Наши 100-тонники. 40 лет истории

14k full reads
Наши 100-тонники. 40 лет истории

К началу XXI века мировое краностроение шагнуло далеко вперед. Автокраны грузоподъемностью 100 т давно стали обыденностью, лидеры рынка выпускают модели, способные поднять несколько сотен и даже более тысячи тонн. Отечественные производители тоже не стоят на месте, за последние годы они сделали значительный шаг вперед в части развития конструкций автокранов и совершенствования технологий производства. И все же мы пока не впереди планеты всей, постсоветский период деградации российской экономики и технической науки дал свои "плоды". Тем не менее, порог в 100 т уже достигнут. А ведь еще во времена Советского Союза у нас были созданы краны на спецшасси автомобильного типа грузоподъемностью 160 и 250 т. Но это уже история. Возрождение отечественного тяжелого автокраностроения идет фактически с нуля.

В настоящее время потребность в 100-тонниках покрывается, в основном, за счет импорта. Ежегодный объем поставок таких кранов фактически единичный. В отличие от самых массовых 25-тонных автокранов, которые можно встретить едва ли не на каждом строительном объекте, 100-тонные применяются при реализации уникальных проектов, где необходимо выполнять монтаж крупногабаритных и тяжеловесных конструкций, - строительстве мостов, стадионов, для установки оборудования на нефтеперерабатывающих и химических предприятиях и т.д.

Потребность в тяжелых кранах была и во времена великих строек коммунизма. В ту пору советская промышленность выпускала краны с решетчатой стрелой грузоподъемностью 100 т - пневмоколесные и гусеничные. Однако, следуя тенденциям времени, было принято решение на государственном уровне - освоить производство кранов на специальных шасси автомобильного типа грузоподъемностью 100 т, имеющих гидропривод и телескопическую стрелу. Первый такой кран был создан в СССР 40 лет назад в сотрудничестве с Польской Народной Республикой. Его появлению предшествовало соглашение между Министерством строительного, дорожного и коммунального машиностроения СССР и Министерством машиностроительной промышленности ПНР о совместном создании и организации производства тяжелых гидравлических кранов на спецшасси автомобильного типа, которое было заключено в 1975 году. Соглашение предусматривало разработку и выпуск кранов грузоподъемностью 25, 40, 63 и 100 т.

Сначала в серию пошли краны грузоподъемностью 25, 40 и 63 т. 100-тонник КС-8471 изготовили только в 1981 году. С нашей стороны в проектировании принимали участие Головное специальное конструкторско-технологическое бюро тяжелого краностроения производственного объединения "Завод им. Январского восстания" и ВНИИстройдормаш, с польской - объединение Bumar.

Кран КС-8471 базировался на спецшасси автомобильного типа с интегрированной опорно-ходовой рамой, где рама базового шасси и опорная (неповоротная) рама крана представляли собой единое целое. Такое техническое решение позволило уменьшить общую массу крана, а также увеличить жесткость конструкции в целом.

КС-8471 - первый советский гидравлический кран грузоподъемностью 100 т на польском спецшасси автомобильного типа PS-1001
КС-8471 - первый советский гидравлический кран грузоподъемностью 100 т на польском спецшасси автомобильного типа PS-1001

Шасси для крана КС-8471 применялось польское - PS-1001. Оно имело 7 осей, из которых приводными были - 2-я, 5-я и 6-я, а управляемыми - 1-я, 2-я, 3-я, 4-я и 7-я. Шасси оснащалось 12-цилиндровым 420-сильным дизельным двигателем ЯМЗ-240П. Для привода гидрооборудования крановой установки применялся 6-цилиндровый 180-сильный дизель ЯМЗ-236, установленный на поворотной платформе. Использование двухмоторной схемы позволяло экономить топливо в крановом режиме за счет применения менее мощного двигателя и сохранять ресурс мощного дорогостоящего мотора, необходимого для привода шасси. Кран имел 4-секционную телескопическую стрелу, обеспечивающую. высоту подъема до 47,7 м. Максимальная скорость движения крана достигала 57 км/ч.

В производстве КС-8471 участвовали: одесское ПО "Завод им. Январского восстания" и машиностроительные предприятия Польской Народной Республики, входящие в объединение Bumar. Из Польши поставлялись шасси и стрела, в Одессе делали поворотную часть крана, гидроопоры и выполняли окончательную сборку. Всего было изготовлено два крана КС-8471.

В истории отечественных тяжелых автокранов также был эпизод, связанный с высвобождением в народное хозяйство многоосных шасси ракетовозов по программе ликвидации ракет средней и малой дальности, подписанного между СССР и США в 1987 году. В этой связи ПО "Завод им. Январского восстания" был разработан типаж кранов грузоподъемностью 80, 100, 120 и 140 т на 6-осном шасси МАЗ-547А, а также более легких кранов на шасси МАЗ-543.

Из тяжелой серии в жизнь были воплощены проекты 80- и 120-тонного кранов. В 1988 году выпустили единственный экземпляр 80-тонника КС-7571 (он же КА-80) разработанного одесскими конструкторами, а в 1989-м совместно с фирмой Liebherr изготовили 120-тонник "Прогресс-2000" (также единственный), представлявший собой симбиоз шасси МАЗ-547А и кранового оборудования Liebherr LTM 1120.

Кран "Прогресс-2000" на шасси ракетовоза МАЗ-547А
Кран "Прогресс-2000" на шасси ракетовоза МАЗ-547А

Кроме того, уже в постсоветский период в Одессе на шасси МАЗ-547А были созданы краны грузоподъемностью 120 т, с дизель-электрическим приводом и решетчатой стрелой - КС-8561 и КС-8562. Их отличие заключалось в наличии на КС-8562 противовеса массой 47 т, улучшающего грузовысотные характеристики. В 1992 году было сделано два крана КС-8561 и один КС-8562. Годом позже из ворот "Январки" вышел еще один экземпляр КС-8561.

Дизель-электрический кран КС-8562 на шасси МАЗ-547А
Дизель-электрический кран КС-8562 на шасси МАЗ-547А

Первый российский 100-тонник появился только в 2000-е годы. Кран КС-8973 "Ивановец" родился благодаря совместным усилиям специалистов ивановского завода "Автокран" и Брянского завода колесных тягачей (оба входили в состав холдинга "Ивановская марка") при содействии специалистов из Германии. Работа над проектом началась в конце 2001 года и заняла два года, на изготовление опытного образца ушло 10 месяцев. Премьера новинки состоялась на выставке "СТТ" в 2004 году.

КС-8973 "Ивановец" на спецшасси КШ-8973
КС-8973 "Ивановец" на спецшасси КШ-8973

Выпуск 5-осного спецшасси автомобильного типа КШ-8973 был налажен в Брянске, изготовление кранового оборудования и окончательная сборка - в Иваново. Чтобы получить заданные характеристики крана использовались преимущественно импортные комплектующие. При производстве опорно-ходовой рамы, а также поворотной рамы крана, телескопических опор и телескопической стрелы применены высокопрочные шведские стали Weldox.

На шасси применены мосты Kessler: 1-й, 2-й, 4-й и 5-й - ведущие и управляемые, 3-й - подъемный (подъем происходит при передвижении "крабом" - когда все управляемые колеса поворачиваются в одну сторону). Подвеска - гидропневматическая с балансирной гидравлической связью между колесами тележки.

У крана два двигателя: на шасси стоит дизель ЯМЗ-8424.10-08 мощностью 470 л.с. вкупе с автоматической КПП ZF, привод крановой установки - от дизеля Deutz мощностью 188 л.с.

Для водителя применили кабину Tatra, отказавшись от кабины военного образца БЗКТ. Для крановщика также позаимствовали импортную кабину, но только на первом образце, на последующих машинах стояла своя кабина.

Телескопическая 4-секционная стрела U-образного сечения изготовлялась бельгийской фирмой Vlassenroot. Наибольшая высота подъема с основной стрелой составляла 42,6 м. Максимальная скорость крана - 70 км/ч.

Выпуск крана КС-8973 продолжался до начала 2010-х годов. В 2013 году вся линейка кранов "Ивановец" была обновлена с целью полного перехода на стрелы овоидного сечения, производство которых было налажено на заводе "Автокран". Но в перспективном модельном ряду 100-тоннику места уже не нашлось, новая флагманская модель имела грузоподъемность 80 т. За годы производства было изготовлено менее 10 кранов (по имеющимся данным - 7 единиц).

Интересно, что тема дизель-электрических автокранов с решетчатой стрелой осталась актуальной и в 2000-е годы. В 2004 году Кировский машзавод 1 Мая, специализирующийся на производстве железнодорожных кранов и других путевых машин, выиграл тендер на изготовление для нужд ВМФ России дизель-электрических автокранов с решетчатой стрелой грузоподъемностью 100 т. В 2007 году заказчику был сдан первый кран КС-8467, смонтированный на 6-осном шасси МЗКТ-7916-011 (12х12). В дальнейшем выпуск 100-тонников осуществлялся единично.

Дизель-электрический кран КС-8467 на шасси МЗКТ-7916-011
Дизель-электрический кран КС-8467 на шасси МЗКТ-7916-011

На кировском 100-тонном кране применено два двигателя. Привод шасси осуществляется от 12-цилиндрового многотопливного двигателя В-58-7 МС мощностью 710 л.с. Силовая установка для привода электродвигателей лебедок и механизма поворота состоит из дизеля ЯМЗ-236 М2 мощностью 180 л.с. и генератора постоянного тока напряжением 220 В и номинальной мощностью 50 кВт. Также кран имеет возможность работы от внешнего источника питания. Длину решетчатой стрелы можно изменять в пределах от 12 до 40 м. Внушительная по весу (86,1 т) и габаритам машина способна передвигаться по дорогам с асфальтобетонным покрытием со скоростью до 40 км/ч, а по улучшенным грунтовым дорогам - до 20 км/ч.

В 2012 году Галичский автокрановый завод представил собственную концепцию развития темы тяжелых автокранов. В сотрудничестве с компанией Tadano был изготовлен кран КС-99713 "Галичанин" грузоподъемностью 110 т на шасси МЗКТ-790400 с колесной формулой 10х6х8. На этой модели была использована крановая установка ATF 110G-5 Tadano с 5-секционной телескопической стрелой длиной 52 м и с приводом от автономного двигателя.

КС-99713 "Галичанин" на шасси МЗКТ-790400 с крановой установкой Tadano
КС-99713 "Галичанин" на шасси МЗКТ-790400 с крановой установкой Tadano

В 2013 году ГАКЗ собрал еще один экземпляр крана КС-99713. На этот раз использовалось "родное" шасси Tadano Faun (10х6х8).

КС-99713 "Галичанин" на шасси Tadano Faun с крановой установкой Tadano
КС-99713 "Галичанин" на шасси Tadano Faun с крановой установкой Tadano

В 2015 Галичский автокрановый завод сконструировал свой первый собственный 100-тонный автокран КС-85713 "Галичанин". Базовым для этой модели стало автомобильное шасси Volvo FM380 с колесной формулой 10х4, оснащенное 387-сильным мотором. Отличительной особенностью крана является овалоидный (элиптический) профиль стрелы, обладающий лучшими показателями прочности по сравнению с U-образным профилем (так называемым овоидным). Длина стрелы в полностью выдвинутом состоянии составляет 51 м. Гидрооборудование крана, построенное на компонентах фирмы Bosch Rexroth, имеет автономный привод от двигателя Volvo мощностью 175 л.с. На кране применяется электрогидравлическая пропорциональная система управления крановыми операциями и ги­дросистема с регулируемым насосом, работающая на принципе LS (Load Sensing - чувствительный к нагрузке). Кабина крановщика - с функцией наклона.

Первый 100-тонный "Галичанин" собственной разработки - КС-85713 на шасси Volvo FM380
Первый 100-тонный "Галичанин" собственной разработки - КС-85713 на шасси Volvo FM380

В 2017 году семейство 100-тонных автокранов "Галичанин" получило продолжение в модификации КС-84713-2, которая отличается применением автомобильного шасси МЗКТ-740001 с колесной формулой 10х4, а также новой кабиной крановщика.

КС-84713-2 "Галичанин" на шасси МЗКТ-740001
КС-84713-2 "Галичанин" на шасси МЗКТ-740001

Годом позже вышла третья модификация - КС-84713-6 на автомобильном шасси МЗКТ-750001 с колесной формулой 10х10. Еще одна особенность этого крана - автономный двигатель привода кранового оборудования ЯМЗ-534.

КС-84713-6 "Галичанин" на полноприводном шасси МЗКТ-750001
КС-84713-6 "Галичанин" на полноприводном шасси МЗКТ-750001

В 2019 году ГАКЗ изготовил четвертый по счету кран 100-тонной серии, уже известную модификацию КС-85713 на шасси Volvo FM380.

Поделитесь своим мнением. Возможно кому-то из вас довелось видеть такие краны или работать на них?

Благодарю Вас за внимание, спасибо за лайк, подписывайтесь на мой канал и порекомендуйте его друзьям.

ПРЕДЛАГАЮ ВАШЕМУ ВНИМАНИЮ И ДРУГИЕ ПУБЛИКАЦИИ ПО ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ТЕХНИКИ

КАК СЕЙЧАС ОБСТОЯТ ДЕЛА В РОССИЙСКОМ АВТОКРАНОСТРОЕНИИ. ЧИТАЙТЕ ЗДЕСЬ