За что даже лояльные пациенты часто не любят своего врача

27 August 2019

Ко мне регулярно приходят пожилые пациенты, делают свои любимые съемные протезы, средний срок службы которых официально три-пять лет, и говорят, что это уже последние протезы в их жизни, вряд ли они столько проживут. Потом, через пять, а то и больше лет приходят за новыми, опять сокрушаются, что на этот раз уж точно «последние мои зубы», и история повторяется.

На самом деле, пять-десять лет пролетают совершенно незаметно, хоть и в момент протезирования кажется, что это ОЧЕНЬ-ОЧЕНЬ далекая перспектива.

За что даже лояльные пациенты часто не любят своего врача

А сегодня я хочу поделиться одной интересной и свежей историей.

Совсем недавно ко мне вернулся пациент, которого я протезировал девятнадцать лет назад. Живет сейчас вообще где-то в Подмосковье, даже не в Питере, но нашел меня через соцсети, написал и приехал.

Для девятнадцати лет после протезирования все у него не так плохо. Был запротезирован весь рот, коронок двадцать, не меньше, на контрольные осмотры за пару десятков лет он так ни разу и не пришел, а в результате пришлось удалить только два зуба, установить два имплантата и на них потом будут ставиться коронки. Остальные коронки в срочной переделке не нуждаются, хотя уже и к ним есть претензии чисто по сроку службы.

К слову, у него две коронки стоят по сей день на временном цементе, т.к. я ему по причине каких-то сомнений поставил их сначала на временный цемент, а потом не смог снять, и решили оставить до тех пор, пока сами не свалятся. Так и не свалились.

В целом, для жителя Московской области его возраста без явки к стоматологам в течение длительного времени ситуация более чем приличная. Судя по тому, что он нашел меня через столько лет и поехал ко мне, а не в Москву, которая явно ближе, пациент мне доверяет полностью и очень лоялен.

Но в процессе лечения он неожиданно излил мне душу. “Вы мне обещали, что коронки простоят 10 лет, и я тогда подумал, что это слишком далеко и загадывать так далеко нет смысла, ведь вряд ли они столько простоят, а если и простоят, то буду считать, что они себя полностью окупили. И вот прошло 19 лет, большая часть все еще стоит и стоять будет, а вот эти две так жалко переделывать, что прямо чувствую какую-то обиду!” - честно признался мне пациент.

И вот эта фраза настолько раскрывает образ мыслей среднестатистического пациента, что не могу не обратить на нее внимание как пациентов, так и врачей!

За что даже лояльные пациенты часто не любят своего врача

Представьте, что если такой вот сверхлояльный пациент чувствует себя обиженным за то, что через девятнадцать лет ему пришлось разбираться только с двумя зубами из двадцати, то что чувствует пациент, который проходил с коронками «всего» десять лет и их нужно переделывать? А теперь представьте, что чувствует пациент, который проходил пять лет? Они ведь реально считают, что врач над ними издевается, ведь «всего пять-десять лет» прошло и опять нужно протезироваться?!

Я много раз проверял это. Спрашиваешь пациента, которому ставил зубы пять лет назад: «Когда это было»? Он обязательно скажет: «Два-три года назад»! Спросишь через десять лет, он ответит: «Пять-шесть лет». Только один из десяти точно помнит срок, да и то только потому, что делал зубы к какому-нибудь памятному событию или у него «все ходы записаны» в специальную книжечку. И только один из пятидесяти, а может и реже, случайно угадает или даже прибавит один год.

Пациенты в подавляющем большинстве случаев сознательно или бессознательно занижают возраст протезов и чаще всего недовольны тем, что «протезы прожили так мало», даже если срок службы вдвое превысил обещанный срок.

К чему это я? Да ни к чему особенно. Просто интересное наблюдение из области психологии пациентов. Думаю, что большинство давно практикующих врачей с наработанной годами базой пациентов со мной согласятся и вспомнят такие же случаи из своей практики.