Теплая Гора. Завод и поселок

25.12.2017

Мы ничего не умеем делать так хорошо, как ждать!
Сидеть сложа руки и смотреть бессмысленным взглядом
куда-то в даль в ожидании светлого будущего...

Когда-то давно, во времена царской России и чуть позже, во времена Советского Союза, жители этого маленького уральского поселка не просто с уверенностью смотрели в будущее, а сами творили его своими руками несмотря на полные лишения годы войн и разорений. Те славные времена давно канули в лету. Сейчас потомки гордых металлургов в ожидании лучшей доли разбирают на кирпичи остатки заводских корпусов, а по прежнему с оптимизмом и уверенностью смотрят в даль только выброшенные на свалку истории бетонные скульптуры рабочих.

В поселок Теплая Гора мы, участники Второй экспедиции "Индустриальное наследие Урала" Музея изобретателя электросварки Н.Г.Славянова, попали во второй половине дня и в дождь. Торопились в Качканар, но хотелось хоть одним глазком глянуть на то, что осталось от Теплогорского чугуноделательного завода - одного из небольших заводов Лысьвенского горного округа.
После окончания строительства Горнозаводской железной дороги и одноименной железнодорожной станции близ Теплой горы на берегу речки Еловик, правого притока Койвы, в 1880 году графом Шуваловым был заложен чугуноделательный завод. Поговаривают, что с вершины Теплой горы в хорошую погоду можно было увидеть Невьянскую башню.

Мы же сквозь пелену дождя и тучи горы Теплой не увидели. Помню только прямую, но не ровную дорогу по которой въехали в поселок и проехали сквозь него до монумента у средней школы. Сам поселок получил статус п.г.т. в 1928 году и с 2014 года относится к категории «Монопрофильные муниципальные образования Российской Федерации (моногорода) с наиболее сложным социально-экономическим положением». В 2016 году здесь проживало 2935 человек. Градообразующие предприятия" ОАО "Теплогорский щебеночный комбинат", леспромхоз и спецшкола закрытого типа для детей с девиантным поведением.

К мемориальному комплексу мы еще вернемся, а пока отправимся на то, что когда-то было Теплогорским чугуноделательным заводом.

В 1880 году по чертежам К.К. Фрелиха была заложена шестифурменная доменная печь эллиптической формы для холодного дутья. 28 декабря 1884 года  домна дала первый чугун.
Руда на завод доставлялась с Горевознесенского и Теплогорского рудников, расположенных в 7 и 17 верстах. С обоих рудников привозился бурый железняк с 52% содержанием железа. Кроме того, закупался магнитный железняк в Гороблагодатском горном округе, доставляемый по железной дороге. Использовалась руда и с других рудников. Наличие богатой сырьевой базы и железнодорожная станция рядом с заводом сказывались на рентабельности  производства...

В поисках "языка" мы неожиданно для самих себя въехали на какую-то производственную площадку с открытыми воротами. Описав пару кругов по жидкой грязи и не увидев ни одной живой души мы заехали в один из боксов, куда вели относительно свежие следы. Тут удача нам улыбнулась и несколько местных мужичков объяснили нам что иы уже на заводе, а чтобы посмотреть старые здания надо проехать немного в другое место. выезжаем и едем вниз в сторону Койвы. Как я понял, в этом здании размещалось что-то типа заводоуправления на излете его истории.

В основном на Теплогорском заводе производился штыковой чугун, который затем отправлялся для передела в железо на Бисерский  или Лысьвенский заводы. В 1885 году завод действовал круглый год, выплавив 240,7 тысяч пудов чугуна. На фоне других заводов Лысьвенского горного округа Теплогорский был наиболее производительным, так как обладал более современным оборудованием... 
 Въезжаем через очередные ворота на следующую огороженную но безлюдную территорию. Похоже, что именно здесь когда-то располагалось сердце завода. Но от домны не осталось и следа, а старые корпуса были неоднократно перестроены.
Въезжаем через очередные ворота на следующую огороженную но безлюдную территорию. Похоже, что именно здесь когда-то располагалось сердце завода. Но от домны не осталось и следа, а старые корпуса были неоднократно перестроены.
Дождь мешает фотографировать, а его капли практически сразу попадают в объектив
Дождь мешает фотографировать, а его капли практически сразу попадают в объектив
В 1898 году завод стал собственностью семейно-паевого товарищества наследников П.П. Шувалова. В начале XX веков под влиянием экономического кризиса несколько снизилась выплавка чугуна, предприятие работало неравномерно. В период депрессии на заводе введено горячее дутье. С переходом завода в 1913 году в собственность фирмы «Акционерное общество Лысьвенского горного округа наследников графа П.П. Шувалова» его положение несколько облегчилось: улучшилось финансирование, проведена модернизация оборудования, что позволило увеличить выплавку чугуна: в 1913 году произведено 1268,9 тысяч пудов чугуна. В годы Первой мировой объем производства чугуна несколько снизился, но все же в 1914-1916 годах держался на достаточно высоком уровне. В 1917 году под воздействием общего хаоса в экономике России объем производства резко сократился: выплавлено 465,5 тысяч пудов чугуна. С 1884 года по 1917 год выплавлено 18700,9 тысяч пудов (306,3 тысяч тонн) чугуна.
Глядя на это строение по неволе задумаешься об архитектурной археологии, это когда одно здание скрыто в объеме более позднее, а потом еще более позднего...
Глядя на это строение по неволе задумаешься об архитектурной археологии, это когда одно здание скрыто в объеме более позднее, а потом еще более позднего...
4 марта 1918 года завод был национализирован. После окончания Гражданской войны передан в ведение Пермского треста, который имел союзное значение. Завод имел одну действующую древесноугольную домну и выпускал литейный и передельный чугун. В 1923 году энергетическое хозяйство состояло из 3 паровых машин общей мощностью в 185 лошадиных сил, а трудовой коллектив из 343 человек. К 1 октября 1925 года на заводе трудились 260 рабочих и 71 служащий. В 1925/1926 операционном году произведено 20147 тонн литейного и передельного чугуна, который отправлялся для дальнейшей переработки на железо и сталь на другие заводы «Уралмета».
Еще недавно здесь было литейное отделение литейно-механического цеха. Фасад, вероятно, постройки середины прошлого века улучшенный и дополненный силикатным кирпичом в 70-80-е годы.
Еще недавно здесь было литейное отделение литейно-механического цеха. Фасад, вероятно, постройки середины прошлого века улучшенный и дополненный силикатным кирпичом в 70-80-е годы.
А за сохранившимся фасадом пустота, грязь и разруха...
К сожалению, времени обследовать остатки заводских корпусов не было
А за сохранившимся фасадом пустота, грязь и разруха... К сожалению, времени обследовать остатки заводских корпусов не было
Еще несколько заводских корпусов неподалеку в которых еще теплится жизнь. Бывший участок по ремонту оборудования и оснастки
Еще несколько заводских корпусов неподалеку в которых еще теплится жизнь. Бывший участок по ремонту оборудования и оснастки
В конце 1920-х—начале 1930-х годов завод имел среднюю производительность в 24-26 тысяч тонн передельного и литейного чугуна. Имелась канатно-подвесная дорога от железнодорожной станции Теплая Гора, пропускной способностью до 100 тысяч пудов руды и чугуна в год. В 1936 году завод досрочно выполнил план по хромоникелевому чугуну. В то же время завод не подвергался коренной реконструкции, его оборудование постепенно изнашивалось и устаревало. В 1941-1945 годах завод работал на нужды обороны, выпуская привычную продукцию и поставляя ее на различные уральские предприятия. Среди изделий упоминаются окопные печки и стабилизаторы (?) для авиабомб. В послевоенный период доменная печь оказалась в аварийном состоянии и нуждалась в реконструкции. В годы пятой пятилетки домна была демонтирована, поскольку ее ремонт оказался экономически нецелесообразным. Производственные помещения и энергетическое хозяйство были использованы для создания чугунолитейного предприятия по производству оборудования для коммунального хозяйства (эмалированные ванны, чугунные унитазы и так далее).
Столовая
Столовая
Шлепая по грязи возвращаюсь обратно к машине и тут на небольшом пятачке под деревьями нахожу удивительное
Шлепая по грязи возвращаюсь обратно к машине и тут на небольшом пятачке под деревьями нахожу удивительное
Это сохранившиеся бетонные скульптуры 30-50-х годов прошлого века. Взгляните на эту троицу. Она глубоко символична.
Это сохранившиеся бетонные скульптуры 30-50-х годов прошлого века. Взгляните на эту троицу. Она глубоко символична.
Когда-то их пламенные, устремленные вдаль взгляды, полные оптимизма и энтузиазма, вдохновляли жителей поселка на трудовой подвиг. Сейчас же стертые под руками вандалов и времени, но по прежнему уверенные в себе лица обращены в сторону какого-то сарайчика типа сортир и глухого забора
Когда-то их пламенные, устремленные вдаль взгляды, полные оптимизма и энтузиазма, вдохновляли жителей поселка на трудовой подвиг. Сейчас же стертые под руками вандалов и времени, но по прежнему уверенные в себе лица обращены в сторону какого-то сарайчика типа сортир и глухого забора

В этот кадр попало два исторических объекта, по всей видимости, еще и ровесника. Справа скульптурная композиция, изображающая двух футболистов. Слева - практически идеально сохранившийся и находящийся на ходу полноприводный ГАЗ-63 - прообраз известной всем "шишиги". Остановимся на этой машине поподробнее.

ГАЗ-63 — советский грузовой автомобиль с колёсной формулой 4×4, грузоподъёмностью две тонны. Всего было выпущено 474 464 экземпляра всех модификаций. Проектирование автомобиля началось ещё в 1938 году. Первые опытные образцы ГАЗ-63 были созданы перед Великой Отечественной войной в 1939 и 1940 году, серийное производство развёрнуто с 1948 года. Наиболее массовый полноприводный грузовик Советской Армии и в народном хозяйстве СССР в 1950—60-х. В 1968 году уступил место модели ГАЗ-66. На базе ГАЗ-63 в 1948 году создан БТР-40, а в дальнейшем БРДМ-1. ...
 Еще один вид на скульптуру футболистов
Еще один вид на скульптуру футболистов
А это еще одна скульптура спрятавшейся за деревом женщины с ребенком
А это еще одна скульптура спрятавшейся за деревом женщины с ребенком

Разглядывая под дождем грузовик и эти скульптуры я размышлял об их судьбе. С одной стороны хорошо, что кто-то неравнодушный сохранил эти объекты городского пейзажа 50-х годов на территории завода, как частичку славного прошлого Теплой Горы. Но с другой стороны мы знаем, что все мы смертны, и что самое плохое, смертны внезапно, и, как правило, с уходом из жизни энтузиаста сохранения таких обломков прошлого наступает конец и для них самих. Не лучше бы было передать скульптуры в какой-то государственный музей или, как минимум, в "Парк советского периода" в Лысьве? Да, Теплая Гора конечно обеднеет, но эти артефакты гарантированно будут сохранены для будущих поколений.

Дождь не дал нам полноценно осмотреть наиболее старую часть Теплогорского завода. Садимся в машину и отправляемся на верхнюю площадку, где была расположена наиболее современная часть завода.

Как уже говорилось, в 1951 г. Министерство черной металлургии СССР признало целесообразным построить в поселке литейно-механический завод. При его создании решено было использовать площади бывшего  чугуноплавильного завода, часть сохранившегося оборудования и самое ценное — кадры потомственных металлургов. Взамен разрушенной домны была построена и сдана в эксплуатацию вагранка мощностью 1,8 тонны чугуна в час. В октябре 1957 г. были изготовлены первые чугунные ванны.

Подозреваю, что в квартирах многих пермяков сохранились не знающие сноса теплогорские чугунные ванны. Таким образом, предприятие было со­хранено, появились и перспективы у жителей поселка Теплая Гора.

То что мы здесь увидели повергло нас в шок. Грязь по колено, "руины Сталинграда" и постоянно бьющая в мозг мысль: "Только бы не проколоть колесо..."
То что мы здесь увидели повергло нас в шок. Грязь по колено, "руины Сталинграда" и постоянно бьющая в мозг мысль: "Только бы не проколоть колесо..."
После распада СССР предприятие сменило название и форму собственности. В январе 1992 г. было создано Открытое акционерное общество «Телиэм».В состав предприятия входили три основных цеха и четыре вспомогательных участка. Литейный цех выпускал чугунные ванны, литейно-механический — чугунные задвижки, и Бисерский литейно-фасовочный цех выпускал печное и фасовочное литье, чугунную дробь, ножки для комплектования ванн. На предприятии работало 1015 человек. За первое полугодие 2000 г. предприятие выпустило 32 тыс. штук задвижек и 62,3 тыс. эмалированных ванн. Однако эта продукция оказалась не конкурентноспособной перед хлынувшими на отечественный рынок импортными товарами.


Это была уже агония. В 2010 году ОАО "Телиэм" признали банкротом. Сейчас корпуса завода, с таким трудом на свои средства построенные в 1950-е годы разбираются на кирпичи... Интересное, но на Литейном цехе ванн до сих пор висит табличка с названием.

Унылое зрелище
Унылое зрелище
Под дождем нам лень переодевать сапоги, осматриваем руины из окна машины
Под дождем нам лень переодевать сапоги, осматриваем руины из окна машины
И тут нас чуть не стоптал экскаватор
И тут нас чуть не стоптал экскаватор
А это остатки эстакады, по которой подавалась железная руда со станции Теплая Гора
А это остатки эстакады, по которой подавалась железная руда со станции Теплая Гора

Покидаем завод и отправляемся в центр поселка к воинскому мемориалу. В годы Великой Отечественной войны на станции Тёплая Гора шло формирование 96-й отдельной стрелковой бригады. В сентябре 1942 г. она влилась в 94-ю, в последствии Гвардейскую краснознаменную ордена Суворова Звенигородско-Берлинскую, дивизию. Воины этой дивизии, среди которых было немало уральцев, участвовали в Сталинградской битве, в сражениях на Курской дуге. Многие из рабочих завода не вернулись с войны. В память о них в поселке Теплая Гора построен мемориал.

Для меня осталось загадкой, что находится за этими дверями с двумя бессменными часовыми, преклонившими головы в знак скорби о погибших товарищах
Для меня осталось загадкой, что находится за этими дверями с двумя бессменными часовыми, преклонившими головы в знак скорби о погибших товарищах
Уже уезжая из поселка мы обратили внимание на столь популярные ныне у краеведов и фотографов сохранившиеся брусчатые мостовые.
Уже уезжая из поселка мы обратили внимание на столь популярные ныне у краеведов и фотографов сохранившиеся брусчатые мостовые.

Из других достопримечательностей поселка, которые мы к сожалению не осмотрели, следует упомянуть памятники В. И. Ленину, жертвам гражданской войны, а так же доменщикам, погибшим при аварии на литейно-механическом заводе. Об этом трагическом событии, связанном со взрывом домны в 1941 году я не нашел какой-либо подробной информации дополнительно. Определенный интерес также представляет историко-природный комплекс – Теплогорский сосняк (площадь – 13,5 га). Эти посадки сосны были произведены в 1880 г. при начале строительства металлургического завода. Тёплая Гора – родина Юрия Васильевича Томашова (род.1929 г.), конструктора самоходных артиллерийских установок (Мста-С).

Репортаж получился не веселый, но хочется надеяться, что теплогорцы найдут в себе силы сохранить то немногое из наследия славного прошлого, что еще можно посмотреть в поселке, интересующимся историей Урала. В общем будем ждать...

Фотографии мои и Дмитрия Шелехова
Репортаж написан специально для ProPerm.ru

Это были фототезисы.

Оригинальный полный репортаж смотрите в моем блоге starcom68

#Техноген #Пермский край #Заводы, #Скульптуры #Урал