Размышления о фортификационном туристе

Есть, оказывается, и такая категория туристов и давайте рассмотрим ее поподробнее на примере проекта "Забытые крепости ХХ века" в Псковской области. Этот текст был написан по результатам наблюдений 2009 года, когда проект только стартовал и не было на территории Псковской области тогда еще никакой пародии на беларускую "Линию Сталина", не было реконструкции в Подчерничье и вообще много чего не было. Поле было абсолютно не паханное. Тем ценнее эти наблюдения для тех кто начинает с нуля и пытается работать с этой категорией интересантов. В тот год через нас прошло ровно 190 человек, которых так или иначе можно отнести в группу туристов или экскурсантов. Много это или мало?

Как-то летом мне позвонили из администрации и поинтересовались - как у нас в проекте развивается фортификационный туризм. На что я ответил, что туризм это как минимум 3 автобуса ежедневно, а по выходным и того больше.
Что же из себя представляют эти 190 человек?
Прежде всего это самая малочисленная и самая благодарная категория - наши друзья, коллеги, партнеры, исследователи фортификации. По сути это индивидуальный, деловой или научный туризм. Ведь люди приезжали на Псковщину по своим делам, а мы тащили их на фортификации. Или, наоборот, они приезжали именно за этим. Доля таких туристов невелика - 10%, а иногородних из них около половины. Но именно на них мы ставили «опыты», именно через них мы понимали, сколько могут стоить экскурсии, какова их оптимальная длительность и какие объекты оптимально включать в маршрут. Спасибо им за это!

Остальные это организованные экскурсанты: школьники, курсанты, журналисты, краеведы и пр. Самой тяжелой было группа детей из п/л «Динамо» - 67 человек с учетом руководителей. Вместо 30 человек приехало 67! Выбились из графика капитально. Ведь пропускная способность подтопленного сооружения начала 30-х годов - 3-5 человек не считая экскурсовода. На них уходит около 3 минут, а ведь если еще будут фотографировать, то все 5 минут. Делим 67 на 4 человека, получаем 17 ходок, умножаем на 5 минут и получаем полтора часа и почти севшее горло экскурсовода 17 раз повторившего один и тот же текст. А обычно мы этот объект смотрим за 20-30 минут. Вывод: оптимальные группы до 15 человек.

Хочется сказать спасибо и моим коллегам по проекту Андрею Иванову, Константину Богданову, Александре Константиновой и Михаилу Конееву, которые безвозмездно помогали мне в организации экскурсий по фортификациям. А ведь если экскурсия проводится более чем для 4-5 человек и тем более для детей, второй и третий экскурсовод просто необходимы на страховке, да и утомительно слушать одного человека несколько часов.
Еще о стоимости туров. Если наши туры в 2009 году были чисто благотворительными мероприятиями, то наши партнеры - туристическая компания из СПб «Серебряное кольцо» трижды пыталась сформировать коммерческие туры на Псковщину. Тур по типу маршрута выходного дня с 1-2 ночевками в Пскове, осмотром Псковского и Островского УРов, музея в Острове, Линии Пантера под Островом. Но не сформировали. Стоимость тура приблизилась к стоимости тура из СПб в Финляндию с осмотром фортификационных музеев европейского уровня (русская, финская и советская фортификация, а ведь до смешного доходит, что бы посмотреть на свою отечественную, приведенную в порядок фортификацию надо ехать в Финляндию или Беларусь), европейским сервисом и европейским шопингом.

Последнее немаловажно для прекрасной половины тура. Выводы могут быть только одни: снижать стоимость проживания за счет ночевки в хостелах, которых у нас тогда не было как класса; создавать площадки европейского уровня; строить дорогу СПб-Псков для того, что бы по ней можно было безопасно ехать не 6 часов, а в два раза быстрее.

И еще один немаловажный вывод наш турист не массовый, а индивидуальный. Это всего лишь 5-10% от всех посетителей фортификаций. Но это именно иногородний платежеспособный турист. А экскурсанты это из разряда резидентных школьников и пенсионеров - не коммерческий, а социальный контингент. Соответственно и турпродукт надо формировать под эти 5-10% «своего» туриста. А это в первую очередь еще и экстрим.

Тем летом мы обратили внимание на то, что в траве вокруг ДОТов, что стоят у дороги, появились тропинки, а иногда рядом с огневыми точками можно было увидеть машины с иногородними номерами. Понятно, что эти самостоятельные туристы в нашу статистику не вошли. Тем не менее наш проект делает эти объекты известными и повышает их посещаемость.

Чтобы лучше узнать о проекте "Забытые крепости ХХ века" вступайте в группу ВКонтакте.

Оригинал поста с обсуждением в моем блоге starcom68

Понравилось? Ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал в Дзен