ничего не изменилось, кроме появившегося брезента на тепляке и люков на палубе. Источник фото
Плавучий док ПД-16 и подводная лодка Б-380. Фото 10 января 2008 года. На лодке практически ничего не изменилось, кроме появившегося брезента на тепляке и люков на палубе. Источник фото

Эх, служили два товарища...

Оригинал поста с обсуждением в моем блоге starcom68

Понравилось? Ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал в Дзен