Первые ласточки гражданской авиации СССР. Они летали задолго до "Аэрофлота"!

14 March 2019

Ну серьезно, вы же не думаете, что "Аэрофлот" был первым перевозчиком пассажиров в советской стране?! На самом деле, он не входит даже в первую пятерку. Сегодня я расскажу, кто был раньше.

Плакат на русском языке. А был такой же на немецком.
Плакат на русском языке. А был такой же на немецком.

Русско-германское воздушное общество - сокращенно "Дерулуфт" - запустило 1 мая 1922 года регулярный рейс из Москвы в Кенигсберг (сейчас - Калининград). Летели с двумя промежуточными посадками в Смоленске и в Ковно (сейчас - Каунас). За первый год перевезли более 500 пассажиров и 20 тонн грузов. Летали на самолетах Fokker F-3, которые к тому времени строились уже не в Германии, а в Голландии.

У авиакомпании было два директора: один с немецкой стороны, другой - с советской. Перелеты совершались с мая по ноябрь, на зимний период все рейсы отменялись. Ибо опасный период для авиации. Концессия была расторгнута в 1936 году, а до того времени самолеты летали без опозданий, с истинно немецкой педантичностью.

Тогдашний миллион рублей после реформы 1924 года приравняли к одному рублю.
Тогдашний миллион рублей после реформы 1924 года приравняли к одному рублю.

В том же 1922 году, но уже летом, регулярные рейсы по маршруту Москва - Нижний Новгород организовала экспериментальная авиационная станция "Авиакультура". Они арендовали три самолета Junkers F-13 у немецких летчиков и стали возить нэпманов на Всесоюзную ярмарку. Бизнесмены летали охотно. Экономили время, а кроме того почуяли выгоду: ведь они могли перевезти еще и багаж (по прейскуранту). После окончания ярмарки, все рейсы отменили за ненадобностью. А самолеты вернули в Германию.

Уверен, найдутся зануды, которые полезут в Википедию и потом скажут, что формально это был еще не СССР. По документам СССР образован лишь в конце декабря того же года. Да, уважаемые зануды, формально все так и было. Но это в любом случае была Страна Советов, так что - от винта!

Плакат Родченко - шедевр советского авангарда.
Плакат Родченко - шедевр советского авангарда.

15 июля 1923 года снова открылся регулярный рейс Москва - Нижний Новгород. На этот раз его организовало общество добровольного воздушного флота "Добролёт". Акционерами этого общества была вся страна - на каждом углу висели плакаты с просьбой, даже с требованием: дать денег! Иначе ты не гражданин СССР... Были и покруче воззвания: "Стыдитесь! Вашего имени еще нет в списке акционеров "Добролета"! Вся страна следит за этим списком!" Рисовал эти плакаты авангардист Александр Родченко.

"Добролёт" поначалу также использовал Junkers F-13, но потом подоспела советская авиационная промышленность и воздушный флот пополнился самолетами У-2 и К-5. Авиакомпания была реорганизована в феврале 1932 года.

Акционерная карточка "Закавиа", стоимостью в один рубль.
Акционерная карточка "Закавиа", стоимостью в один рубль.

В 1923 году в Баку открылось акционерное общество "Закавказская гражданская авиация" - сокращенно "Закавиа". Здесь изначально был только один Junkers F-13 и летал он только в Тифлис (сейчас - Тбилиси). Позднее появился второй самолет, делающий рейсы в Минеральные Воды, Грозный и Махачкалу.

Через три года регулярные пассажирские перевозки сдулись, но авиакомпания выполняла спецрейсы по предварительному заказу - сейчас их назвали бы чартерными. Самолеты общества использовались также для аэрофотосъемки военными картографами.

На плакате - весь перечень услуг "Укрвоздухпути".
На плакате - весь перечень услуг "Укрвоздухпути".

25 мая 1924 года открылись первые гражданские линии Харьков - Полтава - Киев и Харьков - Одесса. Самолеты все те же: Junkers F-13, а позднее наш, отечественный, К-4. Авиакомпанию назвали "Укрвоздухпуть". Год от года они расширяли свой флот и увеличивали число маршрутов. Выполняли даже международный рейс в Тегеран! Но к 1930 году финансовое положение общества воздушных сообщений стало критическим и его с большой радостью поглотил "Добролет".

Маршрутная сеть "Аэрофлота" на плакате конца 1930-х.
Маршрутная сеть "Аэрофлота" на плакате конца 1930-х.

25 февраля 1932 года Всесоюзное общество "Добролет" было ликвидировано. Все самолеты были переданы Главному управлению воздушного флота при Совете народных комиссаров СССР. Это была совершенно новая структура. Новому государственному органу была поставлена задача обеспечить маршруты во все уголки огромной страны, используя при этом самолеты советского производства. Кроме того, Главное управление воздушного флота занималось инспектированием всей гражданской авиации Союза, включая аэропорты и самолетостроительные заводы. Поэтому версия, что "Аэрофлот" - это просто переименованный "Добролет", на мой взгляд, не должна приниматься во внимание.

Тем более, что само название "Аэрофлот" появилось только месяц спустя, 26 марта 1932 года.

Первые ласточки гражданской авиации СССР. Они летали задолго до "Аэрофлота"!

Подписывайтесь на канал, друзья! Лайки и репосты приветствуются.