Советы бывалого пассажира: как я победил аэрофобию

2k full reads
2,5k story viewsUnique page visitors
2k read the story to the endThat's 81% of the total page views
4 minutes — average reading time

Профессия журналиста даёт удивительные возможности. За двадцать лет работы в газетах, журналах и на радио, я облетел почти весь мир. А ведь было время, когда я панически боялся самолетов.

Мне исполнилось 8 месяцев от роду и мама задумала перевезти дитятку из Иркутска в Ставрополь. До сих пор вспоминает, как самолёт Ил-62 сотрясался от моих воплей. Я орал не переставая, даже после приземления ещё полчаса не затыкался.

Примерно так реагировали пассажиры того злополучного рейса.
Примерно так реагировали пассажиры того злополучного рейса.
Примерно так реагировали пассажиры того злополучного рейса.

Вторую попытку родители сделали 12 лет спустя. Сделали подарок на день рождения - повезли в Санкт-Петербург. Естественно, самолетом. Я мало помню тот полет. Но очевидцы рассказывают, что все ногти я сгрыз ещё в аэропорту, пока ожидали посадку. В кресле Tу-134 я вцепился в подлокотники и первую половину пути сидел зажмурившись. Потом самолёт попал в зону турбулентности, я раскрыл глаза от испуга и до Пулково уже не моргал. Надо ли добавлять, что обратно мы поехали на поезде?! Я был счастлив на боковушке в плацкарте и зарекался: никогда больше не полечу.

Но в студенческие годы выпал шанс побывать в Индии. Страна мечты. Киплинг, джунгли и все такое... И вот я, двадцатилетний оболдуй, сижу в аэропорту Минеральных Вод и на нервной почве давлюсь шашлыком. Шашлычник, угадав мое состояние, говорит: «Не надо бояться, дорогой! Самолёт умные люди делали, да? Ты не сможешь, я не смогу, а они смогли. Стюардессу попроси, пусть тебе сразу даст. Там каждому дают инструкцию, на случай аварий-шмаварий. Возьмёшь эту бумажку и в момент дрожать перестанешь!» И знаете, как-то спокойнее стало. Сел я в кресло, пристегнулся и стал инструкцию по безопасности изучать.

Пристегните ремни... И вперед!
Пристегните ремни... И вперед!
Пристегните ремни... И вперед!

Удивительная штука: в инструкции оказалось мало букв и много картинок. Это правильно. Буквы расплываются перед глазами, танцуют, а рисунки панический мозг различает. Сначала стало ещё страшнее: тут тебе и аварийная посадка на воду, и разгерметизация кабины, и задымление. Разве можно успокоиться глядя на эти ужасы? Но потом увидел главное. В самолете аж восемь аварийных выходов! Все с надувными трапами, и один расположен прямо рядом с моим креслом. И ещё картинки показывают, что именно делать в каждой из аварийных ситуаций.

Надень кислородную маску.

Сними обувь.

Пригнись в кресле.

Ползи по полу.

Убери расческу, галстук и очки (у меня в те годы ничего подобного не водилось).

А картинки со спасательным жилетом просто завораживают. Сразу интересно стало: как это он сам собой надувается и почему мигает лампочка?!

В такую жилетку можно и поплакаться. Если что.
В такую жилетку можно и поплакаться. Если что.
В такую жилетку можно и поплакаться. Если что.

Если бы я напился в тот день, как советовали недальновидные приятели, то никогда не сумел бы справиться с аэрофобией.

Крепкие напитки не помогают победить страх. Нет-нет, не пейте перед полетом. Вы просто будете сидеть в кресле пьяные в дупель и бояться ещё сильнее. А остальные пассажиры будут брезгливо морщится в вашу сторону. Вам оно надо? Страх можно победить только логикой.

Слава Богу, у меня аллергия на алкоголь, а в трезвом виде я увидел: критических ситуаций во время полёта может возникнуть не так уж и много. Авиаторы заранее продумали, как снизить риск в каждой из них. Пилоты и стюардессы в случае ЧП сделают все, чтобы спасти свои жизни и пассажиров заодно. Значит, лететь с ними вполне безопасно.

После того полёта на Ту-154 я не перестал окончательно бояться, но чуток успокоился. Спросил у стюардессы, можно ли забрать инструкцию с собой, и потом долго изучал, ожидая пересадки в Москве. С неё началась моя коллекция.

Самая первая карточка в моей коллекции.
Самая первая карточка в моей коллекции.
Самая первая карточка в моей коллекции.

Окончив институт, я пошёл работать газетным репортером и во время служебных командировок налетал больше 4500 часов по стране и миру. И уже не боялся. Все эти годы я переписывался с авиакомпаниями, общался с пилотами и стюардессами. Изучал закулисный мир гражданской авиации, собирал лётные байки и накопил материал для целого романа (который сейчас дописываю).

Всем - приятных полетов!