Советские супер-краны на шасси ракетовозов

2,8k full reads
Советские супер-краны на шасси ракетовозов

Автокраны на шасси автомобилей-ракетовозов – отдельная страница истории отечественного краностроения, представляющая интерес в силу своей малой изученности. Во времена, когда эти краны создавались и выпускались, информация о них появлялась крайне скудная, а по моделям, производившимся по заказу Министерства обороны СССР, и вовсе была закрытой. Таких кранов изготовлялось совсем немного, некоторые модели существовали в единичных экземплярах.

Начало было положено в 1975 году, когда по заказу Министерства обороны одесский завод им. Январского восстания приступил к производству кранов КС-5571 грузоподъемностью 25 т, предназначавшихся для работы с разрядными грузами в ракетных войсках. Крановая установка базировалась на шасси 4-осного вездехода МАЗ-543, который также изначально был создан для ракетных войск. Кран имел 2-секционную телескопическую стрелу с выдвижной решетчатой секцией. Привод гидрооборудования крана осуществлялся от автономного дизельного двигателя небольшой мощности, смонтированного на поворотной платформе. Такое решение позволило существенно экономить ресурс 525-сильного двигателя Д12А-525А, установленного на базовом автомобиле, и расход топлива.

Кран КС-5571 грузоподъемностью 25 т на шасси МАЗ-543
Кран КС-5571 грузоподъемностью 25 т на шасси МАЗ-543

Большую потребность в тяжелых кранах на шасси автомобилей высокой проходимости испытывали нефтяники и газовики, разрабатывавшие месторождения в Сибири и на Дальнем Востоке. В ту пору они уже получили доступ к гражданским модификациям МАЗ-543 – бортовым грузовикам и тягачам-трубовозам. Откликом на пожелания строителей нефтяных и газовых магистралей стал кран КС-5573, представлявший собой гражданскую модификацию военного крана КС-5571. Основные характеристики машины сохранились прежними: грузоподъемность – 25 т, наибольшая длина 2-секционной телескопической стрелы – 14,3 м. Привод крановых механизмов осуществлялся от автономного 50-сильного дизеля с воздушным охлаждением и дополнительным топливным баком. Первый опытный образец автокрана изготовили в 1981 году, а уже на следующий год вышла партия серийных машин в количестве 25 штук. В 1983 году производство модели КС-5573 достигло апогея – 65 единиц. Дальше объемы стали снижаться: 1984 год – 23 единицы, 1985 – 10, 1986 – 14, 1987 – 0, 1988 – 3. В процессе выпуска кран модернизировали, что, правда, не отразилось на его обозначении.

Кран КС-5573 грузоподъемностью 25 т на шасси МАЗ-543
Кран КС-5573 грузоподъемностью 25 т на шасси МАЗ-543

Следующим этапом в создании кранов на шасси ракетовозов стал период с конца 80-х до начала 90-х годов, связанный с заключением между СССР и США договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. В этой связи в народное хозяйство стали передаваться высвобождающиеся 4- и 6-осные шасси МАЗ.

В кратчайшие сроки был разработан типаж кранов, включавший 40-тонную модель на 4-осном шасси МАЗ-543, а также гамму машин на 6-осном МАЗ-547А: 80-, 100-, 120- и 140-тонную. В марте 1988 года конструкторы приступили к разработке экспериментального образца крана КС-7571 (он же КА-80) грузоподъемностью 80 т на шасси МАЗ-547А. В апреле чертежи крана были переданы в цех, а уже в июле кран изготовили и отправили на испытания. Гидравлический кран КС-7571 оснащался 4-секционной телескопической стрелой. Привод кранового оборудования осуществлялся от автономного дизельного двигателя мощностью 180 л.с., поскольку использование для этих целей 650-сильного мотора базового шасси представлялось крайне невыгодным. После серии испытаний единственный образец крана КС-7571 был передан в одно из тульских предприятий.

80-тонный кран КС-7571 на шасси МАЗ-547А
80-тонный кран КС-7571 на шасси МАЗ-547А

Параллельно с работами по крану КС-7571 велась разработка других моделей кранов перспективного типажа. В 1988 году на Мюнхенской выставке строительной техники Bauma Советский Союз продемонстрировал автокран с символичным названием Прогресс-2000 (он же КС-8571, он же КА-120). Таким образом, наша страна показала всему миру, что она может из техники для разрушения делать технику для созидания. Единственный образец 120-тонного крана-символа был создан в содружестве с фирмой Liebherr, с которой на тот момент СССР заключил договор об организации совместного предприятия на площадях завода им. Январского восстания. КС-8571 представлял собой оборудование крана Liebherr, установленное на шасси МАЗ-547А. Продемонстрировав миру «человеческое лицо», Прогресс-2000 отправился на мирную службу в город Саяны Иркутской области.

120-тонный кран КС-8571 на шасси МАЗ-547А с надстройкой Liebherr
120-тонный кран КС-8571 на шасси МАЗ-547А с надстройкой Liebherr

К слову сказать, КА-120 был не единственной моделью с крановой надстройкой Liebherr, конструкторы разработали также 140-тонный кран КА-140 на шасси МАЗ-547А, который, однако, так и не был воплощен в металле.

Проект 140-тонного крана КА-140 на шасси МАЗ-547А
Проект 140-тонного крана КА-140 на шасси МАЗ-547А

Наиболее массовой из конверсионных стала модель КС-6571 на шасси МАЗ-543. Гидравлический кран грузоподъемностью 40 т был оборудован 2-секционной телескопической стрелой длиной 18 м. Привод гидрооборудования осуществлялся от автономного дизеля Д-144-32 мощностью 50 л.с. КС-6571 выпускался с 1990 по 1993 гг. В том же 1993 году началось производство модернизированного варианта КС-6571А, отличавшегося комплектующими гидросистемы и рядом других деталей. Всего с 1990 по 1995 гг. завод изготовил 114 кранов обеих модификаций.

40-тонник КС-6571 на шасси МАЗ-543
40-тонник КС-6571 на шасси МАЗ-543

В 1992 году появляются очередные модели автокранов на конверсионных шасси. На смену 25-тонному крану КС-5573, снятому с производства, приходит гидравлический кран КС-5576 той же грузоподъемности. При создании этой модели одесские краностроители использовали крановое оборудование выпускавшегося на тот момент советско-польского крана КС-5473Б: 3-секционную 24-метровую телескопическую стрелу, поворотную платформу и кабину крановщика. По сравнению с КС-5573 новый кран имел ряд преимуществ, в первую очередь благодаря увеличенной почти на 10 м длине стрелы. Однако кранов КС-5576 было изготовлено совсем немного: в 1992 году создан первый опытный образец, в 1993-м – вышло 8 кранов, в 1997-м – еще 4. Выпуск 25-тонников на шасси МАЗ-543 представлялся нецелесообразным, поскольку с 1990 года на этом шасси уже выпускались краны грузоподъемностью 40 т.

Кран КС-5576 на шасси МАЗ-543 с крановой установкой от советско-польского крана КС-5473Б
Кран КС-5576 на шасси МАЗ-543 с крановой установкой от советско-польского крана КС-5473Б

Но вернемся в 1992 год. Наряду с краном КС-5576 тогда же были созданы модели с дизель-электрическим приводом и решетчатой стрелой. КС-8561 и КС-8562 грузоподъемностью 120 т базировались на 6-осном шасси МАЗ-547А. Их различие заключалось в том, что на КС-8562 имелся противовес массой 47 т, улучшающий грузовысотные характеристики на дальних и средних вылетах. Привод генераторов постоянного тока мог осуществляться как от двигателя крановой установки мощностью 224 л.с., так и от внешней сети напряжением 380 В. В состав стрелового оборудования кранов входила основная стрела длиной 12 м, которая при помощи вставок могла быть увеличена до 40 м. Дизель-электрических кранов на конверсионных шасси были сделаны буквально единицы. В 1992 году сделали два крана КС-8561 и один КС-8562. Годом позже из ворот «Январки» вышел еще один экземпляр КС-8561, который и поставил точку в истории дизель-электрических кранов на шасси ракетовозов.

Дизель-электрический кран КС-8562 грузоподъемностью 120 т на шасси МАЗ-547А
Дизель-электрический кран КС-8562 грузоподъемностью 120 т на шасси МАЗ-547А

Автокран КС-6573 грузоподъемностью 40 т стал последним в череде моделей на шасси «демобилизованных» ракетовозов. Начало его производства датируется 1993 годом. В том же году, изготовив пять экземпляров этой модели, завод прекратил ее выпуск. При создании крана КС-6573, так же как и в случае с моделью КС-5576, конструкторы пошли по пути наименьшего сопротивления, использовав крановую установку от серийного советско-польского крана. «Донором» для КС-6573 послужил 40-тонник КС-6471, от которого использовались модернизированная 3-секционная 27-метровая телескопическая стрела, усиленная вертикальными ребрами, поворотная платформа и кабина крановщика. Для привода силового модуля крановой установки применялся дизель мощностью 50 л.с.

40-тонный кран КС-6573 на шасси МАЗ-543 с крановой установкой от советско-польского крана КС-6471
40-тонный кран КС-6573 на шасси МАЗ-543 с крановой установкой от советско-польского крана КС-6471

Формально на кране КС-6573 можно было бы поставить точку. Но в конце 90-х годов история с кранами на шасси «демобилизованных» ракетовозов получила продолжение. В этот период одесский завод создал две модели кранов на агрегатах ходовой части конверсионных шасси. Краны были разработаны в сотрудничестве с одним из украинских предприятий, получившим партию конверсионных автомобилей МАЗ-543 и МАЗ-547А с условием, что от них будут использоваться лишь отдельные агрегаты ходовой части, а все остальное будет уничтожено. В частности, разрешено было применить мосты, подвеску, раздаточную коробку, рулевой механизм и ряд других агрегатов. Так родились краны КШТ-50.02 грузоподъемностью 50 т и КШТ-80.01 грузоподъемностью 80 т, созданные на оригинальных шасси. Кран КШТ-50.02 был 3-осным, КШТ-80.01 – 5-осным. Полноценное серийное производство этих моделей так и не было налажено, все ограничилось единичными образцами.

Кран КШТ-50.02 на агрегатах ходовой части ракетоносца
Кран КШТ-50.02 на агрегатах ходовой части ракетоносца
Кран КШТ-80.01 на агрегатах ходовой части ракетоносца
Кран КШТ-80.01 на агрегатах ходовой части ракетоносца

КАК СЕЙЧАС ОБСТОЯТ ДЕЛА В РОССИЙСКОМ АВТОКРАНОСТРОЕНИИ. ЧИТАЙТЕ ЗДЕСЬ

ПРЕДЛАГАЮ ВАШЕМУ ВНИМАНИЮ ЕЩЕ НЕСКОЛЬКО ПУБЛИКАЦИЙ ПО ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СТРОИТЕЛЬНО-ДОРОЖНОЙ ТЕХНИКИ (ССЫЛКИ АКТИВНЫ, ЖМИТЕ):

Какие были краны на МоАЗах: от 1950-х до 2000-х годов

Неавтомобильный кран "Ивановец". Оригинальная конструкция родом из 60-х

Советские телескопические автовышки

Советские коленчатые автогидроподъемники

Как "Уралвагонзавод" строительную технику выпускал

Наши 100-тонники. 40 лет истории

Экзотические краны: на танках, тракторах, вездеходах

Эволюция советских автобетоносмесителей

Коммунальный мини-формат в СССР

Легендарный автокран на шасси МАЗ-200

Какие выпускали в СССР самоходные скреперы

Ленинградский экскаваторный завод. Не слышали о таком? Рассказываю...

Как русские и белорусы пытались внедорожные самосвалы выпускать

Как мы с немцами делали краны

Поделитесь своим мнением.

Благодарю Вас за внимание, спасибо за лайк, подписывайтесь на мой канал и порекомендуйте его друзьям.