Типажи псковичей начала оккупации на фото Карла Луца. Июль 1941 года | starcom68 | Яндекс Дзен
starcom68
24 350 subscribers

Типажи псковичей начала оккупации на фото Карла Луца. Июль 1941 года

27k full reads
34k story viewUnique page visitors
27k read the story to the endThat's 80% of the total page views
2,5 minutes — average reading time

Как уже отмечалось в предыдущих репортажах, голландский фотограф Карл Луц, вступивший вместе с вермахтом в Псков едва ли не в первый день после его сдачи, оставил богатое фотографическое наследие на котором зафиксированы не только первые дни оккупации, но и нравы и обычаи жителей этого русского города. В этой части нашего повествования мы сосредоточимся не на сценках связанных с суетой после смены власти, а на портретных и групповых фото жителей города и селян, хлынувших в Псков в поисках того, что плохо лежит.

Типажи псковичей начала оккупации на фото Карла Луца. Июль 1941 года

Начнем от наведенной немцами переправы и постепенно спустимся вниз по левому берегу Великой.
Первый сюжет связан с группой женщин на берегу возле церкви Климента Папы Римского. Трудно расположить фото в хронологическом порядке. Но хорошо видно, что в какой-то период времени женщины ведут себя непосредственно и "ржут в голос", а в какой-то - смущаются фотоаппарата и тупят взгляд.

Типажи псковичей начала оккупации на фото Карла Луца. Июль 1941 года
Девушка пытается повязать платок, но не уверен, что это у нее получилось
Девушка пытается повязать платок, но не уверен, что это у нее получилось
Девушка пытается повязать платок, но не уверен, что это у нее получилось
Обратите внимание, что все женщины босы и только у одной на ногах армейские сапоги и чьи-то "черевички" лежат рядом. Ходить в обуви по пляжу и садиться в лодку несколько не бережливо
Обратите внимание, что все женщины босы и только у одной на ногах армейские сапоги и чьи-то "черевички" лежат рядом. Ходить в обуви по пляжу и садиться в лодку несколько не бережливо
Обратите внимание, что все женщины босы и только у одной на ногах армейские сапоги и чьи-то "черевички" лежат рядом. Ходить в обуви по пляжу и садиться в лодку несколько не бережливо
На дальнем плане пасется корова и еще не видно понтонной переправы, а на береговой террасе в кадр попал угол какого-то дома. Разве здесь еще были постройки помимо церкви? Справа кажется тот, кто смешил девушек.
На дальнем плане пасется корова и еще не видно понтонной переправы, а на береговой террасе в кадр попал угол какого-то дома. Разве здесь еще были постройки помимо церкви? Справа кажется тот, кто смешил девушек.
На дальнем плане пасется корова и еще не видно понтонной переправы, а на береговой террасе в кадр попал угол какого-то дома. Разве здесь еще были постройки помимо церкви? Справа кажется тот, кто смешил девушек.
Вид с другого ракурса. На дальнем плане церковь Климента Папы Римского. Я ведь не ошибся в привязке? У девушки в сапогах даже удается позировать иностранному фотографу. Но остальные по прежнему смущаются.
Вид с другого ракурса. На дальнем плане церковь Климента Папы Римского. Я ведь не ошибся в привязке? У девушки в сапогах даже удается позировать иностранному фотографу. Но остальные по прежнему смущаются.
Вид с другого ракурса. На дальнем плане церковь Климента Папы Римского. Я ведь не ошибся в привязке? У девушки в сапогах даже удается позировать иностранному фотографу. Но остальные по прежнему смущаются.
Этот кадр сделан существенно позже. На дальнем плане видна немецкая понтонная переправа в створе улицы Детской, штабеля бревен на бичевнике и, кажется, клубы дыма пожара на правом берегу Великой. После бомбежки Советами? Но они вроде как переправу не бомбили. Или бомбили, но не туда попали? Может быть это пыль от машин?
Этот кадр сделан существенно позже. На дальнем плане видна немецкая понтонная переправа в створе улицы Детской, штабеля бревен на бичевнике и, кажется, клубы дыма пожара на правом берегу Великой. После бомбежки Советами? Но они вроде как переправу не бомбили. Или бомбили, но не туда попали? Может быть это пыль от машин?
Этот кадр сделан существенно позже. На дальнем плане видна немецкая понтонная переправа в створе улицы Детской, штабеля бревен на бичевнике и, кажется, клубы дыма пожара на правом берегу Великой. После бомбежки Советами? Но они вроде как переправу не бомбили. Или бомбили, но не туда попали? Может быть это пыль от машин?
Перенесемся ниже взорванного Советами моста Красной Армии. Девушка в городской одежде и с прической ожидает лодки на переправе. Ранее эта скамья в кадр не попадала. На дальнем плане хорошо виден Псковский кром и Троицкий собор
Мать с ребенком где-то на улицах Пскова
Мать с ребенком где-то на улицах Пскова
Мать с ребенком где-то на улицах Пскова
Карл Луц так же как и я любил снимать девушек и двери
Карл Луц так же как и я любил снимать девушек и двери
Карл Луц так же как и я любил снимать девушек и двери
Опять куда-то торопятся женщины с котомками. Босая только одна
Опять куда-то торопятся женщины с котомками. Босая только одна
Опять куда-то торопятся женщины с котомками. Босая только одна
Женщины тащат мешки с какой-то поклажей. Может быть этот кадр связан с сюжетом разграбления склада в церкви Успения с Пароменья, но точной уверенности у меня нет
Женщины тащат мешки с какой-то поклажей. Может быть этот кадр связан с сюжетом разграбления склада в церкви Успения с Пароменья, но точной уверенности у меня нет
Женщины тащат мешки с какой-то поклажей. Может быть этот кадр связан с сюжетом разграбления склада в церкви Успения с Пароменья, но точной уверенности у меня нет

Еще два фото псковских женщин. Хорошо видно, что Карл Луц снимал в данном случае не изподтишка, а делал постановочные фото, договорившись с женщинами

Типажи псковичей начала оккупации на фото Карла Луца. Июль 1941 года
Девушка надела нарядное платье и даже успела сделать прическу
Девушка надела нарядное платье и даже успела сделать прическу
Девушка надела нарядное платье и даже успела сделать прическу
Дед с мужичком у переправы на фоне Троицкого собора. У одного из них подмышкой колодка для обуви?
Дед с мужичком у переправы на фоне Троицкого собора. У одного из них подмышкой колодка для обуви?
Дед с мужичком у переправы на фоне Троицкого собора. У одного из них подмышкой колодка для обуви?
Еще один дед на фоне церкви Успения с Пароменья. Дед колоритный, такое ощущение, что его фото я уже где-то видел
Еще один дед на фоне церкви Успения с Пароменья. Дед колоритный, такое ощущение, что его фото я уже где-то видел
Еще один дед на фоне церкви Успения с Пароменья. Дед колоритный, такое ощущение, что его фото я уже где-то видел
Разбор завалов в Пскове. Кирпич всегда был в цене
Разбор завалов в Пскове. Кирпич всегда был в цене
Разбор завалов в Пскове. Кирпич всегда был в цене
Еще один кадр на улицах правобережья. Здание знакомое но назвать его правильно я затруднюсь. Видны трамвайные рельсы
Еще один кадр на улицах правобережья. Здание знакомое но назвать его правильно я затруднюсь. Видны трамвайные рельсы
Еще один кадр на улицах правобережья. Здание знакомое но назвать его правильно я затруднюсь. Видны трамвайные рельсы

На этом пока все. Фотографии голландского фотографа Карла Луца были выложены на сайте Deutsche digitale bibliothek. Шесть лет тому назад их увидел и вычленил псковскую серию из общего массива фото псковский историк Михаил Тух. В настоящее время на сайте архива эти фото не доступны по непонятной причине.

Предыдущие репортажи на тему жизни в оккупации в Пскове:

1. Как псковичи склад грабили
2.
Каким в июле 1941 года увидел Псков голландский фотограф Карл Луц
3.
Псков периода оккупации. Чистка самоваров, стирка белья и переправа
4.
Печорский лагерь для гражданских лиц

Понравилось? Ставьте лайки подписывайтесь на канал, чтобы быть в курсе новых публикаций