«Мёртвые не умирают» (США,Швеция, 2019).

          Постер фильма. msk.subscity.ru.
Постер фильма. msk.subscity.ru.

Зомби-апокалипсис… Сколько всего было на эту тему… Это и «Ночь живых мертвецов», и «Рассвет мертвецов», и даже «Мировая война Z», которая вышла настолько далёкой от оригинального сюжета… Собственно, что касается «Мировой войны Z», то её можно было экранизировать только в виде сериала, где каждая серия – отдельная новелла из книги. Но кто-то решил, что в виде сериала много денег не заработать, Брэда Питта на главную роль не пригласить – так что будет фильм…

 Единственной проблемой зомби-сюжетов можно назвать слабое научное обоснование (там, где оно вообще есть). Андрей Круз (земля ему пухом) пытался рассказать про вирус, при помощи которого хотели излечить все болезни, ему это не особенно удалось – но любим мы его книги не за это. В данном фильме научное обоснование тоже имеет место быть. Точнее, не научное, а, скорее, научно-философское. Собственно, такой стиль – философский и мистический – это как раз стиль режиссёра фильма, Джима Джармуша.

 Джим Джармуш известен, в первую очередь, своими работами в области «некоммерческого», независимого кино. Тем не менее, ему принадлежат и несколько голливудских фильмов. И вдруг – казалось бы, совершенно нетипичный для его стиля, фильм «Мёртвые не умирают». Странно, да?

 Оказалось, что ничего странного и нетипичного для Джармуша и его стиля здесь нет. Фильм получился шикарен настолько, что каждая сцена в нём, каждый диалог хорош настолько, что просто нет слов… Конечно, диалоги в кино прекрасны. Но они смотрелись бы совершенно иначе, если бы не актёры. Джармуш подобрал на главные и на второстепенные роли совершенно замечательных людей. Шериф – Билл Мюррей, комик старой школы, помощник шерифа – Адам Драйвер, который играет совершенно нетипичную для себя роль, столь же далёкую от Кайло Рена, сколь далека от Земли Далёкая-далёкая Галактика… Тильда Суинтон – шикарна всегда и во всех фильмах… Список можно продолжать долго – например, в картине заняты Стив Бушеми и Дэнни Гловер, каждый из которых отыгрывает своего персонажа на все сто процентов.

                                   Шикарная Тильда Суинтон с катаной. Тоже ведь отсылка...
Шикарная Тильда Суинтон с катаной. Тоже ведь отсылка...

 Отдельно хотелось бы остановиться на Адаме Драйвере. Дело в том, что этот актёр, в первую очередь известен ролью Кайло «надень обратно» Рена из Диснеевских «Звёздных войн». И многие считают, что персонаж не удался потому, что Адам – не такой уж и хороший актёр. Мол, куда ему до Дэвида Проуза (игравшего Дарта Вейдера), или даже до Хайдена Кристенсена (Энакин Скайуокер). Но дело не в актёрском таланте Драйвера, дело в том, что его персонажа (Кайло Рена) прописали настолько «хорошо», что играть ему было особенно и нечего. Так что Рен – да и прочие из этих «Звёздных войн» – не персонажи, а функции…

 Итак, про что же фильм «Мёртвые не умирают»? Что в нём такого необычного? Получился ли он?

                                              Полицейские идут общаться с отшельником.
Полицейские идут общаться с отшельником.

 Фильм начинается с того, что шериф (Мюррей) и его помощник (Драйвер) едут на вызов; один из фермеров (Бушеми) пожаловался на то, что некий отшельник украл у него курицу. Полицейские находят отшельника, и у них происходит краткий диалог, в процессе которого становится понятно, что к краже он не имеет никакого отношения. Шериф и помощник едут назад, у них происходят сбои в работе радиостанции, у персонажа Драйвера остановились часы и разрядился мобильник. По гражданскому радио крутят саундтрек к фильму «Мёртвые не умирают», а на улице, несмотря на позднее время, светло, как днём…

                                                                        Тот самый отшельник.
Тот самый отшельник.

 Как оказалось, произошло нечто очень нехорошее – люди, добывая полезные ископаемые, «доработались» до того, что произошло смещение земной оси. Вращение планеты стало нестабильным – и это могло привести к катастрофическим последствиям. Тем не менее, правительство и представители нефтяного (и не только) бизнеса уверяют, что всё хорошо, создаются новые рабочие места, и бояться нечего.

 Люди в городке живут своей обычной жизнью. Кто-то завтракает в закусочной, кто-то работает, кто-то сидит в колонии для трудных подростков (мальчик Джеронимо то и дело ходит на территорию девочек, чтобы... общаться с ними). В общем, идёт обычная жизнь. А вот ночью… Ночью мёртвые начинают вставать из могил…

                                                                    Зомби. Просто зомби.
Зомби. Просто зомби.

 Разумеется, это не стандартный «фильм про зомби» – Джармуш такого не снимает. Это и не фильм о том, что «кто-то придёт и всех спасёт». Здесь нет мега-персонажей уровня Милы «меня зовут Элис» Йовович. Глубокий смысл этого фильма – в другом. Его можно проследить уже тогда, когда зомби начинают массово бродить по городу, нападая на людей, его можно видеть в одной из начальных сцен, когда отшельник наблюдает за муравьями… И именно отшельник произносит САМЫЕ ГЛАВНЫЕ СЛОВА в конце фильма. Возможно, что он прав. А может – и нет. Но он своими словами выразил то, что хотел сказать режиссёр этого фильма…

 Можно рассказать о спецэффектах – они есть, и они к месту. Это и стрельба, и прочие убийства зомби, и отрубание головы – например, при помощи мачете, или самурайского меча в руках Тильды Суинтон. Все спецэффекты (включая и необычную Луну) – строго по делу и совершенно не «режут глаза). Но, конечно же, одна из главных жемчужин фильма – это диалоги. Конечно, это не Квентин Тарантино, где персонажи могут полфильма разговаривать на отвлечённые темы, например о том, как в Европе называется «четвертьфунтовый чизбургер», а, скорее, ближе к знаменитому сериалу «Светлячок», где тоже немалая часть обаяния кроется в диалогах. Здесь они просто хороши. Например, после убийства в закусочной, когда приехал шериф, он вошёл в здание, посмотрел на трупы, вышёл и сказал герою Гловера, который и заявил про убийства: «Это дикий зверь? Несколько диких зверей?». Вслед за ним приехал помощник Ронни (герой Драйвера). Он тоже пошёл в здание, посмотрел на трупы и сказал… Да, те же самые слова. Помощник шерифа Минерва, которая тоже приехала на этот вызов, тоже посмотрела на трупы, сказала то же самое… Кроме того… В самом начале Ронни (герой Драйвера), когда играет музыка «Мёртвые не умирают», говорит, что «это саундтрек к фильму». Он это говорит очень неспроста…

 В фильме есть немало отсылок к разным вещам и событиям. Когда в городок приезжают двое парней и девушка на «классическом» автомобиле, работник с заправки говорит о том, что машина, как из фильмов Ромеро. Джордж Ромеро – автор знаменитого зомби-фильма «Ночь живых мертвецов». Когда Зельда Уинстон (героиня Тильды Суинтон) просит у Ронни ключи от его машины, и получает их, к брелоку пристёгнут крошечный «Звёздный разрушитель» из Диснеевских «Звёздных войн». И шикарный диалог по этому поводу…

 Так что, если нравится кино, которое, вкупе с интересным сюжетом, оставляет после себя такое… интеллектуальное послевкусие, которое заставляет задуматься на тему: «А режиссёр хотел сказать вот это – или всё же, вот это» – можно смело идти на «Мёртвые не умирают».

  Все изображения(если не указано особо) взяты с сайта kinopoisk.ru.

----------------------------

Все наши новости кинофантастики и рецензии на фильмы читайте здесь.

Некоторые свежие статьи

"Мёртвые не умирают" (США,Швеция, 2019).

Новый «Человек-невидимка».

"Человек-Паук: вдали от дома"(США,2019).

Обращение к подписчикам канала. 25.02.2019.

Друзья Журнала и наши постоянные авторы

Андрей Козлович. О книгах

Жизнь звёзд во всей красе