Ворота в Эски-Бейнеу, стрелы Устюрта и карьер строительного камня Баксыйык

25 February
<100 full reads
168 story viewsUnique page visitors
<100 read the story to the endThat's 35% of the total page views
5 minutes — average reading time

Проснувшись рано утром на шестой день пути в номере гостеприимного отеля "Жiбек Жолы" в Бейнеу и выглянув в окно я не смог верно оценить всего размера бедствия. Дождя не было, да и снег куда-то пропал и по началу это внушало оптимизм. Залипнув на метеосайтах и следя за перемещением циклона я узнал, что ночью температура падала до -12 градусов, но к утру стало значительно теплее и ветер даже куда-то унес снег пополам с песком. Тем не менее желание переходить границу и отправляться через плато Устюрт к Аральскому морю при такой погоде у меня сильно поубавилось.

Кажется я вновь попал в самый центр природного катаклизма. И что примечательно, этот ужас наползает с запада, а ветер машину с дороги сдувал с северо-востока...
Кажется я вновь попал в самый центр природного катаклизма. И что примечательно, этот ужас наползает с запада, а ветер машину с дороги сдувал с северо-востока...
Кажется я вновь попал в самый центр природного катаклизма. И что примечательно, этот ужас наползает с запада, а ветер машину с дороги сдувал с северо-востока...

Разум взял верх над безумством и отвагой и я решил остаться в отеле еще на сутки - пережидать непогоду и осмотреть урочище Эски-Бейнеу с подземной мечетью местного святого Бекет-Аты. Когда еще представится такая возможность? Тем более славная годовщина Ледового побоища по новому стилю и Международный день памятников и исторических мест (World Heritage Day) просто требовали прикоснуться в этот день к культурному наследию даже при температуре когда вода меняет свое агрегатное состояние. Но для начала надо было позавтракать.

Вид из моего окна, но это уже ближе к вечеру, когда стало чуть повеселей
Вид из моего окна, но это уже ближе к вечеру, когда стало чуть повеселей
Вид из моего окна, но это уже ближе к вечеру, когда стало чуть повеселей

Кухня при отеле работала как-то странно. Сезон еще не начался и мне показалось, что кормили там только сотрудников. Хотя коньяк вечером в баре мне потом налили, но без закуски.
Завтрак должен был быть по погоде - максимально плотный и сытный. И тут я решил его сделать еще и горячим - я ведь мерзлявый. Это было несложно благодаря наличию ИРП-4 и паре хитростей. О том как безопасно приготовить завтрак в "люксе" отеля я
рассказывал ранее.

Процесс приготовления завтрака с соблюдением всех мер пожарной безопасности
Процесс приготовления завтрака с соблюдением всех мер пожарной безопасности
Процесс приготовления завтрака с соблюдением всех мер пожарной безопасности

Полный энтузиазма я вышел на улицу. Вместе с ударом по бедру от захлопнутой ледяным ветром дверки машины пришло осознание, что одной SASовской куртки на свитер как-то маловато в такую погоду. В номер за второй курткой было лень возвращаться, также как надевать сапоги, а зря. На следующий день я, наученный горьким опытом, надевал на себя все что было теплого, постепенно превращаясь в капусту или немца под Сталинградом. А пока, проложив курс по лабиринту кварталов с частной застройкой мы с Белкой начали выбираться на трассу Бейнеу-Актау.

На улице Жалау Мынбаева - видного государственного деятеля периода становления Советской власти в Казахстане, закат карьеры которого начался с непонимания политики партии и правительства в области национальных отношений, дорогу мне, уныло покачиваясь, перешли два верблюда. Это как бабу с полными ведрами встретить - к счастью. Помните, раньше и у нас коровы по улицам городков и поселков также ходили? Теперь повывелись. Не наснимавши еще вдоволь верблюдов, я было рванул за ними, но верблюды резко поменяли галс и вдоль забора из строительного камня (к нему мы еще вернемся), полные неизбывной тоски и томной лени вышли прямо к Белке. Свалявшаяся зимняя шерсть на них свисала клочьями, подставляя холодному ветру голую, похожую на страусиную, кожу на бедрах. От этого вида мне стало еще холоднее. Брррр...

Встреча с верблюдами на улицах Бейнеу
Встреча с верблюдами на улицах Бейнеу
Встреча с верблюдами на улицах Бейнеу

От заправки КазМунайГаза (она здесь лучшая) с окраины Бейнеу до Эски-Бейнеу всего 15 км по отличному асфальту, а до своротка к нему еще на 2,5 километра ближе.

Вот уже вдалеке на повороте показались фаллические символы въездной группы.
Вот уже вдалеке на повороте показались фаллические символы въездной группы.
Вот уже вдалеке на повороте показались фаллические символы въездной группы.

Урочище Эски-Бейнеу (Кене-Бейнеу) или Старый Бейнеу находится в 20 км к юго-западу от современного райцентра Бейнеу (если мерять от одноименной железнодорожной станции). Здесь на пересечении караванных путей у источника в одной из балок бесплодной пустыни возникло древнее поселение, в последствии ставшее крупным религиозным центром, связанным с именем суфийского проповедника Бекет-Аты, основавшего здесь подземную мечеть.
Сейчас от поселения практически не осталось и следа, (да и какие следы могут остаться от юрт кочевников?), но сохранилось огромное историческое кладбище с разнообразными надмогильными сооружениями "всех времен и народов" от простых антропоморфных стел - кулпытасов до мавзолеев, через различные переходные формы. Про все про это в подробностях я узнал вечером предыдущего дня
в местном краеведческом музее , который надо обязательно посетить, чтобы сориентироваться в окрестных достопримечательностях. В Интернете есть только самые сливки, а о многих вкусностях можно узнать только в музее.

В краеведческом музее Бейнеу
В краеведческом музее Бейнеу
В краеведческом музее Бейнеу

Но вернемся к Эски-Бейнеу, находящемуся в 2,5 км в стороне от трассы. Как часто бывает в Казахстане, в таких случаях к трассе выносят представительскую зону для или как минимум информационный знак для привлечения паломников. Здесь же подошли с несвойственным размахом - создали практически небольшой мемориальный комплекс из малых скульптурных форм.

Слева на фото стела "Бейнеу" и прячущиеся от холодного ветра за остановкой местные жители.
Слева на фото стела "Бейнеу" и прячущиеся от холодного ветра за остановкой местные жители.
Слева на фото стела "Бейнеу" и прячущиеся от холодного ветра за остановкой местные жители.

Сам комплекс представляет собой въездную арку с воротами, древний традиционный каменный колодец, скульптуру исчезнувшего устюртского муфлона на возвышении, и вертикальные стелы - стилизованное изображение минаретов или кулпытасов. Между всеми этими объектами выложены плиткой дорожки, т.к. во время редкого дождя пустыня превращается в непролазную грязь.  Слева от комплекса находится обширная парковка и туалет для тех кто хочет передохнуть во время перегона по трассе.

К древнему кладбищу и мечети Бекет-Аты просто так по степи не проехать откуда вздумается, как тут обычно принято передвигаться. Нужно соблюсти определенный ритуал. Сначала осмотреть входную группу, затем по узкой дороге с новеньким асфальтом в окружении молодых карагачей и саксаулов (ехать надо осторожно, чтобы на повороте не слететься со встречкой) проехать 2,5 км до парковки перед культурным комплексом.
Особенность этой дороги не только в том, что асфальт хороший и она зажата с двух сторон между редкими здесь посадками, летом дающими хоть какую-то тень, а в том, что это наверное единственная виденная мной дорога такой протяженности с двух сторон окруженная весьма приличным с точки зрения эстетики забором. Странно да? Ровная глинистая пустыня в основании полуострова Мангышлак, по ней идет ровная новая дорога, а параллельно ей с двух сторон проходит красивый решетчатый забор. Обычно такие делают в парках и скверах.
Этому есть свое объяснение. Во-первых, чтобы не ездили как попало, а во-вторых, с юга на Эски-Бейнеу наступают выработки карьера строительного камня Баксыйык со всеми вытекающими последствиями, в виде отвалов вскрышных пород, беспорядочной ездой карьерного транспорта и расширяющихся разрезов. Как я понимаю, забор это граница отделяющая земли историко-культурного назначения от остальной полупустыни, ну и еще, наверное, чтобы верблюды не съели аллею. Или все-таки это ловушка? Но об этом чуть ниже.

Древний  колодец и скульптура муфлона на кургане
Древний колодец и скульптура муфлона на кургане
Древний колодец и скульптура муфлона на кургане
Устюртский муфлон. Говорят он вновь вернулся на Мангышлак из Туркменистана и в 2018 видели одну особь с квадрокоптера
Устюртский муфлон. Говорят он вновь вернулся на Мангышлак из Туркменистана и в 2018 видели одну особь с квадрокоптера
Устюртский муфлон. Говорят он вновь вернулся на Мангышлак из Туркменистана и в 2018 видели одну особь с квадрокоптера
Вот эти самые стелы, соединенные попарно арками и молчаливо взирающий на них муфлон. Снимал я уже на обратном пути, лед и снег к этому времени растаяли и стало грязно. Обратите внимание на плитку, ничего не замечаете в форме ее выкладки?
Вот эти самые стелы, соединенные попарно арками и молчаливо взирающий на них муфлон. Снимал я уже на обратном пути, лед и снег к этому времени растаяли и стало грязно. Обратите внимание на плитку, ничего не замечаете в форме ее выкладки?
Вот эти самые стелы, соединенные попарно арками и молчаливо взирающий на них муфлон. Снимал я уже на обратном пути, лед и снег к этому времени растаяли и стало грязно. Обратите внимание на плитку, ничего не замечаете в форме ее выкладки?
Вблизи стелы смотрятся симпатично
Вблизи стелы смотрятся симпатично
Вблизи стелы смотрятся симпатично

Есть один интересный нюанс, связанный с входной группой в Эски-Бейнеу не заметный с земли. Если глянуть на нее сверху, то сразу бросается в глаза, что вся композиция решена в виде двух больших стрел. Большая стрела со стелами внутри указывает точно на мечеть Бекет-Ата, а малая со скульптурой муфлона и колодцем в основании на въездные ворота в начале аллеи. Первоначально можно подумать, что это указатели для инопланетян, но есть у них и второй скрытый смысл.

Космосъемка Яндекс. Вот бы найти архитектора и достоверно узнать символику комплекса
Космосъемка Яндекс. Вот бы найти архитектора и достоверно узнать символику комплекса
Космосъемка Яндекс. Вот бы найти архитектора и достоверно узнать символику комплекса

В районе Бейнеу с древнейших времен существуют геоглифы в виде стрел (аранов). В прошлом их использовали как ловушки для сайгаков. Бесспорно сюжет этих стрел-ловушек позаимствован из глубины веков. Как знать, может быть они построены в замен уничтоженных дорогой и карьером аранов (я так и не нашел на космосъемке два числящихся здесь арана)? Логика органов по охране памятников причудлива во всех странах пост-советского пространства.

Въездная арка с воротами. Как она держится - для меня загадка.
Въездная арка с воротами. Как она держится - для меня загадка.
Въездная арка с воротами. Как она держится - для меня загадка.

Я робко подъехал к воротам, пытаясь понять, можно или нет на машине въехать вовнутрь. Сюжет стрел-ловушек не оставлял меня, тем более это было актуально на огороженной забором с двух сторон 2,5-километровой дороге с одним въездом и тупиком в конце. Сторожа в домике не было, а одна из створок ворот была гостеприимно открыта. Оказывается, днем на территорию заезжать можно и я покатил дальше по аллее к святыням...
Тут я сделаю небольшое отступление, чтобы не перегружать репортаж о подземной мечети Бекет-Ата и огромном кладбище в Эски-Бейнеу. Там будет слишком много фотографий и туда мы еще вернемся.

Кулпытасы - надгробия адайцев, родственников Бекет-Аты на верху останца в котором высечена подземная мечеть
Кулпытасы - надгробия адайцев, родственников Бекет-Аты на верху останца в котором высечена подземная мечеть
Кулпытасы - надгробия адайцев, родственников Бекет-Аты на верху останца в котором высечена подземная мечеть

А сейчас мы нарушим хронологию повествования отправимся осматривать каменный карьер Баксыйык, что расположен чуть южнее Эски-Бейнеу. Это не займет много времени. К сожалению, я не нашел в Инете никакой информации о карьере. кроме того, что там добывается строительный камень. На этот карьер пытался попасть еще известный блогер-путешественник varandej , чтобы, как сам он пишет, осмотреть "белоснежные террасами склонов, вид на который мы честно пытались найти, но так и пропетляли зазря по изуродованной земле вахтовок и открытых шлагбаумов". Мне повезло не многим более чем ему, но все-таки удалось увидеть как добывают сейчас строительный камень.

Я заехал на самый северный разрез и наверное это была моя ошибка. Возможно, если бы я на развилке повернул на право, следую вдоль отгороженной забором дороги к мечети Бекет-Аты, то удача бы мне улыбнулась больше. Всего на огромной площади расположено около полутора десятков разрезов разной степени выработки. Некоторые уже заброшены и постепенно засыпаются отвалами вскрышных пород и бракованным камнем. На некоторых добыча идет полным ходом, но каким-то полукустарным, как я бы сказал методом.

Ехать было не просто. Машина скакала по глинистым кочка. а местами дорога была просто засыпана отвалами карьера. Первый разрез меня не впечатлил - практически одна глина и я решил хоть и с трудом, но протянуть дальше. На фото видно, что залежи строительно камня расположены под многометровыми слоями глины. Судя по тому, что карьер разрастается вширь, а не вглубь, мощность залежи ограничена

В воздухе висел какой-то морок с мелкодисперсной пылью, напоминающий афганец, только с ледяным и пронизывающим ветром
В воздухе висел какой-то морок с мелкодисперсной пылью, напоминающий афганец, только с ледяным и пронизывающим ветром
В воздухе висел какой-то морок с мелкодисперсной пылью, напоминающий афганец, только с ледяным и пронизывающим ветром
Второй разрез был повеселее и в нем наблюдалось какое-то копошение
Второй разрез был повеселее и в нем наблюдалось какое-то копошение
Второй разрез был повеселее и в нем наблюдалось какое-то копошение
Я решил выйти к его краю и тут же пожалел об этом перемазавшись в глине. Хотя оно того наверное стоило
Я решил выйти к его краю и тут же пожалел об этом перемазавшись в глине. Хотя оно того наверное стоило
Я решил выйти к его краю и тут же пожалел об этом перемазавшись в глине. Хотя оно того наверное стоило
Вдоль разреза проложены две параллельные колеи рельсов по которым ездят две машины весьма архаического вида для пиления камня. На фото видно только две нитки рельс, остальные занесены песком и с трудом угадываются
Вдоль разреза проложены две параллельные колеи рельсов по которым ездят две машины весьма архаического вида для пиления камня. На фото видно только две нитки рельс, остальные занесены песком и с трудом угадываются
Вдоль разреза проложены две параллельные колеи рельсов по которым ездят две машины весьма архаического вида для пиления камня. На фото видно только две нитки рельс, остальные занесены песком и с трудом угадываются

На дальнем от меня конце разреза происходила погрузка уже напиленного камня. К моему удивлению, камень был не былым, а какого-то грязно желтого цвета. Его породу я определить затруднюсь. Скорее всего какой-то ракушечник. Именно из него построены дома и заборы в Бейнеу и входная группа у комплекса Эски-Бейнеу. Вполне возможно, что этот небольшой "мемориал" построен в качестве спонсорской помощи от карьера или строителей шоссе Бейнеу-Актау, на вид он совсем свежий.

На фото заметно, что у рабочих лица полностью закрыты платками от пыли и ветра. Это еще в доковидную эпоху снято ;-)
На фото заметно, что у рабочих лица полностью закрыты платками от пыли и ветра. Это еще в доковидную эпоху снято ;-)
На фото заметно, что у рабочих лица полностью закрыты платками от пыли и ветра. Это еще в доковидную эпоху снято ;-)

Здесь уже прошлась машина для пиления известняка. Как делают вертикальные разрезы я понимаю, но как горизонтальные, для меня осталось загадкой. Бросается в глаза большое количества грунта, песка и отходов на разрезе. Действительно, это не белоснежные и аккуратные разрезы известковых, гипсовых или мраморных карьеров.

Окончательно продрогнув на холодном ветру я решил больше не тратить время, а вернутся в Бейнеу, пополнить запасы перед рейдом в пустыню и пока есть такая возможность что-нибудь написать в своем блоге.

Еще немного о достопримечательностях окрестностей Бейнеу. Я уже упоминал геоглифы-араны рядом с Эски-Бейнеу. Два самых доступных из них расположены где-то по разные стороны трассы, однако ехать их искать и смотреть с земли я бы не советовал. В лучшем случае заметить их можно только по изменению окраски травы, что делает их поиск для меня - дальтоника практически бесполезным. За "стрелами Устюрта" лучше отправиться в дальний угол где сходится узбекская граница и берег Аральского моря. Там валы аранов сохранились лучше и поверху выложены камнями - есть что посмотреть с земли.

Близким по характеру восприятия к геоглифам, но несомненно более выразительным и относящимся к совершенно другим эпохе и культуре является Ново-Александровский форт, расположенный на обрыве северного чинка Устюрта в 106 км от Эски-Бейнеу (150 км на машине). Очень рекомендуется к посещению. Это единственная крепость классического бастионного начертания в Средней Азии с удивительными препятствиями в виде "зубов дракона", по внешнему виду сходными с аранами.

Итак. Я в своем номере, в тепле и готовлюсь спать. Белка превращена в бензовоз. Помимо пары канистр воды в нее залито 100 литров отборного казахского 95-го бензина. Надеюсь завтра на границе его излишки не изымут.

Репортаж про подземную мечеть Бекет-Аты скоро.
Понравилось? Ставьте лайк и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить продолжение.
Навигация по материалам моего Большого средне-азиатского путешествия здесь.

#карьеры #архитектура