100 дней с английским - Урок 37 - Что такое настоящее время

22 July 2019
486 full reads
4,5 min.
1,3k story viewsUnique page visitors
486 read the story to the endThat's 37% of the total page views
4,5 minutes — average reading time

Начать с Урока 1

Следующие несколько постов будут о грамматике. Вопросов по грамматике у нас всегда больше всего, и тот аналитический подход к освоению английского, к которому мы привыкли, требует от нас именно "понимания" грамматики.

Поэтому давайте потратим несколько дней на обсуждение самых важных времен и всего, что с ними связано.

Важно при этом понимать, что освоение времен - это не вся грамматика, и ни в коем случае не весь английский. Времена имеют описательную функцию: с их помощью мы РАССКАЗЫВАЕМ о событиях или процессах .
В коммуникации вообще мы выполняем много различных функций: спрашиваем, выражаем мнение, описываем, предполагаем и т.д. Так что описание действий - это всего лишь одна их них.

Если вы хотите именно говорить и общаться, не сидите на временах слишком долго (например, у нас есть курс, который поможет вам быстро с ними разобраться) - двигайтесь к другим функциям. Именно это мы и стараемся сделать в этом проекте.

Однако, давайте сложим все, что мы знаем о временах в стройную систему, так как у многих эти знания очень разрозненные и, что важнее, их очень трудно применять в реальной речи.

Особенности настоящего времени в английском языке

Говорить о настоящем можно разными способами - носители, например, часто используют простые фразы с глаголом to be:

  • I am on my way. - Я еду.
  • I am used to waking up early. - Я привык рано вставать.
  • The washing machine won't start. - Стиральная машина не включается.
  • The meeting is about to start. - Встреча уже начинается.

Контраст действий ВООБЩЕ и действий В ПРОЦЕССЕ

Идея настоящего в английском делится на два аспекта: ДЕЙСТВИЕ ВООБЩЕ и ДЕЙСТВИЕ В ПРОЦЕССЕ. Я уже упоминала о их разнице в Уроке 17, но есть смысл уделить им больше внимания.

Мы что-то похожее делаем в русском языке с помощью некоторых глаголов.

Например, мы говорим "Я хожу на фитнес" и "Я иду на фитнес". Чувствуете разницу?

Первый пример повествует о действии вообще, регулярном. А второй - о том, в середине какого процесса вы находитесь.

Другие пары примеров:

- Мы часто ездим в Сочи. (регулярность) - Мы едем в Сочи. (в процессе или в ближайших планах)

- Я не ношу джинсы. - Я (сейчас) в джинсах.

- Он бродит по ночам. - Он бредет куда-то в темноте.

Наше понимание своего родного языка не привязано к логике, и мы не объясняем себе многие вещи - мы их просто говорим автоматически. Таким образом, выбирая форму глагола "хожу" или "иду", мы просто подсознательно чувствуем разницу этих аспектов и выбираем ту или иную форму в доли секунды.

В иностранном языке все происходит совсем наоборот (по крайней мере, для взрослых): нам нужно понять, ЧТО мы хотим сказать в первую очередь, а затем мы подбираем слова и структуры, чтобы выразить этот смысл (на что уходит время и возникает дискомфорт).

Главное отличие русского языка от английского:

В русском аспект ДЕЙСТВИЯ ВООБЩЕ (ХОЖУ) и аспект ДЕЙСТВИЯ В ПРОЦЕССЕ (ИДУ) не выделены в отдельную грамматическую категорию и для большинства глаголов просто слились в одну форму: Я много читаю (вообще) и Я читаю статью (сейчас) - и там, там одна форма глагола ЧИТАЮ.

Мы их не отличаем. Есть только очень небольшое количество глаголов, которые можно составить в пары, подобные примерам выше.

В английском же языке - множество глаголов могут образовывать для себя подобные пары:

ХОЖУ (GO) - ИДУ (AM GOING...),

ЕЗЖУ (GO, TRAVEL, VISIT) - ЕДУ (AM GOING / AM TRAVELLING / AM VISITING...)

ЧИТАЮ (READ) - ЧИТАЮ СЕЙЧАС (AM READING...) и т.д.

Тут нет двух разных глаголов для двух значений - один и тот же глагол может образовать два разных значения.

Формы неодинаковы по частоте использования. Например, в блоге Ginseng English подсчитали, какое время вам чаще понадобится в речи:

Источник: https://ginsengenglish.com/blog/english-verb-tense-frequency
Источник: https://ginsengenglish.com/blog/english-verb-tense-frequency
Источник: https://ginsengenglish.com/blog/english-verb-tense-frequency

Но это не повод отказываться от Continuous вообще, потому что у ряда глаголов именно оно будет наиболее часто используемым.

Например:

- They build schools. (меньше примеров, используется реже)
- They are building a school in our area. (более частое употребление)

У ряда глаголов форма Simple будет иметь отличное от формы Continuous значение глагола:

- I think it's true. - Я думаю, это правда. (думаю = считаю, верю)
- What are you thinking about? - О чем ты думаешь? (думаешь = размышляешь, планируешь (в некоторых контекстах))

О таких глаголах мы поговорим более подробно в Уроке 40.

Как отличаются Simple и Continuous

И наша задача теперь - научиться чувствовать эту разницу (так как мы ее не отслеживаем в русском языке). Важны тут не правила, а ваш подход к использованию этих времен: говорите вы о чем-то универсальном, общем или описываете конкретное действие, которое сейчас происходит или готовится происходить?

Например:

  • Я не люблю молоко. - ВООБЩЕ
  • Я смотрю много сериалов. - ВООБЩЕ
  • Мы ездим отдыхать в Сочи. - ВООБЩЕ

НО

  • Я готовлю ужин. - В ПРОЦЕССЕ
  • Я смотрю сейчас один прикольный сериал... - В ПРОЦЕССЕ
  • Куда вы едете в отпуск в этом году? - В ПРОЦЕССЕ ПЛАНИРОВАНИЯ

Многие просто не уделяют этому внимание - "просто берешь настоящее время и все понятно". Поверьте, понятно далеко не всегда.

Различия форм Present Simple и Present Continuous (Progressive)

Когда вы говорите о действиях вообще, вы используете формы настоящего времени:

I watch a lot of TV shows. / I don't watch TV shows.

Действие в процессе буквально звучит "Я есть делающий":

I am watching this new TV show... (рассказывая приятелю) / I am not watching it. (он может ответить)

Перевод на русский будет сбивать с толку, потому что что в первом примере: Я смотрю много сериалов, что во втором: Я тут смотрю новый сериал..., русская форма СМОТРЮ одинаковая.

Именно поэтому перевод с русского нам не поможет говорить правильно, нам нужно накапливать примеры предложений в двух этих временах, чтобы начать чувствовать эту разницу и запоминать формы как готовое целое, а не строить формы каждый раз с нуля.

ЗАДАНИЕ: Посмотрите на диалог ниже - можете ли вы объяснить, почему в диалоге использованы те или иные временные формы?

Источник: http://englishstandarts.blogspot.com/2018/05/present-continuous-dialogues.html
Источник: http://englishstandarts.blogspot.com/2018/05/present-continuous-dialogues.html
Источник: http://englishstandarts.blogspot.com/2018/05/present-continuous-dialogues.html

Делитесь вариантами переводов и объяснений в комментариях!

-----------------------------

Настоящие времена используются гораздо чаще всех других в разговорной речи, и ошибок именно в них - превеликое множество. Причем ошибки - это не то, что вы правило нарушили ("Ах, простите Марьиванна"), а то, что вы возможно озвучиваете своему собеседнику СОВСЕМ не то, что вы хотели до него донести и вы ВООБЩЕ не контролируете, как он это поймет. Правильная грамматика значительно понижает стресс в общении на иностранном языке.

В следующем уроке подробно разберем формы простого настоящего времени - оставайтесь на связи.

Читать Урок 38 >>>

Вам может быть интересно:

Когда использовать IS, а когда DOES

Примеры путаницы IS и DOES

Все уроки серии:

Урок 1 Начинаем говорить
Урок 2 Что вежливо, а что грубо
Урок 3 Учитесь понимать на слух
Урок 4 Что сказать, если не помните слово
Урок 5 Вы говорите по-английски? Описываем знание языка
Урок 6 Как произносить слова с W
Урок 7 Как задавать вопросы
Урок 8 Самые важные вопросы
Урок 9 Топ слова: GET
Урок 10 Как поздравить с праздником или порадоваться успехам
Урок 11 Самые частые ошибки в произношении
Урок 12 Чем отличаются This is, It is и There is
Урок 13 Описания в настоящем, прошедшем и будущем
Урок 14 Как говорить о странах и путешествиях
Урок 15 Как сказать НРАВИТСЯ / НЕ НРАВИТСЯ
Урок 16 Как читать числа, цены, номера телефонов и т.д.
Урок 17 Когда использовать IS, а когда DOES
Урок 18 Примеры путаницы IS и DOES
Урок 19 Топ-слова: GO, COME, TAKE, BRING
Урок 20 Как сказать Я ТОЖЕ
Урок 21 Как описывать размеры предметов и объектов
Урок 22 Как говорить о планах
Урок 23 Полезные фразы для путешествий
Урок 24 В путешествии: Указатели и таблички
Урок 25 Что такое фразовые глаголы
Урок 26 Язык путеводителей: Полезные слова
Урок 27 Учимся использовать There is
Урок 28 Резервируем комнату в отеле
Урок 29 Проблемы в отеле
Урок 30 Как произносить слова с GH
Урок 31 Диалоги в аэропорту
Урок 32 Суперважный предлог OF
Урок 33 В путешествии: Достопримечательности
Урок 34 Эмоциональные прилагательные
Урок 35 Как правильно использовать VERY и другие усилители
Урок 36 Топ слова: LOOK, SEE, WATCH