Экзотические краны: на танках, тракторах, вездеходах

12k full reads
Экзотические краны: на танках, тракторах, вездеходах

В этой статье я расскажу о кранах, которые не получили широкого распространения, а потому встретить их в жизни не так-то просто. Речь о мобильных гидравлических кранах, устанавливаемых на шасси тракторов, гусеничных транспортеров и даже танков. Такая техника имеет пусть небольшой, но стабильный спрос и, кстати, серийно выпускается в нашей стране по сей день. Потребность в этих кранах вызвана необходимостью выполнения строительно-монтажных, погрузочно-разгрузочных работ и аварийно-восстановительных работ в условиях труднодоступной местности.

Краны на базе тракторов

В середине 80-х годов по проекту ПКБ Главстроймеханизации Минтрансстроя Тайшетский завод по ремонту дорожно-строительных машин приступил к выпуску крана КМТТС-10. Конструктивно эта модель состояла из базового трелевочного трактора ТТ-4 производства Алтайского тракторного завода, поворотной части серийно выпускаемого Дрогобычским заводом автомобильных кранов гидравлического автокрана КС-3575А и неповоротной части, изготовленной Тайшетским заводом. Кран имел грузоподъемность 10 т и оснащался 2-секционной телескопической стрелой, длина которой в выдвинутом состоянии достигала 15 м. Максимальная скорость крана в транспортном положении составляла 9 км/ч (конечно, по сравнению с автомобилем это мизер, но для тех условий, для которых предназначался кран, это уже было вполне неплохо).

Кран КМТТС-10 на базе трелевочного трактора ТТ-4
Кран КМТТС-10 на базе трелевочного трактора ТТ-4

Вообще впоследствии для монтажа крановых установок автомобильного типа чаще всего стали применяться именно трелевочные тракторы, так как по своей компоновке они были подобны шасси грузового автомобиля: кабина, размещенная в передней части шасси, а за ней рама, на которой устанавливается крановое оборудование.

Пик активности в освоении производства новых моделей мобильных гусеничных кранов пришелся на 90-е годы. В этот период отечественные предприятия начали искать пути для выживания в новых условиях рыночной экономики.

В середине 90-х годов ивановский завод "Автокран" изготовил кран КС-3671, базировавшийся на шасси модернизированного трелевочного трактора ТТ-4М-01. Кран грузоподъемностью 14 т оснащался 2-секционной стрелой длиной 8-14 м, а также 7-метровым решетчатым удлинителем. По заказу предлагалось бурильное оборудование. Транспортная скорость крана составляла 10,2 км/ч. Всего было изготовлено три таких крана. Для предприятия, массово выпускающего автокраны, эта модель не вписывалась в технологическую цепочку.

Кран КС-3671 на базе трелевочного трактора ТТ-4М-01
Кран КС-3671 на базе трелевочного трактора ТТ-4М-01

В 1995 году Юргинский машиностроительный завод освоил производство 20-тонника КС-4671 на базе трактора ТТ-4М-01. Кран оснастили 3-секционной телескопической стрелой длиной 7,6-16,5 м. В качестве допоборудования предлагался 7-метровый удлинитель. Вплоть до середины 2000-х годов, когда эта модель была снята с производства, было изготовлено порядка 70 кранов.

Кран КС-4671 на базе трелевочного трактора ТТ-4М-01
Кран КС-4671 на базе трелевочного трактора ТТ-4М-01

В 2006 году Юргинский машиностроительный завод начал производство 25-тонного крана КС-5671 на шасси трактора ТТ-4М-01. На этом кране была применена 3-секционная стрела длиной 8,3-20 м. Кроме того, расширить возможности позволял 7-метровый решетчатый удлинитель. Переход на 25-тонную машину был обусловлен двумя причинами: во-первых, краны этой грузоподъемности были наиболее востребованы рынком, во-вторых, для Юргинского завода, выпускавшего в ту пору 25-тонные автокраны, конечно же удобнее было делать гусеничный кран, максимально унифицированный с автокранами. Этот кран также выпускался серийно.

Кран КС-5671 на шасси трактора ТТ-4М-01
Кран КС-5671 на шасси трактора ТТ-4М-01

Еще один юргинский гусеничный кран, созданный в середине 2000-х, – КС-5671-1, установленный на базе трактора МЛ-107 производства Курганмашзавода. В отличие от модели на шасси ТТ-4М-01, этот кран был оборудован помимо четырех основных опор дополнительной пятой спереди шасси. Более энергонасыщенное по сравнению с ТТ-4М-01 шасси с двигателем ЯМЗ-238 мощностью 330 л.с. позволяло развивать достаточно высокую транспортную скорость – до 20 км/ч. Данные о серийном выпуске этой модели у меня отсутствуют.

Кран КС-5671-1 на базе трактора МЛ-107
Кран КС-5671-1 на базе трактора МЛ-107

В дальнейшем Юргинский машиностроительный завод освоил серийный выпуск модернизированного крана КС-5671Б грузоподъемностью 25 т, который базировался на шасси трелевочного трактора ТЛ-5АЛМ (реинкарнация ТТ-4М, выпускавшаяся после ликвидации Алтайского тракторного завода).

Кран КС-5671Б на шасси трелевочного трактора ТЛ-5АЛМ
Кран КС-5671Б на шасси трелевочного трактора ТЛ-5АЛМ

Производить краны на базе курганского трактора МЛ-107 намеревался и Ухтинский механический завод. Его 16-тонный кран КС-3673.ХЛ имел 2-секционную стрелу длиной 8-14 м. Он также оборудовался сварочным 2-постовым агрегатом и газорезательным оборудованием. В серию эта машина не пошла.

Проект крана КС-3673.ХЛ на базе трактора МЛ-107
Проект крана КС-3673.ХЛ на базе трактора МЛ-107

История отечественных кранов на базе трелевочных тракторов получила продолжение в 2011 году. Тогда Ульяновский механический завод № 2 создал 25-тонный кран МКТ-25.9 на шасси трелевочного трактора ТСН-4 (еще одна реинкарнация ТТ-4М). Крановая установка с 3-секционной 21,7-метровой стрелой коробчатого сечения для данной модели была позаимствована от автокранов семейства МКТ-25. По неподтвержденной информации был выпущен только один кран.

Кран МКТ-25.9 на шасси трелевочного трактора ТСН-4
Кран МКТ-25.9 на шасси трелевочного трактора ТСН-4

Во второй половине 2010-х годов, когда все вышеперечисленные предприятия по разным причинам прекратили производство кранов на базе трелевочных тракторов, за разработку такой машины взялся Галичский автокрановый завод. В 2017 году предприятие изготовило кран КС-59713-14Т грузоподъемностью 25 т с овоидной стрелой длиной 23,7 м. Эта модель по своим габаритам соответствует нор­мативным требованиям, что позволяет перевозить его на низкорамном полуприцепе по дорогам общего пользования без приобретения спецпропуска. На кране применена оригинальная конструкция передних откидных опор. Опоры имеют поворотные кронштейны гидроцилиндров вывешивания, это позволило в транспортном положении добиться габарита крана по ширине в 2,55 м. Благодаря конструкции нижней рамы и вы­носных опор удалось достичь оптимального размера опорного контура, что дало возможность отказаться от противовеса. В качестве шасси крана использован трелевочный трактор ТЛ-5АЛМ. Опционально кран может комплектоваться гуськом длиной 9 м с изменяемым углом наклона до 40 градусов, люлькой грузоподъемностью 250 кг, а также гусеницами увеличенной ширины.

Кран КС-59713-14Т на трелевочном тракторе ТЛ-5АЛМ
Кран КС-59713-14Т на трелевочном тракторе ТЛ-5АЛМ

Не так давно на шасси трактора ТЛ-5АЛМ Галичский автокрановый завод создал кран более высокой грузоподъемности – 32-тонный КС-59713-32Т со стрелой 31 м.

Кран КС-59713-32Т на трелевочном тракторе ТЛ-5АЛМ
Кран КС-59713-32Т на трелевочном тракторе ТЛ-5АЛМ

Оба галичских крана выпускаются мелкосерийно, по заказам потребителей.

Краны на базе гусеничных транспортеров

Разработка кранов на базе гусеничных транспортеров предприятиями России и ближнего зарубежья началась в 90-е годы.

Специальное конструкторское бюро транспортного машиностроения по заказу МПС разработало гусеничное шасси для крана грузоподъемностью 80 т, а ВКТИмонтажстроймеханизация – крановую установку. Первый образец крана СГК-80Р был изготовлен на питерском заводе "Подъемтрансмаш". Производство специальных гусеничных шасси освоил завод "Универсалмаш", также расположенный в Санкт-Петербурге. Кран предназначался для аварийно-восстановительных работ на железных дорогах. Его оснастили 2-секционной стрелой, обеспечивающей наибольшую высоту подъема 16 м. Кроме того, крюк можно опускать ниже уровня земли на 10 м. Важная особенность крана – возможность работать в зоне 360 градусов. На СГК-80Р были применены два двигателя: на шасси – 618-киловаттный В-93, на крановой установке – КАМАЗ-740-1000 мощностью 154 кВт. В транспортном положении 65-тонная машина развивала скорость до 24 км/ч.

Дальнейшее развитие кран СГК-80Р получил в усовершенствованной модели Сокол-80, серийное производство которой в 1998 году освоило самарское ОАО "Сокол". Главным требованием заказчика – МПС России было снижение стоимости крана, что и удалось выполнить самарскому предприятию, специализирующемуся на производстве автомобильных кранов. Ежегодно завод выпускал по одному-два-три таких крана.

Кран Сокол-80 на гусеничном спецшасси
Кран Сокол-80 на гусеничном спецшасси

Кстати, Сокол-80 – не единственная модель мобильного гусеничного крана из Самары. В конце 90-х годов завод смонтировал 40-тонную крановую установку МКАТ-40, производства Tadano на шасси двухзвенного плавающего гусеничного транспортера ДТ-30П, выпускаемого Ишимбайским заводом транспортного машиностроения. Однако дальнейшего развития проект, получивший обозначение ДТ-308, не получил.

Впоследствии ишимбайский транспортер послужил базой для 25-тонного крана КС-5771В, освоенного в серийном производстве в 2001 году на Мотовилихинских заводах. В данном случае конструкторы приспособили на ДТ-30П крановую установку от серийно выпускаемого в то время в Мотовилихе автокрана с 3-секционной стрелой, обеспечивающей высоту подъема до 25 м. По аналогии с самарским краном ДТ-308 крановое оборудование размещалось на втором звене транспортера. В первом звене имелась 5-местная кабина и платформа для перевозки грузов. Привод осуществляется от двигателя шасси. Этот кран был способен преодолевать водные преграды (скорость крана на воде – 4 км/ч). На суше, по сравнению с другими гусеничными кранами, его скорость достаточно высокая – 36 км/ч. По данным за 2001-2003 гг. в Мотовилихе было изготовлено три таких крана. Выпускались ли они в дальнейшем, мне не известно.

Кран КС-5771В на базе двухзвенного плавающего гусеничного транспортера ДТ-30П
Кран КС-5771В на базе двухзвенного плавающего гусеничного транспортера ДТ-30П
Экзотические краны: на танках, тракторах, вездеходах

В 2018 году тема кранов на ишимбайском двухзвенном гусеничном шасси получила продолжение. Челябинский механический завод по заказу ФСК ЕЭС изготовил на шасси ДТ-30ПМНК2 кран КС-5772 грузоподъемностью 25 т с длиной стрелы 28,1 м. Крановая установка оснащена автономным дизельным двигателем Д-245 мощностью 77 л.с. Эта уникальная машина предназначена для использования при ремонте линий электропередачи в районах Крайнего Севера, в том числе в болотистой и лесистой местности, глубоком снегу. Ранее для работ в сложных условиях требовалось задействовать вертолетную технику или прокладывать зимнюю дорогу. Кран-вездеход отправлен работать в Ямало-Ненецкого автономного округ.

Кран КС-5772 на двухзвенном гусеничном шасси ДТ-30ПМНК2
Кран КС-5772 на двухзвенном гусеничном шасси ДТ-30ПМНК2

В конце 90-х годов на Украине Новокраматорским машиностроительным заводом (НКМЗ) был создан кран на базе харьковского гусеничного транспортера-тягача МТ-Т. 25-тонный кран КГС-25 имел 4-секционную стрелу длиной 9-27 м, а также мог комплектоваться удлинителем 8,5 м. Крановое оборудование приводилось в действие от собственной силовой установки – дизеля мощностью 73,5 кВт. Транспортный двигатель мощностью 520 кВт обеспечивал максимальную скорость 45 км/ч, таким образом, кран КГС-25 являлся самым быстроходным среди мобильных гусеничных кранов. За весь период производства, с конца 90-х годов, новокраматорский изготовил три экземпляра крана КГС-25.Также НКМЗ был разработан 50-тонный кран КГС-50 на базе транспортера МТ-Т. Однако дальше конструкторской документации дело не пошло.

Кран КГС-25 на базе гусеничного транспортера-тягача МТ-Т
Кран КГС-25 на базе гусеничного транспортера-тягача МТ-Т
Экзотические краны: на танках, тракторах, вездеходах

Краны на базе танков

Появление кранов на базе танков стало результатом конверсии российской армии в начале 90-х годов. Всероссийский научно-исследовательский институт транспортного машиностроения в 1992-1993 гг. разработал техническую документацию, изготовил и испытал опытные образцы гидрофицированного крана КГС-16 грузоподъемностью 16 т на базе танка Т-62. Кран мог работать в секторе 240 градусов, как на подъем – на высоту 21,5 м, так и на опускание – на глубину 12 м. Крановое оборудование приводилось в действие от двигателя базового шасси мощностью 338 кВт. В транспортном режиме такой двигатель потреблял 230 л топлива на 100 км, в крановом – 30 л/ч.

Воплощение в жизнь эта разработка получила на украинском краностроительном предприятии "Стрела" в городе Бровары. В начале 90-х годов по заказу тюменских нефтяников был изготовлен единственный экземпляр крана.

Кран КГС-16 на базе танка Т-62
Кран КГС-16 на базе танка Т-62

Другой пример танкового крана, тоже с Украины. Дрогобычский завод автомобильных кранов в 2000 году создал кран КГС-28.01 на базе танка Т-62. При тех же параметрах базового шасси оказалось возможным установить на него крановую надстройку грузоподъемностью 28 т. Дрогобычская машина имела 3-секционную стрелу, обеспечивающую максимальную высоту подъема крюка 10,2-21,5 м. Ниже уровня земли крюк опускался на глубину 3 м. Так же как и на КГС-16, привод кранового оборудования осуществлялся от двигателя базового шасси. В Дрогобыче танковых кранов собрали немногим более, чем в Броварах – всего две штуки. Очень низкая топливная экономичность кранов на шасси танков стала одной из причин отсутствия спроса на них.

Кран КГС-28.01 на базе танка Т-62
Кран КГС-28.01 на базе танка Т-62

В социалистическую эпоху наши соседи по соцлагерю тоже производили гусеничные краны на танковых шасси. В ГДР такие машины делало предприятие VEB Maschinenbau Karl Marx Babelsberg. Выпускавшийся в начале 80-х годов гидравлический кран HG 125 грузоподъемностью 12,5 т базировался на доработанном шасси танка Т-34. Чтобы решить проблему экономии топлива, для привода рабочего оборудования использовался дизель мощностью 55 кВт от автомобиля Robur. Танковый 331-киловаттный мотор служил только в качестве силовой установки шасси. В период с 1980 по 1983 гг. завод в Бабельсберге изготовил 38 таких кранов.

Кран HG 125 на доработанном шасси танка Т-34
Кран HG 125 на доработанном шасси танка Т-34

Поделитесь своим мнением. Возможно кому-то из вас довелось видеть такие краны или работать на них?

Благодарю Вас за внимание, спасибо за лайк, подписывайтесь на мой канал и порекомендуйте его друзьям.

ПРЕДЛАГАЮ ВАШЕМУ ВНИМАНИЮ И ДРУГИЕ ПУБЛИКАЦИИ ПО ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ТЕХНИКИ

КАК СЕЙЧАС ОБСТОЯТ ДЕЛА В РОССИЙСКОМ АВТОКРАНОСТРОЕНИИ. ЧИТАЙТЕ ЗДЕСЬ