Двигатель, который гнет клапана - заговор или необходимость?

31.03.2018

Никакого заговора здесь нет, все объясняется элементарными законами физики и требованиями экологии...

Как ни странно, производитель ничего с этого не имеет, так как ни один автопроизводитель не занимается производством запчастей Так в чем же дело?

Многие говорят, что двигатели, которые гнут клапана - это специально придуманный ход, который помогает автопроизводителям заработать на "горе" владельца. На самом деле все гораздо сложнее, и мы попытаемся наиболее полно ответить на вопрос- для чего нежны моторы, в которых гнутся клапана при обрыве ремня ГРМ?

Почему гнутся клапана при обрыве ремня ГРМ?

Для начала, расскажем, почему именно так происходит, что гнутся клапана, если оборвало ремень ГРМ. В двигателе есть главных два вала - это коленчатый вал, за который закреплены поршни с шатунами, и распределительный вал, который толкает клапана в нужный момент, открывая их. 

Есть понятие верхняя мертвая точка (ВМТ). Это самое верхнее положение поршня, какое только может быть. Логично, что поршень не может подниматься выше блока цилиндров, потому что он просто упрется в головку. Так вот, когда поршень достигает ВМТ, клапана в этом цилиндре должны быть обязательно закрыты, иначе они просто упираются в днище поршня так, что их просто гнет, бывает ломает так, что ломает и сам поршень, а был случай, когда поршень раскрошился на мелкие части.

Зачем делать двигатели, которые гнут клапана

Итак, мы разобрались, отчего гнет клапана при обрыве ремня ГРМ, но есть еще один момент. Как избежать этого при производстве? Правильно, достаточно просто сделать проточки в поршнях так, чтобы даже полностью открытый клапан не упирался в поршень. Казалось бы, все просто. И вот только сейчас мы подходим к сути нашего вопроса.

Как заявили на АВТОВАЗе, проточки в поршнях не обеспечивают качественное сгорание топлива, которое соответствовало бы нормам стандарта ЕВРО-5. Именно под такой подогнали новые Калины. 

В этом вся соль. В погоне за мощностью степень сжатия бензинового мотора увеличилась практически до параметров дизельного. Камера сгорания уменьшена до такой степени, что в ней еле помещаются клапана и свеча зажигания, не говоря уже о том, чтобы они не задевали друг друга при работе. 

Все завязано на пресловутой степени сжатия. Степень сжатия - это постоянная величина, которая равна отношению рабочего объема цилиндра к объему камеры сгорания. Как правило, этот параметр редко выходит за пределы 12.

Так вот если делать проточки в поршнях, то объем камеры сгорания засчет них увеличивается. Для того, чтобы оставить степень сжатия на том же уровне, придется увеличивать рабочий объем двигателя. Все просто. 

Если же просто уменьшить степень сжатия, то получится, что двигатель при тех же размерах будет выдавать меньшее количество энергии, а значит, будет обладать меньше мощностью. 

Так что, господа, никакого заговора нет, гнущиеся клапана для любого автопроизводителя - не меньшая головная боль, чем для владельцев, однако, я лично, не против них. Такие двигатели приучают автовладельцев к дисциплине, заставляют владельцев уделять своему железному коню больше внимания до поломки, а не после того, как она уже произошла.