Как темпы строительства метро в Москве отразятся на архитектуре станций?

Московский метрополитен - это 346 км линий, 206 станций и 17 электродепо для обслуживания поездов. До 2021 года в столице появится еще 63 станции и более 140 км линий. Темпы строительства небывало высокие, но это не повод забыть об архитектурном облике станций.

Их по-прежнему стараются сделать непохожими друг на друга. Расскажем, как менялся дизайн столичной подземки.

ПЕРСПЕКТИВНАЯ СХЕМА МОСКОВСКОГО МЕТРОПОЛИТЕНА

Этапы развития московского метро

С 1935 года по 1960 год - «сталинская» архитектура. Метро в Москве это всесоюзный проект, его строят всей страной и денег не жалеют. Метро - витрина советской столицы с идеологически правильными изображениями и акцентами, отраженными в мозаиках, барельефах и панно.

СТАНЦИЯ МЕТРО «КИЕВСКАЯ» КОЛЬЦЕВАЯ ЛИНИЯ. 14 МАРТА 1954 ГОД
СТАНЦИЯ МЕТРО «КИЕВСКАЯ» КОЛЬЦЕВАЯ ЛИНИЯ. 14 МАРТА 1954 ГОД

СТАНЦИЯ МЕТРО «ПЛОЩАДЬ РЕВОЛЮЦИИ» АРБАТСКО_ПОКРОВСКАЯ ЛИНИЯ.  13 МАРТА 1938 ГОД
СТАНЦИЯ МЕТРО «ПЛОЩАДЬ РЕВОЛЮЦИИ» АРБАТСКО_ПОКРОВСКАЯ ЛИНИЯ. 13 МАРТА 1938 ГОД

СТАНЦИЯ МЕТРО «КОМСОМОЛЬСКАЯ» КОЛЬЦЕВАЯ ЛИНИИ.  30 ЯНВАРЯ 1952 ГОД
СТАНЦИЯ МЕТРО «КОМСОМОЛЬСКАЯ» КОЛЬЦЕВАЯ ЛИНИИ. 30 ЯНВАРЯ 1952 ГОД

Следующий период - «хрущевское» время. Появляются «сороконожки» - простые типовые станции для спальных районов. Ни о какой архитектуре здесь речи не идет. Максимум, что может позволить архитектор, - поиграть с облицовочными материалами.

СТАНЦИЯ МЕТРО «ПЕРВОМАЙСКАЯ» АРБАТСКО-ПОКРОВСКАЯ ЛИНИЯ. 21 ОКТЯБРЯ 1961 ГОД
СТАНЦИЯ МЕТРО «ПЕРВОМАЙСКАЯ» АРБАТСКО-ПОКРОВСКАЯ ЛИНИЯ. 21 ОКТЯБРЯ 1961 ГОД

СТАНЦИЯ МЕТРО «КАЛУЖСКАЯ» КАЛУЖСКО-РИЖСКОЙ ЛИНИИ. 12 АВГУСТА 1974 ГОД
СТАНЦИЯ МЕТРО «КАЛУЖСКАЯ» КАЛУЖСКО-РИЖСКОЙ ЛИНИИ. 12 АВГУСТА 1974 ГОД

СТАНЦИЯ МЕТРО «АВТОЗАВОДСКАЯ» ЗАМОСКВОРЕЦКОЙ ЛИНИИ.  1 ЯНВАРЯ 1943 ГОД. Фото russos.livejournal.com
СТАНЦИЯ МЕТРО «АВТОЗАВОДСКАЯ» ЗАМОСКВОРЕЦКОЙ ЛИНИИ. 1 ЯНВАРЯ 1943 ГОД. Фото russos.livejournal.com

Третий период - «брежневское» метро. Однообразие приедается, станции начинают украшать. В отделке появляются декоративные элементы и панно. Типичные станции того периода - «Пушкинская» и «Кузнецкий мост».

Период 1990-х и даже начало 2000-х это все та же советская школа брежневского метростроения в архитектуре.

СТАНЦИЯ МЕТРО «ПУШКИНСКАЯ» ТАГАНСКО-КРАСНОПРЕСНЕНСКОЙ ЛИНИИ. 1 ЯНВАРЯ 1943 ГОД
СТАНЦИЯ МЕТРО «ПУШКИНСКАЯ» ТАГАНСКО-КРАСНОПРЕСНЕНСКОЙ ЛИНИИ. 1 ЯНВАРЯ 1943 ГОД

СТАНЦИЯ МЕТРО «КУЗНЕЦКИЙ МОСТ» ТАГАНСКО_КРАСНОПРЕСНЕНСКАЯ. 17 ДЕКАБРЯ 1975 ГОД
СТАНЦИЯ МЕТРО «КУЗНЕЦКИЙ МОСТ» ТАГАНСКО_КРАСНОПРЕСНЕНСКАЯ. 17 ДЕКАБРЯ 1975 ГОД

Новая школа архитектуры

Новая архитектурная школа пришла в метро только сейчас. С развитием современных технологий появилось множество новых выразительных средств в метростроении.

СТАНЦИЯ МЕТРО «ТРОПАРЕВО» СОКОЛЬНИЧЕСКОЙ ЛИНИИ. 8 ДЕКАБРЯ 2014 ГОД
СТАНЦИЯ МЕТРО «ТРОПАРЕВО» СОКОЛЬНИЧЕСКОЙ ЛИНИИ. 8 ДЕКАБРЯ 2014 ГОД

СТАНЦИЯ МЕТРО «ЖУЛЕБИНО» ТАГАНСКО_КРАСНОПРЕСНЕНСКОЙ ЛИНИИ. 9 НОЯБРЯ 2013 ГОД
СТАНЦИЯ МЕТРО «ЖУЛЕБИНО» ТАГАНСКО_КРАСНОПРЕСНЕНСКОЙ ЛИНИИ. 9 НОЯБРЯ 2013 ГОД

«Сегодня мы не можем в силу строительных технологий, сроков и стоимости строить такие станции как «Маяковская». Я надеюсь, мы найдем способ создать одну или две станции такого уровня. Тем не менее, можно констатировать, что от станций типа «Рязанский проспект» мы уже уверено ушли. Сейчас происходит следующий этап развития метро - найти баланс между технологичностью и идентичностью», – говорит Сергей Кузнецов, главный архитектор г. Москвы.

Главная цель сейчас - при высоких темпах строительства столичной подземки делать нетиповые дизайн-проекты. Для этого стали проводиться открытые архитектурные конкурсы на оформление новых станций. Участвуют в них не только российские, но и иностранные компании.

В дизайне часто стали использовать игру света и цвета, чего раньше почти не встречалось в московском метро. В результате простые районные станции кардинально отличаются друг от друга.

СТАНЦИЯ МЕТРО «СОЛНЦЕВО» КАЛИНИНСКО-СОЛНЦЕВСКОЙ ЛИНИИ
СТАНЦИЯ МЕТРО «СОЛНЦЕВО» КАЛИНИНСКО-СОЛНЦЕВСКОЙ ЛИНИИ

Дизайн станции метро «Солнцево» разработали в 2014 году на архитектурном конкурсе. Было выбрано простое и логичное решение, где солнечный свет стал частью дизайна. Для этого в стенах и крыше входного павильона сделали отверстия, через которые свет в виде солнечных лучей и зайчиков попадает внутрь.

Одновременно на архконкурсе был придуман дизайн станции метро «Новопеределкино». Посмотреть все варианты предложенных интерьеров можно здесь.

Станция «Нижние Мневники» Третьего пересадочного контура метро будет будет идеальной с точки зрения архитектора. Минимальными, простыми средствами будет достигнут максимальный визуальный и образный эффект. Архитекторы вместо мрамора и гранита решили использовать бетон для новизны. Главный акцент сделан на сочетании необработанного строительного бетона и бетона декоративного с обработанной лицевой поверхностью.

Фотоленты по теме:

Станции-близнецы Калининско-Солнцевской линии метро. Часть первая

Новый транспортный дизайн Калининско-Солнцевской линии. Часть вторая

Станции на Кожуховской линии метро напомнят о трудовых подвигах и истории Средней Азии

Цвета в интерьерах станций Второго кольца метро расскажут о пересадках

Читать материал на сайте https://stroi.mos.ru/photo_lines/arkhitiektura-moskovskogho-mietro-proshloie-i-nastoiashchieie