Нереализованные проекты: Трансямальский водный путь

2 September 2020

В самом начале XVII в. на севере Западной Сибири был основан город Мангазея как опорный пункт для дальнейшего продвижения на Восток. В 1616 году к городу был проложен путь от Архангельска: Белое море — Печорское море — пролив Югорский шар — Карское море. В Обскую губу через полуостров Ямал маршрут проходил по реке Сеяха и группе озер, между которыми суда тащили волоком.

© Vasyatka1 / CC BY-SA 4.0 (Панорама Мангазеи в представлении художника М. И. Белова)
© Vasyatka1 / CC BY-SA 4.0 (Панорама Мангазеи в представлении художника М. И. Белова)

Но интересно, что буквально через четыре года царским указом под страхом смертной казни запретили передвижения через Ямал от Байдарацкой губы до Обской.

Точные причины такого запрета неизвестны. Но скорее всего это было связано с невозможностью контролировать властями передвижения по морям. Ведь пользуясь внутренними реками России, купцы, вывозившие с восточных территорий пушнину и другие богатства, неизбежно проходили через таможенные заставы.

По мнению отдельных историков, закрытие пути через полуостров могло быть вызвано опасением проникновения на север Сибири и Дальнего Востока голландцев и англичан. Например, историк первой половины XX в. Инна Любименко в архивах Великобритании обнаружила документы начала XVII в., которые прямо свидетельствуют о планах англичан колонизировать территории вдоль морей Северного Ледовитого океана.

Путь архангелогородцев до Мангазеи
Путь архангелогородцев до Мангазеи

Так или иначе, а запрет на передвижение по северным морям привел к исчезновению Мангазеи. Со времен Петра I изучение и освоение северных морей приобретает государственный масштаб. Организовывается несколько экспедиций, в задачу которых входит поиск более удобного пути на Восток.

В XIX в. появляется несколько предложений по строительству судоходного канала через Ямал. Некоторые проекты совпадали с маршрутом, пройденным архангелогородцами в 1616 году, другие предлагали использовать реку Юрибей. Но дальше обсуждений дело так и не доходило.

Проект Носилова

Серьезные намерения по обустройству канала появились у царского правительства в начале 1900-х; тогда был одобрен проект К. Д. Носилова. Константин Дмитриевич еще в XIX веке через многочисленные художественные рассказы и исследовательские труды познакомил читателей с суровой Арктикой.

О нем, как о писателе, положительно отзывались и А. П. Чехов, и Л. Н. Толстой. Но в первую очередь он был исследователем и разрабатывал проекты транспортного освоения Севера.

Одна из книг К. Д. Носилова
Одна из книг К. Д. Носилова

Что касается водного пути через Ямал, Носилов предлагал использовать реку Юрибей, которая впадает в Карское море, вытекая из озера Яротто. Из последнего учёный хотел продолжить маршрут в Обскую губу при помощи малых рек.

Протяженность непосредственно искусственного канала для их соединения, по подсчетам автора проекта, составила бы всего 5-6 км. На всем пути предусматривалось два шлюза — в верховьях реки Юрибей и на реке Салетта, впадающей в Южную часть Обской губы.

В декабрьском номере газеты «Московские Ведомости» за 1913 год Носилов писал, что для прорытия канала нет никаких преград, так как водораздел поднимается над уровнем Обской губы и озера Яротто всего на 3,5 метра.

Свой проект автор называет простым в плане исполнения и очень выгодным с точки зрения эксплуатации. Буквально он пишет, что для реализации плана «потребуются такие пустяки затрат, что и говорить даже странно».

При этом проект подразумевал не только сооружение водного пути, но и строительство двух портов — на восточной стороне у Мыса Каменного, на западной — у мыса Марре-Сале, где в 1912 году было основано одноименное село и установлена радиотелеграфная станция.

Правда, канал рассчитывался на суда грузоподъемностью около 1 тыс. тонн. То есть подразумевалось, что до Ямала идут морские суда, а дальше передают груз речному транспорту.

Носилову без особого труда удалось получить от правительства концессию на устройство водного пути, который назвали Трансямальским. В кампании должны были принять участие и англичане с французами, заинтересованные в транспортировке сибирских богатств в Европу.

Сдача объекта в эксплуатацию планировалась не позднее 1920 года. Но все что успели сделать — провести инженерно-геодезические изыскания. Октябрьская революция и Гражданская война внесли серьезные коррективы в планы Носилова.

Новая попытка

Однако ему удалось заинтересовать проектом новое правительство. В 1921 году он даже выступил с докладом в Кремле, где присутствовал В. И. Ленин.

© Sergey.vlad.popov / CC BY-SA 4.0 (Река Юрибей)
© Sergey.vlad.popov / CC BY-SA 4.0 (Река Юрибей)

Но в этот раз на проект обрушился шквал критики со стороны Русского географического общества. По мнению отдельных его членов, в Трансямальском водном пути не было никакой необходимости, да и сам план посчитали технически сложным в плане реализации, что подтвердили дальнейшие топографические исследования.

По поводу актуальности канала основная критика была в том, что суда, идущие в обход Ямала по Карскому морю, тратят столько же времени, сколько уходило бы на проход по новому маршруту, учитывая, что груз нужно передавать другим судам.

В 1923 году Носилов умер и его проект положили на полку. Хотя в следующие годы и появилось несколько похожих идей, ни одна из них так и не была реализована.

Читайте: В Европе построят первый в мире морской судоходный тоннель