Зимняя резина на Ниву

Это тестирование 4-х вариантов зимней обувки я делал три года тому назад. Но оно не потерял актуальность судя по количеству поисковых запросов и аварий в городе на летней резине.

Внезапно наступившая в октябре зима и размеренное проживание за городом как никогда располагали к встрече Дня жестянщика в неспешном тестировании различных покрышек в условиях гололеда и установившегося снежного покрова. Благо для этого появились новые возможности - четыре комплекта шин.
Теперь я как та девушка на выданье собирающаяся на сельскую дискотеку - каждое утро начинается с непростого выбора: какие же колеса сегодня надеть?

Рассмотрим четыре образца слева на право:
1. Вли-5 175/80 R16 - классика жанра. Эта резина некогда вызывала пренебрежение у владельцев Нив - жесткая, шумная, зимой как на коньках. Купив новую машину с такими покрышками обычно старались от нее побыстрее избавиться. Сейчас ситуация изменилась, такие бэушные покрышки, да и новые найти не просто. Обычно продаются с индексом С - для Нив они не подходят, это газелевские шины. Преимущество этих покрышек перед любыми другими проявляется в полной мере на глинистых грунтах в условиях бездорожья. Вряд ли можно подобрать что-то аналогичное по внедорожным свойствам за 2350-2700 рублей. А вот песок они не любят - закапываются. Проколоть эту шину достаточно сложно. У меня был случай наезда на поставленный на асфальте после поворота бутылочные донышки, несколько порезов и все. А вот зимой и в дождь на них надо уметь ездить. Еще изношенные Вли-5 не любят колею даже летом, начинается болтанка. На фото старая родная покрышка 1997 года изготовления - ездит в качестве запаски, от остальных избавился этим летом продав скупщикам краденого по 200-400 руб. без дисков. На разборке они идут по 800 руб. со ржавыми и кривыми дисками. Фотография старой покрышки не отражает глубокий, красивый и хищный рисунок нового протектора с которым машина смотрится наиболее выигрышно.

Тестирование. Спереди две новые покрышки, сзади две купленные б/у два года назад с износом в 10 и 70%. Тестировал на укатанном снегу дороги с грунтовым покрытием и на льду. По укатанному снегу машина на скорости 60-70 км/час останавливается почти по прямой, уходя в небольшой занос (поворачивая поперек дороги) в самом конце траектории только из-за разности покрытия. Новая резина спереди хорошо вгрызается в укатанный снег. На льду хуже. При торможении на скорости 40-50 км/час возрастает опасность неожиданного заноса и непредсказуемости траектории. Все зависит от мастерства работы педалью тормоза. Когда колеса блокируются, как бы ты не поворачивал руль - машина будет двигаться в лучшем случае по прямой, а в худшем как ей заблагорассудится.
Вердикт: если для грязи альтернатив нет, то для зимы не самый лучший вариант. Тем не менее, если приспичит на небольших скоростях и в сельской местности можно ездить всю зиму. Что собственно я и делал свою первую зиму 97/98 года.
Если надумаете покупать, то лучше брать Волжского шинного завода (Волтайр) и внимательно смотрите чтобы на шинах были все заводские маркировки, а так же не было индекса С в названии. На рынке проворные тетушки так и норовят всучить всякую не прошедшую ОТК лабуду  или старье по цене выше чем в магазине.

2. Я-457 175/80 R16 Медведь - зимняя классика 90-х. Шины считаются всесезонными. Резина, особенно выпуска 90-х годов, мягкая и малошумная, диагональная. Правда у меня всегда оставалось ощущение, что машина на ней бежит менее резво чем на Вли-5. Резина направленная, хотя стрелочка на ней отсутствует. Это значит что менять по мере износа между собой можно только колеса одной стороны. Внимательно следите за сборкой колес, а то особо одаренные рабочие шиномонтажек собирают колеса как попало. Сцепные свойства в условиях зимних дорог, особенно после Вли-5, приятно удивляют. Почти идеальны для города где асфальт чередуется со льдом, укатанным снегом и лужами реагентов. Возникающее ощущение, что на этих шинах можно все иллюзорно и может привести к фатальным ошибкам в пилотировании. Помните - на голом льду не держит ничего, если только вы не волшебник. А вот на грязевое бездорожье на них лучше не соваться. Протектор быстро замыливается и машина становится беспомощной. Глина, чернозем, навоз (застрял я как-то в навозной жиже) их враг. Зато хорошо идут по песку. Пробовал как-то в конце зимы на спущеных до 0,5 атмосфер шинах по снегу с настом - пошла, но было немного стремно, далеко по льду водохранилища не поехал. А на накаченых колесах перед этим сразу садился на брюхо.
Про недостатки. К сожалению, Ярославский шинный завод прекратил выпуск этих резинотехнических изделий. Первый комплект отходил у меня чуть более 40 тыс. км. Это не много, но последние два года я его эксплуатировал круглогодично и на "дорогах" Псковской области. Когда до индикаторов износа оставалось еще прилично, на одном колесе внезапно выросла грыжа - понял это по появившейся вибрации. Поездив немного, к зиме покрышку заменил на новую. Спустя какое-то время грыжи повылазили друг за другом на всех колесах с интервалами в несколько месяцев. Самое поганое, что с внутренней стороны грыжи стал вылезать корд, который постепенно прокалывал камеру и она начинала травить. Ну и при экстренном торможении если грыжа попадает на пятно контакта с дорожным полотном получается веселое катание на коньках. По всей видимости, причина грыж постоянное попадание в глубокие выбоины заполненные водой на темных улицах Пскова. Кстати, прокалывать эти колеса я стал тоже в Псковской области. На последней покрышке с грыжей я проехал по маршруту Псков-Пермь (думал купить новую в Ярославле). На конечном участке пробега на месте грыжи уже торчал наружу корд и какие-то нитки. Менял шины на новые по мере выхода из строя, что не есть хорошо - получается разная степень износа. Новый комплект проходил свыше 40-50 тыс. км в зависимости от времени установки покрышки. Последний год эксплуатировались круглогодично по дорогам Беларуси и Украины (30 тыс. пробега). Если в Беларуси дороги для шин почти как курорт, то в Украине их качество хуже чем в России. Еще им в Крыму в горах досталось. Чего стоит только восхождение к водопаду Джур-Джур. Тем не менее грыж и трещин на покрышках не заметно, корд ведет себя прилично, и одну зиму на каботажных перевозках они смело отходят, а потом доносятся потихонечку летом или уйдут в скупку краденого.
Тестирование. Спереди две покрышки с износом 60%, сзади с износом 80%. На одной из передних покрышек (по закону подлости наименее изношенной) идет полоса износа по наружной кромке - результат того, что недоглядел за углами установки передних колес после аварии. Тестировал на укатанном снегу дороги с грунтовым покрытием и на льду. По укатанному снегу машина на скорости 60-70 км/час останавливается почти по прямой, уходя в небольшой занос (поворачивая поперек дороги) в самом конце траектории только из-за разности покрытия. По льду хуже. В целом, несмотря на износ, результат лучше чем на Вли-5. Чисто субъективно тормозной путь с заблокированными колесами короче примерно на 1/5, но расслабляться не стоит. Интересно, что когда отпускаешь педаль тормоза чтобы колеса разблокировались и провернулись машина как будто налетает на препятствие. Толчек ощутимый.

3. К-156-1 185/75 R16 - штатные шины новых Нив. Всесезонные и бескамерные. Достались по случаю. Пробег 4 тыс. км. Хорошая шоссейная резина для летней езды по трассе на большие расстояния, да и по городу не плохо. Машина бежит легко и свободно. Немного странно, зачем на Ниву в базовой комплектации устанавливать шоссейные шины которые и не два и не полтора. т.е. и не для бездорожья и не для зимы. На 4-х тыс. первый прокол между шашечек да еще и шляпкой шурупа. Ремонт дешев по причине бескамерности - 100 руб. Сразу после этого купил ремкомплект, чтобы самому ремонтировать. Проще простого. Грязь и глубокий мокрый снег не любит, но тем не менее по грязи идет лучше чем Я-457.
Тестирование. Тестировал с АБС. На укатанном снегу и льду тормозит с сохранением траектории движения без сваливания в занос даже при разности покрытий. Один существенный недостаток - тормозной путь субъективно длиннее чем на первых двух моделях. Но это только за счет АБС, которая не дает колесам заблокироваться и вгрызаться в снег. Пробовал тормозить и изменять траекторию движения поворотом руля, сложно (не хватает скорости, а улететь в кювет не хочется), но получается. Т.е. здесь работают преимущества и недостатки АБС - сохранение управляемости за счет удлинения тормозного пути. При необходимости можно осторожно ездить и зимой. Есть подозрение, что будет безопаснее чем на Вли-5.
4. И-511 175/80 R16 (Forvard Arctic 511) - зимняя. Шины мягкие и почти бесшумные. По причине отсутствия в продаже оригинальных И-511 Нижнекамскшины пришлось купить Алтайского шинного комбината с патентованным названием Forvard Arctic 511. Оригинальные, говорят, лучше. Покупал в разное время: две по цене 3180 руб. и две позднее по цене 3250 руб. Взял последние. Назад поставил старые диски, на перед новые. Балансировались непросто. Камеры везде разные, в т.ч. одна корейская за 120 руб., что тоже не есть хорошо. На форуме нивоводов эти шины считаются лучшими для зимней эксплуатации. Боюсь только что будут проколы между шашечккми так же как и у К-156-1. Больше сказать нечего по причине только начала использования.
Тестирование. Тестировал с АБС. Резина реально держит дорогу и по снегу и по льду. Тормозной путь, несмотря на АБС и небольшое количество мелких ламелей, субъективно самый короткий. Управляемость сохраняется. По ледяной колее идет уверенно, но требует внимания. На 110 км/час по трассе возникает небольшая вибрация, отношу ее за счет плохой балансировки, хотя бились мы над ней долго. Легко карабкается на высокий бордюр при парковке под острым углом к нему. Короче, покупкой доволен. Посмотрим как покажет себя при постоянной эксплуатации. Из представленного выбора безусловно лучший вариант и для зимы и, возможно, для летнего действия в отрыве от баз. Хотя тут наверное подойдет больше К-156-1, как более износоустойчивая.

UPD от 31 октября 2016 года: Вчера и сегодня экспериментировал - сравнивал К-156-1 и И-511 на укатанном грейдере после снегопада. К-156 пробег 25 тыс., И-511 пробег 17 тыс. АБС. На обоих стоит индекс M&S и внешне рисунок практически одинаков, но результат разный. Дак вот, К-156 при скорости 60 км час и невыжатом сцеплении на 4 скорости дает тормозной путь от 100 до 150 метров сохраняя прямолинейность движения. В некоторых заездах было страшновато. Кажется 2 года назад эта резина работала лучше, тогда пробег был 4 тыс.. Сказывается износ рабочих кромок? И-511 при аналогичных условиях дает тормозной путь 50-80 метров. Думаю, что все дело еще и в более мягкой резине, большем расстоянии между шашечками и паре-тройке мелких ламелей на каждой из них.

Оригинальный репортаж в моем блоге starcom68

МЕТКИ: Авто, Нива, Потребитель