Советская подлодка Б-307 за тысячу километров от моря. Что сохранилось внутри. Показываю

19 March
39k full reads
3 min.
58k story viewsUnique page visitors
39k read the story to the endThat's 68% of the total page views
3 minutes — average reading time

Ко Дню подводника. С праздником причастных!

Оставаясь верен концепции своего блога, продолжаю знакомить своих читателей с тем что мне интересно, но многим может показаться скучным. Двигаемся мы системно, с завидной долей упорства, круто замешанного на занудстве. Я пишу для тех, кто фанатеет от разных железячек и заброшенного техногена и не падок на жареные темы.
Может быть кто-нибудь из моих друзей благодаря этому репортажу пойдет по моим стопам и приедет в Тольятти, чтобы в живую осмотреть ту самую, единственную в мире подводную лодку Б-307, которую сначала по внутренним водным путям доставили в Поволжье за тысячи километров от моря, а потом еще и протащили пять километров по суше. Уникальная во всех случаях операция.

Подводная лодка Б-307 в Тольятти в канун Дня подводника 18 марта 2021 года в 10-00 утра. Фото Александра Курочкина специально для моего блога по телетайпу
Подводная лодка Б-307 в Тольятти в канун Дня подводника 18 марта 2021 года в 10-00 утра. Фото Александра Курочкина специально для моего блога по телетайпу
Подводная лодка Б-307 в Тольятти в канун Дня подводника 18 марта 2021 года в 10-00 утра. Фото Александра Курочкина специально для моего блога по телетайпу

В прошлых репортажах (ссылки будут в конце) мы познакомились с историей транспортировки подводной лодки Б-307 с Балтики в Технический музей им. Сахарова в Тольятти, изучили ТТХ проекта, внимательно осмотрели субмарину снаружи, забрались в первый торпедный отсек и остановились в носовой части жилого отсека II. Продолжим нашу увлекательную экскурсию. Но для начала еще раз обратимся к схеме внутреннего устройства подводной лодки проекта 641Б "Сом" ("Tango" по классификации НАТО), а точнее только к схеме II, III и IV отсеков, которые мы сегодня посетим вместе с вами.

Схема отсеков II, III и IV подводной лодки Б-307 пр.641Б
Схема отсеков II, III и IV подводной лодки Б-307 пр.641Б
Схема отсеков II, III и IV подводной лодки Б-307 пр.641Б

Не вдаваясь в подробности, т.к. техническое описание подводных лодок проекта 641Б было в предыдущих репортажах, отмечу только, что прогресс не стоял на месте и при сохранении длины корпуса предыдущего проекта 641 он стал шире на 1,2 м, приобретя более обтекаемую для движения под водой форму. На лодках нового проекта не только установили более совершенное вооружение и оборудование, но и значительно улучшили условия обитаемости. Впервые все члены экипажа получили постоянные спальные места. Во многом это удалось сделать за счет более современных и компактных аккумуляторных батарей и рациональной перекомпоновки внутреннего пространства. Лодки проекта 641Б чуть проигрывали предыдущему проекту по автономности и максимальной глубине погружения, но превосходили его по боевой эффективности даже утратив кормовую группу торпедных аппаратов. Получился вполне современный хищных для океанских коммуникаций потенциального противника, причем вполне конкурентноспособный атомным подводным лодкам (менее шумный при подводном ходе).

Схема подводной лодки предыдущего проекта 641 для сравнения. По ней видно на сколько стало больше жилых помещений в обновленном проекте
Схема подводной лодки предыдущего проекта 641 для сравнения. По ней видно на сколько стало больше жилых помещений в обновленном проекте
Схема подводной лодки предыдущего проекта 641 для сравнения. По ней видно на сколько стало больше жилых помещений в обновленном проекте

Снаружи подлодка конечно выглядит грандиозно и потрясающе, чего не скажешь о ее начинке. Но тому есть свои причины и к этой теме мы еще вернемся, а пока полюбуемся на подводную лодку Б-307 посереди заснеженной равнины.

Смотрю за последние два года перед трапом на лодку появились какие-то новые пушки?Фото 18 марта 2021 года 10-00. Александр Курочкин специально для моего блога по телетайпу. Пролистывайте альбом вправо
Александр Курочкин на фоне лодки. Это он в августе 2019 годы был моим проводником по внутренностям "железного кита".
Александр Курочкин на фоне лодки. Это он в августе 2019 годы был моим проводником по внутренностям "железного кита".
Александр Курочкин на фоне лодки. Это он в августе 2019 годы был моим проводником по внутренностям "железного кита".
Итак, перенесемся в 2019 год и вместе с Александром продолжим осмотр второго отсека (жилой и аккумуляторный)
Итак, перенесемся в 2019 год и вместе с Александром продолжим осмотр второго отсека (жилой и аккумуляторный)
Итак, перенесемся в 2019 год и вместе с Александром продолжим осмотр второго отсека (жилой и аккумуляторный)
Каюта капитана подводной лодки Б-307
Каюта капитана подводной лодки Б-307
Каюта капитана подводной лодки Б-307
Каюта офицеров
Каюта офицеров
Каюта офицеров
Где-то рядом на переборке закреплена Таблица № 1 Условных сигналов стуком для переговоров водолаза с личным составом затонувшей подводной лодки. Можете учить - вдруг пригодится.
Где-то рядом на переборке закреплена Таблица № 1 Условных сигналов стуком для переговоров водолаза с личным составом затонувшей подводной лодки. Можете учить - вдруг пригодится.
Где-то рядом на переборке закреплена Таблица № 1 Условных сигналов стуком для переговоров водолаза с личным составом затонувшей подводной лодки. Можете учить - вдруг пригодится.
Таблица № 3 Условных звуковых сигналов при выходе из подводной лодки шлюзованием
Таблица № 3 Условных звуковых сигналов при выходе из подводной лодки шлюзованием
Таблица № 3 Условных звуковых сигналов при выходе из подводной лодки шлюзованием
Каюта врача она же медпункт. В случае необходимости операционная разворачивалась в кают-компании. Для этого там имелось особое освещение. Пролистывайте альбом вправо
Изолятор. У меня есть версия, что его можно было использовать не только по медицинским показаниям, но и как губу
Изолятор. У меня есть версия, что его можно было использовать не только по медицинским показаниям, но и как губу
Изолятор. У меня есть версия, что его можно было использовать не только по медицинским показаниям, но и как губу
Офицерская кают-компания с буфетной выгородкой. Обратите внимание на осветители. К сожалению, операционные лампы демонтированы. Пролистывайте альбом вправо
Гальюн и нечто похожее на некомплектную душевую рядом. Пролистывайте альбом вправо

Отправляемся в третий отсек, где расположен центральный пост. На лодках нового проекта 641Б перемещение личного состава через центральный пост было ограничено. Сам отсек (как и второй) разделен на три палубы и всё движение происходило по второй палубе (ниже ЦП). Этим путем сейчас пройдем и мы спустившись на один уровень ниже по трапу во втором отсеке. Основное пространство на средней и нижней палубах второго отсека занимали I и II группы аккумуляторных батарей, но в отличии от предыдущего проекта, здесь появилась возможность сделать дополнительные каюты. Люк загрузки аккумуляторных батарей мы осмотрели в предыдущем репортаже. К сожалению, в отсеки с аккумуляторными батареями мы не заглянули. Они пусты и закрыты для осмотра.

Щиток контроля тока I и II групп аккумуляторных батарей, расположенных на средней и нижней палубах
Щиток контроля тока I и II групп аккумуляторных батарей, расположенных на средней и нижней палубах
Щиток контроля тока I и II групп аккумуляторных батарей, расположенных на средней и нижней палубах
Люк в переборке между II и III отсеками на средней палубе.  Через него мы попадаем в третий отсек
Люк в переборке между II и III отсеками на средней палубе. Через него мы попадаем в третий отсек
Люк в переборке между II и III отсеками на средней палубе. Через него мы попадаем в третий отсек

На средней палубе в третьем отсеке интересно. В отличии от вытегорской подводной лодки Б-440, где это пространство превращено в обширные музейные залы, здесь сохранилась первичная планировка помещений и кое-какие агрегаты. Как я понял, в московской подводной лодке Б-396 "Новосибирский комсомолец"  пр.641Б, несмотря на наибольшую сохранность интерьеров экскурсионной части среди подлодок-музеев в современной России, в эту часть посетители не ходят. Сейчас мы с вами находимся под центральным постом.

Слева трубы выдвижных устройств, справа какие-то электротехнические щитки питания освещения в помещения отсека на 220 В. Здесь в выгородках было расположено радио-электронное вооружение, но сейчас оно демонтировано и выгородки закрыты для осмотра. Пролистывайте альбом вправо

Проходим далее в кормовую часть по средней палубе и попадаем в IV отсек (аккумуляторный и жилой) где расположены аккумуляторные батареи III и IV групп, жилые помещения и различные вспомогательные агрегаты.

Кают-компания матросов и старшин
Кают-компания матросов и старшин
Кают-компания матросов и старшин

Отсек холодильных установок. Опыт плаваний в тропических морях воплотился в появлении систем кондиционирования, рефрижераторной и опреснительной установок. Небольшая деталь: развёртываемые перед Кубинским кризисом ПЛ пр.641 получали обычные холодильники и вентиляторы, да и то - их хватило не всем лодкам.

На фото читается наименование двух приборов, закрепленных на холодильной установке: ТР-ОМ5-02.
На фото читается наименование двух приборов, закрепленных на холодильной установке: ТР-ОМ5-02.
На фото читается наименование двух приборов, закрепленных на холодильной установке: ТР-ОМ5-02.

ТР-ОМ5-02 - это датчики-реле температуры. Они являются комплектующим изделием холодильных установок судов морского и речного флота и, холодильных установок, применяемых на железнодорожном и автомобильном подвижных составах. Предназначены для автоматического двухпозиционного регулирования температуры (от -20 до +10°С).

Отсек холодильных установок
Отсек холодильных установок
Отсек холодильных установок

Интересно, что в спецификации отмечается, что при более высоком атмосферном давлении температура срабатывания прибора относительно установки повышается, а при более низком — понижается на указанную величину. Интересно, а как же быть с вакуумом который в ушах у экипажа, как мне тут писал один "подводник" в комментах? При нем будет прибор работать?

Тем же путем что и пришли, возвращаемся обратно на верхнюю палубу второго отсека и наконец отправляемся в центральный пост
Тем же путем что и пришли, возвращаемся обратно на верхнюю палубу второго отсека и наконец отправляемся в центральный пост
Тем же путем что и пришли, возвращаемся обратно на верхнюю палубу второго отсека и наконец отправляемся в центральный пост

Продолжение следует. А пока ознакомьтесь с предыдущими материалами, если вы их пропустили.

Предыдущие репортажи:
1.
Как подводная лодка Б-307 оказалась в поволжских степях
2.
Как сейчас выглядит подводная лодка Б-307
3.
Внутри подводной лодки Б-307
4. Рассказ о другой советской подводной лодке Б-440 проекта 641, оказавшейся посереди Русской равнины читайте
на моем канале здесь .

Использована справочная информация из Вики, сайта
kpopov.ru и deepstorm.ru

Навигация по Большому Средне-Азиатскому путешествию 2019 года
здесь

#тольятти #музеи