100 дней с английским - Урок 38 - Анатомия простого настоящего

24 July 2019
513 full reads
5 min.
1,4k story viewsUnique page visitors
513 read the story to the endThat's 36% of the total page views
5 minutes — average reading time

Начать с Урока 1

Итак, в прошлом уроке мы начали с вами говорить о временах и о их полезности в разговорной речи.

Мы выяснили, что В НАСТОЯЩЕМ действие может быть простым (ДЕЙСТВИЕ ВООБЩЕ) и растянутым на процесс (ДЕЙСТВИЕ В ПРОЦЕССЕ).

Несмотря на то, что время Present Simple (которое используется для описания ДЕЙСТВИЯ ВООБЩЕ) является самым употребительным в английском языке, простым по мнению учеников оно не является - у него есть ряд трудностей с формой.

Могу сказать совершенно точно, что ошибки именно в Present Simple я исправляю чаще всего у студентов ВСЕХ уровней. Правила мы знаем, но формы скачут.

1 Что не так с простым настоящим

Для многих, Present Simple - это использование глагола в той форме, в которой он написан в словаре (так называемая V1). Но все, к сожалению, не так просто.

Итак, нам нужно построить предложение в настоящем времени - например, с глаголом SPEAK.

Если бы английский был русским, глагол бы согласовался с своим подлежащим по лицу:

Я говорЮ, Ты говоИШЬ, Он / Она говорИТ, Мы говорИМ, Вы говорИТЕ, Они говорЯТ.

Без этого изменения по лицам, фраза будет звучать как "Я говорить", "Ты говорить" и т.д. - сами понимаете - не звучит. Таким образом, у глагола меняется грамматика, с помощью которых он связывается со своим подлежащим.

Однако, английский язык - не русский, и сами формы слов у него, как правило, не меняются. Для связи слов он обычно использует вспомогательный (=грамматический) глагол. Например, в Present Continuous:

I AM speaking - Я говоРЮ; He IS speaking - Он говорИТ; They ARE speaking - Они говорЯТ.

Однако, в Simple все не так. Каким-то образом, вспомогательный глагол НЕ ставится в утверждениях в формах Present Simple (и Past Simple).

I ___ speak. - Я говорЮ.

И так как у него вспомогательного глагола, глаголу приходится САМОМУ МЕНЯТЬСЯ, чтобы, например, перейти с настоящего в прошлое.

I ___ spoke. - Я говорИЛ.

То есть это не do, does, did вдруг внезапно выскакивают из ниоткуда в предложениях, где их совсем не надо. Согласно природе английской грамматики, и в формах Simple вспомогательные глаголы должны бы были присутствовать, как они присутствуют во всех остальных формах (I am speaking, I have spoken, I am spoken и т.д.)

Если бы они там были, форма Present Simple бы выглядела как I do speak, He does speak, а форма Past Simple - I did speak. И тогда глагольная система бы была четкой и структурированной: все глагольные формы бы состояли из двух глаголов - вспомогательного (=грамматического) + основного.

Да, он по-прежнему бы отличался от русского, потому что в русском мы форму меняем ВНУТРИ слова, а не пользуемся вспомогательными глаголами, но по крайней мере, в английской системе бы была четкая логика.

На данном этапе, формы Present и Past Simple сбивают нас с толку, потому что они отличаются от всех других глагольных форм. Но важно понять, что это ИМЕННО SIMPLE - исключение из правил английской грамматики, а не наоборот.

2 Вдруг откуда ни возьмись - окончание -S / -ES

Как мы выяснили в предыдущей части, у глагола, используемого в Present Simple нет грамматического глагола, и поэтому ему приходится МЕНЯТЬСЯ САМОМУ.

На наше счастье, у английского глагола не 6 личных окончаний (как в русском), а всего два. Изменяется только форма с местоимениями HE, SHE, IT.

Я говорЮ - I ____ speak___
Ты говорИШЬ - You ____ speak___
Он / Она говорИТ - He / She ____ speak
S


Мы говорИМ - We ____ speak____
Вы говорИТЕ - You ____ speak____
Они говорЯТ - They ____ speak____

В этом грамматика английского намного легче русской - нам нужно запомнить всего одно окончание. Но сделать это трудно, и статистика показывает, что оно "встает" на место только на более поздних этапах изучения языка.

Я надеюсь, что теперь у вас, по крайней мере, есть понимание того, откуда это окончание вообще взялось. Я также рекомендую запоминать формы с He / She / It как устойчивые паттерны.

- Я говорю на 5 языках. - I ____ speak 5 languages.

- Он говорит на 5 языках. - He ____ speakS 5 languages.

- Я преподаю английский. - I ____ teach English.

- Она преподает немецкий. - She ____ teachES German.

- Я работаю без выходных. - I ____ work without weekends.

- Это работает. - It ____ workS.

3 Формы отрицаний

Когда мы хотим выразить отрицание в настоящем времени, структура приходит в норму - у нее появляется грамматический глагол. Он теперь начнет изменяться (именно к нему мы будем добавлять NOT и личные окончания), а основной глагол будет "отдыхать".

Я не говорЮ - I DON'T speak___
Ты не говорИШЬ - You DON'T speak___
Он / Она не говорИТ - He / She DOESN'T speak____ (окончание ушло на вспомогательный глагол, где ему и место)


Мы не говорИМ - We DON'T speak____
Вы не говорИТЕ - You DON'T speak____
Они не говорЯТ - They DON'T speak____

Тут тоже надо воспринимать эти формы как устойчивые фразы, чтобы не строить каждое предложение с чистого листа.

Я не хочу - I don't want
Я не люблю - I
don't like
Я не понимаю - I
don't understand
Я не верю - I
don't believe

АУДИОТРЕНИРОВКА НА DON'T

Он не хочет - He doesn't want
Он не любит - He
doesn't like
Он не понимает - He
doesn't understand
Он не верит - Не
doesn't believe

АУДИОТРЕНИРОВКА НА DOESN'T

и так далее...

Старайтесь привязывать фразы именно к ЗНАЧЕНИЮ глагола. Какие фразы вы будете говорить чаще всего? Какие глаголы в вашей речи встречаются чаще всего? Отталкивайтесь от того, что вы скорее всего скажете, а не от схемы.

Например, фраза 'I mean' входит в ТОП-10 ВСЕГО английского по частоте использования в разговорной речи. Она запоминается как что-то устойчивое. А вот как часто мы говорим 'I don't mean'? Воспринимается ли это как что-то устойчивое? Мы чаще слышим 'I didn't mean ...' - I didn't mean to hurt you. - Я не хотел тебя обидеть. Именно эта фраза и запомнится лучше.

А вот фразы типа 'I don't know', 'I don't understand', 'I don't like' используются в речи все время и именно их нам нужно запомнить.

4 Формы вопросов

C вопросами тоже все в порядке - грамматический глагол здесь присутствует. И как во всех вопросах, он переносится вперед. (Подробнее в уроке 7 - Как задавать вопросы)

Do you want...? - Ты хочешь?
Do you like...? - Ты любишь?
Do you understand? - Ты понимаешь?
Do they understand? - Они понимают?
*(Вопросы с I и WE задаются крайне редко)

АУДИОТРЕНИРОВКА НА 'DO YOU'

Does he understand? - Он понимает?
Does she understand? - Она понимает?
*(Окончание -S у грамматического глагола для форм HE, SHE, IT)

What do you want? - Чего ты хочешь?
What
do you like? - Что ты любишь?

What does he want? - Чего он хочет?
What
does she want? - Чего она хочет?

АУДИОТРЕНИРОВКА НА 'DOES HE'

Does it work? - Это работает?
How
does it work? - Как это работает?
*(Вопросов с IT тоже достаточно ограниченное количество - проверяйте сразу на всех новых глаголах, которые вы учите)

АУДИОТРЕНИРОВКА НА 'DOES IT'

5 О чем это время

Как мы уже говорили, используется Present Simple достаточно часто:

- для констатации факта: I like dancing. I don't speak German. She works a lot.

- для описания регулярных действий: We go shopping on Sundays. He goes running every morning.

- для выражения мнений, понимания и других ментальных процессов: I don't understand. I don't remember. He knows more than me. I don't need it.

- для описания расписаний: We start at 7pm. What time does he finish? The conference opens tomorrow.

6 Важно: Упрощают ли его носители в разговорной речи

Мы прекрасно понимаем, что мало кто говорит полными развернутыми фразами. Во-первых, носители не акцентируют произношение грамматического глагола, и поэтому нам часто трудно его услышать.

Во-вторых, многие фразы укорачиваются в разговорной речи, потому что носителям форма понятна интуитивно.

Посмотрите эпизод из сериала Breaking Bad - Какие укороченные формы Present Simple вы слышите?

----------------

Согласно исследованиям последних лет, на усвоение формы Present Simple требуется достаточно длительное время - там слишком много трансформаций. Дайте себе время и наблюдайте, копите примеры, старайтесь запоминать фразы, которые вам точно пригодятся.

Таким образом, вы будете лучше готовы непосредственно к общению.

Все получится!

Читать урок 39 >>>

Все уроки серии:

Урок 1 Начинаем говорить
Урок 2 Что вежливо, а что грубо
Урок 3 Учитесь понимать на слух
Урок 4 Что сказать, если не помните слово
Урок 5 Вы говорите по-английски? Описываем знание языка
Урок 6 Как произносить слова с W
Урок 7 Как задавать вопросы
Урок 8 Самые важные вопросы
Урок 9 Топ слова: GET
Урок 10 Как поздравить с праздником или порадоваться успехам
Урок 11 Самые частые ошибки в произношении
Урок 12 Чем отличаются This is, It is и There is
Урок 13 Описания в настоящем, прошедшем и будущем
Урок 14 Как говорить о странах и путешествиях
Урок 15 Как сказать НРАВИТСЯ / НЕ НРАВИТСЯ
Урок 16 Как читать числа, цены, номера телефонов и т.д.
Урок 17 Когда использовать IS, а когда DOES
Урок 18 Примеры путаницы IS и DOES
Урок 19 Топ-слова: GO, COME, TAKE, BRING
Урок 20 Как сказать Я ТОЖЕ
Урок 21 Как описывать размеры предметов и объектов
Урок 22 Как говорить о планах
Урок 23 Полезные фразы для путешествий
Урок 24 В путешествии: Указатели и таблички
Урок 25 Что такое фразовые глаголы
Урок 26 Язык путеводителей: Полезные слова
Урок 27 Учимся использовать There is
Урок 28 Резервируем комнату в отеле
Урок 29 Проблемы в отеле
Урок 30 Как произносить слова с GH
Урок 31 Диалоги в аэропорту
Урок 32 Суперважный предлог OF
Урок 33 В путешествии: Достопримечательности
Урок 34 Эмоциональные прилагательные
Урок 35 Как правильно использовать VERY и другие усилители
Урок 36 Топ слова: LOOK, SEE, WATCH
Урок 37 Что такое настоящее время