Сколько стоит 4 месяца путешествия на автомобиле по Средней Азии?

12 September 2019
288 full reads
5 min.
470 story viewsUnique page visitors
288 read the story to the endThat's 61% of the total page views
5 minutes — average reading time

Уже скоро месяц, как мы с Белкой вернулись в родные пенаты после Большого Cредне-Азиатского путешествия, захватившего четыре союзные республики бывшего СССР, а ныне самостоятельные государства: Казахстан, Узбекистан, Таджикистан и Азербайджан. За это время мы исколесили вдоль и поперек Памир, пересекли четыре пустыни (некоторые дважды) и одно море. До итогового поста руки все не доходили, но сегодня, по случаю Дня джипера и исходя из самого распространенного вопроса читателей, друзей и знакомых постараюсь исправится, остановившись на финансовом аспекте путешествия.

Каракуль. Июнь. Высота 4000+
Каракуль. Июнь. Высота 4000+
Каракуль. Июнь. Высота 4000+

Во сколько оно нам обошлось? Много это или мало? Однозначного ответа у меня до сих пор нет ибо надо знать контекст, местную специфику, учитывать неравномерность трат. Впрочем, смотрите сами.

Большое Средне-Азиатское путешествие заняло 128 дней. Стартовали мы с Белкой (Нива 21214) 13 апреля 2019 года из Перми и вернулись обратно 18 августа 2019 года. Жесткого регламента не было.

Каракум в начале мая
Каракум в начале мая
Каракум в начале мая

Программа минимум - познакомиться с крепостями Хорезма и программа максимум - объездить весь Памир в границах Горного Бадахшана, были успешно выполнены. Кроме того, сверх программы факультативно был зацеплен Мангышлак (Казахстан) и Азербайджан с субтропиками Ленкорани, нефтяным Апшероном и кавказским Дубаи - Баку. Была попытка замахнутся на Афганистан и визу бы я получил в Термезе на раз-два, но ее заблокировали российские консульства в Ташкенте и Мазари-Шарифе. В результате пришлось любоваться красотами Афганистана и общаться с местными жителями с безопасного, по меркам консульств, расстояния вытянутой руки. Нелегальный переход границы это не для нас с Белкой, я ведь ее не брошу ;-). Китай и Пакистан остались в памяти и на фото лишь ввиде вершин гор на дальнем плане, пока остались.

Город и крепость Ходжейли на границе с Туркменистаном. Апрель.
Город и крепость Ходжейли на границе с Туркменистаном. Апрель.
Город и крепость Ходжейли на границе с Туркменистаном. Апрель.

Укрупненно маршрут выглядел так: Пермь-Арал-Нукус-Хива-Бухара-Самарканд-Термез-Душанбе-Хорог-Мургаб-Душанбе-Самарканд-Бухара-Хива-Нукус-Арал-Каспий-Ленкорань-Баку-Махачкала-Тольятти-Пермь.

Условно его можно разбить на 6 частей:

1. Хорезм. Пермь-Хива. 13 апреля - 06 мая. Пробег 4143 км.
2. Узбекистан. Хива-Душанбе. 07 мая - 24 мая. Пробег 1817 км.
3. Памир в пределах Горного Бадахшана. 25 мая - 03 июля. Пробег 3926 км. Основное базирование на Хорог. Туда приходилось регулярно возвращаться за пополнением припасов и продлением документов на Белку.

Рассвет в пустыне Кызыл-Кум. Июль
Рассвет в пустыне Кызыл-Кум. Июль
Рассвет в пустыне Кызыл-Кум. Июль

4. Душанбе-Каспий. 04 июля - 26 июля. Пробег 4266 км. Этот июльский отрезок под названием "Приключения с Сары-Кыз" в средней части повторял мой маршрут апреля-мая в обратном направлении с той только разницей, что это было другое время года и наш экипаж пополнился на одного человека. Местные прозвали прозвали ее Сары-Кыз, что означает Желтая девушка, я же звал Белкой 2. На самом деле это была Алена aka @lisenka_laskovaya

Арал. Июль. Алена, она же Белка 2, она же Сары Кыз
Арал. Июль. Алена, она же Белка 2, она же Сары Кыз
Арал. Июль. Алена, она же Белка 2, она же Сары Кыз

5. Азербайджан. 27 июля - 08 августа. Пробег 1199 км. Паром Курык - Алят был у нас отдельным приключением, в пробег 500 км на нем не вошли.
6. Дагестан и возвращение домой. 09 августа - 18 августа. Пробег 3216 км.
Общий пробег составил 18567 км.

Наверное, со временем, я сделаю отдельную навигацию по репортажам каждой части. Фотографии в соцсетях уже упорядочены в соответствием с этим делением.

Памир. Июнь. Дорога к городу-крепости Карон
Памир. Июнь. Дорога к городу-крепости Карон
Памир. Июнь. Дорога к городу-крепости Карон

Расходы.

1. Легче всего считается бензин, т.к. я вел подробный учет.
Всего потрачено бензина 1640 литров (это более чем 8 бочек) на сумму 67199 руб. В месяц на бензин уходило 12-15 тыс. рублей. Средний расход на 100 км 8,8 л, что очень хорошо для Нивы. Средняя цена 41 рубль за литр. Диапазон цен на горючее от 27 до 65 руб. В Узбекистане с хорошим бензином проблемы. Иногда приходилось лить 80-ый вместо 95-го, причем один раз перед рейдом в пустыню мне пришлось покупать 80-ый в чайхане по доллару за литр. Больше взять было негде, а запас был нужен. Зная эти цифры можно примерно рассчитать сколько бензина и денег было потрачено на каждую часть маршрута. Однако, надо учитывать, что самый дешевый и качественный бензин был в Казахстане, а самый дорогой на Памире. Вообще в Узбекистане, Таджикистане и Азербайджане 95-ый бензин практически не производится, стоит он примерно на 10 рублей дороже чем в России, а в первых двух странах его еще и найти очень тяжело.

2. Трансфер Алены Пермь-Душанбе и Баку-Пермь + оформление загранпаспорта обошлись нам в 40452 руб.

Рейс Кольцово-Душанбе
Рейс Кольцово-Душанбе
Рейс Кольцово-Душанбе

3. Неприятно "порадовали" расходы на паром по факту прибытия в Азербайджан. Все услуги по перевезке меня и двух Белок вместе с услугами портов и транспортным налогом в Азербайджане обошлись в 39 297 руб. Состав расходов:
- перевозка машины - 300$
- два билета на людей - 160$
- услуги порта Курык - 26 $
- услуги порта Алят - 40$
- транспортный налог - 31$
Я планировал уложиться в 400 $, но не вышло.

Паром Mercury-2 Курык-Айлат
Паром Mercury-2 Курык-Айлат
Паром Mercury-2 Курык-Айлат

4. Проживание.
Из 128 дней в гостиницах и на съемном жилье разного типа мы жили 80 дней. Остальное время ночлег в полевых условиях в машине или в палатке.
Из 80 дней ночлега в гостиницах 31 день мы жили бесплатно на общую сумму в 52050 руб. Сэкономленные деньги - заработанные деньги, но зимой придется отрабатывать. Оставшиеся
49 дней обошлись нам в 28588 рублей. 18 тысяч из этой суммы падает на Азербайджан (Баку) и четвертую часть путешествия. Ничего не поделаешь, в Азербайджане высокий сезон и усталость сказывалась.

Отель Palmalife Lenkaran **** Благодарим за предоставленный отдых и возможности.
Отель Palmalife Lenkaran **** Благодарим за предоставленный отдых и возможности.
Отель Palmalife Lenkaran **** Благодарим за предоставленный отдых и возможности.

5. Непредвиденные расходы на услуги азербайджанских гаишников обошлись мне 300 $. Как выясняется это был все-таки развод.

Остальные расходы составили по нисходящей: еда в т.ч. в общепите; запчасти, расходники и мелкий ремонт Белки (чуть более 17 тыс. Из них самое дорогое -  приобретение афганских цепей противоскольжения за 5700 руб и замена задней полуоси в сборе 7 тыс.руб.); билеты в музеи, карты и путеводители; расходы по регистрации и оформлению разрешений (3300 руб.), связь (от 700 до 2000 руб. в месяц), одежда и инвентарь (около 25 тыс. руб.), представительские расходы, прочее.

Мелкий ремонт у ворот Апшеронского национального парка
Мелкий ремонт у ворот Апшеронского национального парка
Мелкий ремонт у ворот Апшеронского национального парка

Итого совокупный совместный бюджет на 1 человека на 128 дней и на второго человека с трансфером на 33 дня  (161 человеко/дней) составил 380575 руб.
Много это или мало? Это смотря как считать, ибо расходы распределялись крайне неравномерно. Например, исходя из приведенных цифр стоимость человекодня высчитывается достаточно легко и она составляет 2364 рублей.  Если убрать отсюда стоимость трансфера, парома и услуг ГАИ, то она упадет до 1747 руб. Если откинуть все прочие посчитанные расходы, то на еду, шашлыки, вино, развлечения, мороженое, билеты в музеи, прочий раскардаш остается 840 руб. на человека в сутки. Но это в среднем. Как я уже говорил, в Азербайджане, а особенно в Баку, расходы возросли в несколько раз, а это значит, что ранее они были в несколько раз меньше.

Баку. Подведение итогов дня
Баку. Подведение итогов дня
Баку. Подведение итогов дня

Так минимальные базовые необходимые расходы в первые 30 дней путешествия были зафиксированы мной на уровне 58 тыс. рублей в месяц. Во вторые 30 дней путешествия они выросли до 72 тыс. руб. Дальше только больше. Как я уже говорил, на это влияет крайне много факторов. Главный из них - степень урбанизации территории, в городах особо в палатке не поживешь да и расходы значительно больше чем в пустыне и горах. Второй фактор - непредвиденные крупные расходы. Третий - погода. Спать в палатке в снег и дождь или в 50 градусную жару как-то не очень хочется. Четвертый - сезонный рост цен в туристических центрах.

Памир. Июнь. Заброшенная застава Зоркуль. Высота 4000+
Памир. Июнь. Заброшенная застава Зоркуль. Высота 4000+
Памир. Июнь. Заброшенная застава Зоркуль. Высота 4000+

В любом случае, если подсчитать минимальные необходимые расходы на автопутешествие по Средней Азии не менее чем на 4 месяца (обычно люди едут на значительно более длительный срок и часть моих новых друзей еще долго будет находиться в пути), то в среднем на двоих в режиме эконом мы опять выходим на стандартные 120 тыс. руб. в месяц. На одного человека это будет в районе 70 тыс. руб. Как я уже отмечал, к этому надо добавить значительный резерв на случай непредвиденных обстоятельств. У меня он был благодаря друзьям, спонсорам и партнерам.

Тут самое время поблагодарить всех, кто помогал нам в этом нелегком путешествии, поддерживал нас организационно, технически и финансово.

Прежде всего это компания Братья Рим - лидер по производству полиграфической и сувенирной продукции, печатей и штампов в Пермской крае. Именно ей мы с Белкой обязаны прекрасными и прочными наклейкам, которые не смогли содрать даже шаловливые ручки хивинских ребятишек. Логотипы компании по бортам и на корме Белки создавали неповторимую ауру, их часто принимали за эмблему таджикской прокуратуры или считали что мы приехали из Рима, что тоже было не плохо.

Башкирия. День второй мегатрипа
Башкирия. День второй мегатрипа
Башкирия. День второй мегатрипа

Владельцы и менеджеры гостиниц, хозяева хостелов и хоумстеев, где мы останавливались, спасибо вам огромное за бесплатный приют, еду и радушную атмосферу. Мы вернулись, помним про вас и скоро начнем отдавать долги.

Гостиница OQ-Saroy в Шахрисабзе, где я провел пять дней
Гостиница OQ-Saroy в Шахрисабзе, где я провел пять дней
Гостиница OQ-Saroy в Шахрисабзе, где я провел пять дней

Друзья, партнеры и просто читатели моего блога. Именно вы собрали необходимый мне резерв в 15908 рублей который у меня так бездарно изъяли азербайджанские стражи порядка. Простите меня. Хотя, можно думать, что именно эти деньги позволили мне решиться на переправу через Каспийское море и посещение субтропиков Ленкорани. На Афганистан, Грузию и Каир мы, к сожалению, так и не собрали.

Крепость Ямчун. Высота 3000+
Крепость Ямчун. Высота 3000+
Крепость Ямчун. Высота 3000+

Дорогой Дзен, ты помог мне заработать 16500 рублей за время поездки. В основном до начала июня. Потом ты умер, ибо я перестал кормить тебя. Но я надеюсь, что это не навсегда. Может быть мои читатели ЖЖ и других блогов помогут мне вдохнуть в тебя новую жизнь, подписываясь на мой канал, переходя по ссылкам туда и активно оставляя комментарии к постам здесь.

Технический музей Тольятти. Мой ночлег. Фото Александра Курочкина.
Технический музей Тольятти. Мой ночлег. Фото Александра Курочкина.
Технический музей Тольятти. Мой ночлег. Фото Александра Курочкина.

Еще подборку флаер-фото с путешествия можно посмотреть здесь.

Предложения от спонсоров и рекламодателей на следующее путешествие принимаются: starcom68@yandex.ru

Понравилось? Ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал в Дзен