Передел власти в регионах

Бывают ситуации, когда любой комментарий банален, ибо банальна сама ситуация. Именно так обстоит дело с итогами региональных выборов. И мы, в общем-то, не планировали комментировать эти итоги. Однако сегодня мы прочли такое количество комментариев, деликатно говоря, заведомо ложных, что всё же решились: пусть уж наговорим банальностей, но эти банальности будут хотя бы фактически точны.

Итак, первое. Из 22 субъектов Федерации, где проходили прямые выборы высших должностных лиц, в 18 избраны действующие руководители. Счёт 18-4 в пользу действующих губернаторов. Из 16 субъектов Федерации, где проходили выборы депутатов ЗС по мажоритарно-пропорциональной системе, партия "Единая Россия" заняла первое место в голосовании по спискам в 13, в трёх она была второй. Счёт 13-3 в пользу ЕР. Это победа?

В других условиях - была бы победа. Но мы же в России живём. А в России начиная с 2006 года, ЕР ни разу не занимала на выборах ЗС регионов места ниже первого. А тут оказалась второй сразу в трёх регионах. С момента восстановления выборов губернаторов в 2012 году действующий губернатор не был избран лишь однажды, в 2015 году в Иркутской области - а тут сразу 4 поражения.

Поэтому не надо, пожалуйста, конфузию выдавать за викторию. Ибо выдать-то можно, однако на следующий год придётся выдавать за викторию конфузию гораздо бОльшую.

Факт налицо: контроль власти за поведением избирателей резко ослаб. Этот факт следует признать и сделать выводы на будущее.

Второе. Ничего страшного или опасного для власти не случилось. Президент Б.Н.Ельцин из 8,5 лет своего правления 4 года имел электоральный рейтинг ниже 10%, в 1996 году из 50 губернаторских выборов в 26 случаях действующие губернаторы проиграли. Это как-то помешало Президенту Б.Н.Ельцину благополучно править до 31 декабря 1999 года? Да никак. Напротив, именно то, что недовольство избирателей находило выход на второстепенных выборах (депутатов, губернаторов, мэров) придавало правлению Президенту Б.Н.Ельцина дополнительную устойчивость.

Третье. Зафиксированное региональными выборами недовольство избирателей было бы ошибочно связывать только с пенсионной реформой. Она скорее послужила триггером, переведшим поведение избирателей в другой режим. Напомним, что вот прямо сейчас реально располагаемые среднедушевые денежные доходы населения в неизменных ценах (и заодно в долларах США) ниже, чем они были в 2013 году. Простая житейская жизнь, резко ухудшившаяся в 2014-2015 из-за санкций, несмотря на возобновившийся в 2016 году экономический рост, всё ещё хуже, чем была 5 лет назад. А самое последнее время она и улучшаться перестала (в августе 2018 зафиксирован спад доходов населения). При этом правительство так и сыплет пессимистическими и угрожающими прогнозами: дескать, если не повысить пенсионный возраст, то произойдёт катастрофа. Или вот сравнительно свежее: нас ждут шесть непростых лет. Ещё шесть лет, господа!

Четвёртое. Если угрозы и прогнозы правительства верны, то недовольство избирателей в ближайшие годы будет нарастать. А в эти шесть лет предстоят, между прочим, федеральные парламентские (2021) и президентские (2024) выборы. Чтобы благополучно их пройти, имеет смысл уже сегодня озаботиться тем, чтобы канализировать недовольство избирателей на второстепенные выборы. Если правительство ошибается и нас вовсе не ждут шесть лет экономических трудностей, то и слава Богу. А если не ошибается, то пусть второстепенные выборы сыграют роль заблаговременно подстеленной соломки. Поэтому мы категорически не одобряем призывы к отмене губернаторских выборов и прочему закручиванию гаек. Напротив, более предпочтительной выглядит разумная либерализация.

Дорогой читатель! Ставьте палец вверх! Подписывайтесь на наш канал чтобы не пропустить новые публикации!