Главный кран советской армии

7,3k full reads
Главный кран советской армии

Советская #армия начала широкое применение автомобильных кранов только в 50-е годы. На первых порах для нужд вооруженных сил поставлялись автокраны народнохозяйственного назначения. Однако они не в полной мере удовлетворяли специфике выполнения боевых задач, где требовалась более высокая надежность, безопасность, устойчивость, маневренность, в первую очередь при работе с опасными (разрядными) грузами. В связи с этим было начато создание автомобильных кранов военного назначения в соответствии с требованиями Министерства обороны СССР.

Одной из первых разработок стал кран 8Т210 грузоподъемностью 6,3 т. Базовым шасси для него стал новый 3-осный #грузовик высокой проходимости Урал-375, производство которого осваивал Уральский автомобильный завод. В ту пору, когда шла работа над этим краном наиболее перспективным направлением в краностроении считался многомоторный электропривод исполнительных крановых механизмов.

Ранняя версия крана 8Т210
Ранняя версия крана 8Т210

По сравнению с механическим электрический тип привода давал массу преимуществ – регулирование рабочих скоростей в более широких пределах; совмещение рабочих операций; легкое и простое управление при помощи контроллеров, переключателей и кнопок; простота и компактность исполнительных механизмов; безопасность работ, благодаря наличию автоматически действующих электромагнитных тормозов; более высокий КПД; возможность работы от внешней электросети. За счет возможности плавного регулирования рабочих скоростей в широких пределах #кран можно было использовать на монтажных и других видах работ, где предъявляются особые требования к скоростям подъема и опускания груза, в том числе для работы с разрядными грузами.

Испытания крана 8Т210
Испытания крана 8Т210

Надо отметить, что многомоторный электропривод в отечественном краностроении начали применять еще до того как внедрили на #автокран 8Т210. В первой половине 50-х годов наша #промышленность выпускала дизель-электрический автокран К-104 на базе ЯАЗ-210, ДЭК-51 и К-52 на базе МАЗ-200, а также пневмоколесный кран К-252. Кроме того из Германской Демократической Республики в СССР поставлялись электрические крановые установки "Блейхерт", которые монтировались у нас на шасси ЗИС/ЗИЛ.

Предшественником автокрана 8Т210 можно считать кран К-52 на базе МАЗ-200
Предшественником автокрана 8Т210 можно считать кран К-52 на базе МАЗ-200

Серийное производство модели 8Т210 освоил Ивановский #завод автомобильных кранов в 1962 году. Концепция электропривода на этом кране в целом была такой же, как и у предшественника К-52. Существенным отличием являлась выдвижная стрела, благодаря которой кран был исключительно компактен в транспортном положении, что для военного применения имело важное значение. Выдвижение/втягивание стрелы осуществлялось вручную, посредством штурвала, приводящего в движение цепной механизм. Максимальная длина стрелы в выдвинутом состоянии составляла 8,4 м. У крана была предусмотрена возможность дистанционного управления исполнительными механизмами по кабелю. Кран мог работать без опор и перемещаться с грузом на крюке.

 Кран 8Т210 в войсках
Кран 8Т210 в войсках
Заводская табличка крана 8Т210 1967 г.в.
Заводская табличка крана 8Т210 1967 г.в.
Заводская табличка крана 8Т210 1977 г.в.
Заводская табличка крана 8Т210 1977 г.в.

У военного автокрана 8Т210 существовала и гражданская версия – К-67 на шасси МАЗ-500. Эта модель была разработана в 1963 году, однако ее производство освоили только в 1965 году, когда Минский #автозавод запустил в серию #автомобиль МАЗ-500. До этого непродолжительное время выпускалась переходная модель К-68, представлявшая собой симбиоз кранового оборудования К-67/8Т210 и шасси МАЗ-200.

Кран К-68 на шасси МАЗ-200
Кран К-68 на шасси МАЗ-200
Кран К-67 на шасси МАЗ-500
Кран К-67 на шасси МАЗ-500

Кран 8Т210 поставлялся во все виды вооруженных сил и рода войск. Он стал первым наиболее массовым автокраном военного назначения. Его выпуск продолжался до 1982 года, а эксплуатация длилась на протяжении нескольких десятилетий. Среднегодовой выпуск этих кранов достигал 500 единиц.

Кран 8Т210 в гражданской эксплуатации
Кран 8Т210 в гражданской эксплуатации
Крановая установка 8Т210, смонтированная на понтоне
Крановая установка 8Т210, смонтированная на понтоне

С 1981 года взамен электрического крана 8Т210 в войска стал поступать гидравлический кран КС-2572А-1 грузоподъемностью 6,3 т на шасси Урал-375Е.

Последний кран 8Т210 и работники завода, создавшие его. 1982 г.
Последний кран 8Т210 и работники завода, создавшие его. 1982 г.

Поделитесь своим мнением.

Благодарю Вас за внимание, спасибо за лайк, подписывайтесь на мой канал и порекомендуйте его друзьям.

Вот еще несколько статей по истории наших кранов (но это не все, заходите на мой канал, статей на тему кранов больше):

Какие были краны на МоАЗах: от 1950-х до 2000-х годов

Экзотический кран из Иваново

Неавтомобильный кран "Ивановец". Оригинальная конструкция родом из 60-х

Наши 100-тонники. 40 лет истории

Экзотические краны: на танках, тракторах, вездеходах

Легендарный автокран на шасси МАЗ-200

Советские супер-краны на шасси ракетовозов

Как мы с немцами делали краны

ПРЕДЛАГАЮ ВАШЕМУ ВНИМАНИЮ И ДРУГИЕ ПУБЛИКАЦИИ ПО ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ТЕХНИКИ

КАК СЕЙЧАС ОБСТОЯТ ДЕЛА В РОССИЙСКОМ АВТОКРАНОСТРОЕНИИ. ЧИТАЙТЕ ЗДЕСЬ