Старый конь борозды не испортит. Автокраны СССР в постсоветский период

10k full reads
17k story viewsUnique page visitors
10k read the story to the endThat's 61% of the total page views
4,5 minutes — average reading time
Старый конь борозды не испортит. Автокраны СССР в постсоветский период

Уважаемые читатели, на днях я опубликовал статью "Старый конь борозды не испортит. Экскаваторы СССР в постсоветский период", посвященную советским экскаваторам, которые продолжали работать еще не один десяток лет после распада Союза. Сегодняшний обзор об автокранах. Он продолжает серию статей о советской технике, трудившейся в новом тысячелетии, в том числе за пределами бывшего #СССР. Как и предыдущей статье в основу этой публикации легли мои личные наблюдения, а также моих коллег, увлеченных историей наших машин.

Для начала небольшое вступление.

В СССР автокрановая отрасль была одной из самых мощных в сфере производства строительной и дорожной техники. Автомобильных кранов выпускалось многократно больше, чем других типов строительных кранов – пневмоколесных, гусеничных и башенных. Их доля в краностроении в целом превышала 70%. В 80-е годы ежегодно производилось порядка 20000 автокранов, из них более 2/3 делали заводы Министерства строительного, дорожного и коммунального машиностроения СССР. Это Ивановский, Дрогобычский, Балашихинский и Ставропольский завод автомобильных кранов, а также Галичский автокрановый завод и Камышинский крановый #завод. В составе Минстройдормаша были еще два предприятия, выпускавшие не только автомобильные, но и другие типы кранов – Одесский завод им. Январского восстания и Никопольский краностроительный завод им. Ленина. Помимо предприятий Минстройдормаша работал еще не один десяток заводов других министерств и ведомств, которые выпускали автокраны для собственных нужд. Как правило такие предприятия делали краны в небольшом количестве – по 100-300 штук в год, но были и заводы, выпускавшие по 1000-2000 кранов.

Итак, какие автокраны попадались в эксплуатации в обозримом прошлом, 5-10-15 лет назад. Во-первых, те, которые были самыми массовыми для своего времени, во-вторых, год выпуска которых датирован не ранее чем концом 80-х. Всё остальное – из разряда экзотики.

Некогда самые распространенный в СССР механический #автокран серии КС-2561 грузоподъемностью 6,3 т на шасси ЗИЛ-130 (ЗИЛ-431412) к концу 2000-х годов в массе своей был выведен из эксплуатации (хотя отдельные рабочие экземпляры можно встретить по сей день). На рубеже 80-90-х годов наиболее крупными производителями кранов этой серии были Балашихинский и Клинцовский заводы, объемы выпуска на каждом из этих предприятий превышали 2000 единиц в год. Также автокраны этой серии изготовляли еще с десяток заводов разной ведомственной принадлежности.

Балашихинский автокран КС-2561К-1 на шасси ЗИЛ-431412
Балашихинский автокран КС-2561К-1 на шасси ЗИЛ-431412

Еще одна массовая для своего времени модель – гидравлический #кран с решетчатой стрелой КС-3562Б грузоподъемностью 10 т на шасси МАЗ-5334. Эту машину с 1977-го по 1987 год выпускал Ивановский завод автомобильных кранов (ныне – ИМЗ "Автокран"). В ту пору ежегодное производство автокранов на этом предприятии достигало 5000 штук. Также, как и краны серии КС-2561, эта модель к началу 2010-х годов очень редко попадалась на дорогах.

Автокран КС-3562Б на шасси МАЗ-5334
Автокран КС-3562Б на шасси МАЗ-5334

16-тонный дизель-электрический автокран КС-4561А на шасси КрАЗ-257К (КрАЗ-250) – еще один бестселлер времен СССР. Его выпускал с 1978-го по 1989 год Камышинский крановый завод в объемах порядка 2000 единиц в год. В 1989 году на смену 16-тоннику пришла 20-тонная модель КС-4562 на шасси КрАЗ-250, ставшая последней в истории предприятия моделью дизель-электрического автокрана с решетчатой стрелой. Эти краны мне попадались в недавнем прошлом чаще других кранов с "решеткой".

Автокран КС-4561А на базе КрАЗ-257К
Автокран КС-4561А на базе КрАЗ-257К
Автокран КС-4561А на шасси КрАЗ-250
Автокран КС-4561А на шасси КрАЗ-250
Автокран КС-4562 на шасси КрАЗ-250
Автокран КС-4562 на шасси КрАЗ-250

Дизель-электрический 10-тонник с решетчатой стрелой СМК-101 на шасси МАЗ-5334 в 80-е годы тоже был весьма распространенной моделью. Его выпускали несколько предприятий разных министерств. Наиболее крупным изготовителем являлся Ивановский механический завод Министерства энергетики и электрификации СССР (ныне – "Ивэнергомаш"), собиравший порядка 1000 кранов в год. Как и другие краны с решетчатой стрелой эта модель, активно эксплуатировавшаяся в 90-е годы, на рубеже 2000-2010-х годов стала экзотикой.

Автокран СМК-101 на шасси МАЗ-5334
Автокран СМК-101 на шасси МАЗ-5334

Вот практически все, что наиболее реально было встретить лет 10 назад из автокранов с решетчатой стрелой. Хотя, конечно, случались исключения в виде более редких даже для своего времени машин. Как, например, дизель-электрический кран СМК-7М грузоподъемностью 7,5 т на шасси МАЗ-5334. Особенность этой машины – выдвижная решетчатая стрела. Делал такие краны Таллинский завод "Двигатель" Министерства атомной энергетики и промышленности СССР.

Автокран СМК-7М на шасси МАЗ-5334
Автокран СМК-7М на шасси МАЗ-5334

Гидравлических автокранов с телескопической стрелой, выпущенных незадолго до распада СССР, работало в период 2000-2010-х годов несравнимо больше, однако перечень наиболее часто встречающихся моделей невелик. В первую очередь это краны серии КС-3577 на шасси МАЗ-5334 и МАЗ-5337 (модификации грузоподъемностью 12,5 и 14 т) Ивановского завода автомобильных кранов; 16-тонник КС-4572 на шасси КАМАЗ-53213 Галичского автокранового завода и 10-тонник КС-3575А на шасси ЗИЛ-133ГЯ Дрогобычского завода автомобильных кранов.

Автокран КС-3577-3-2 г/п 14 т на шасси МАЗ-5334
Автокран КС-3577-3-2 г/п 14 т на шасси МАЗ-5334
Автокран КС-3577-2 г/п 12,5 т на шасси МАЗ-5337
Автокран КС-3577-2 г/п 12,5 т на шасси МАЗ-5337
Автокран КС-4572 на шасси КАМАЗ-53213 в Чехии (фото Карела Вацлавика)
Автокран КС-4572 на шасси КАМАЗ-53213 в Чехии (фото Карела Вацлавика)
Автокран КС-3575А на шасси ЗИЛ-133ГЯ в Болгарии (фото Максима Чернявского)
Автокран КС-3575А на шасси ЗИЛ-133ГЯ в Болгарии (фото Максима Чернявского)

Из разряда немногочисленных сохранившихся до 2000-2010-х годов гидравлических кранов были ставропольские 6,3-тонные КС-2571А-1 на шасси ЗИЛ-431412; 10-тонный КС-3571 на шасси МАЗ-5334 – первая модель гидравлического крана с телескопической стрелой Ивановского завода автомобильных кранов; туапсинский МКАС-10 на базе МАЗ-5334 грузоподъемностью 10 т, камышинские 16-тонники серии КС-4571 на шасси КрАЗ-257К (КрАЗ-250) были экзотикой даже в годы их производства, так их выпуск был фактически единичным.

Автокран КС-2571А-1 на шасси ЗИЛ-431412
Автокран КС-2571А-1 на шасси ЗИЛ-431412
Автокран КС-3571 на шасси МАЗ-5334
Автокран КС-3571 на шасси МАЗ-5334

Еще мне довелось встретить в гражданской эксплуатации отставленные от военной службы краны КС-2572А-1 на шасси Урал-375Е и КС-2573-2 на шасси Урал-43202, выпущенные Ивановским заводом автомобильных кранов.

Автокран КС-2572А-1 на шасси Урал-375Е
Автокран КС-2572А-1 на шасси Урал-375Е
Автокран КС-2573-2 на шасси Урал-43202
Автокран КС-2573-2 на шасси Урал-43202

Гидравлические краны на спецшасси автомобильного типа, которые производились по кооперации с Польской Народной Республикой изредка можно увидеть даже в наши дни.

Модели, выпускавшиеся с конца 70-х годов, – 25-тонник КС-5473 на 3-осном шасси PS-253 (изготовитель – одесский и никопольский заводы) и 40-тонник КС-6471 (после модернизации – КС-6471А) на 4-осном шасси PS-401 (изготовитель – одесский завод). Шасси и телескопические стрелы для этих кранов выпускали в Польше на предприятиях объединения Bumar, остальные комплектующие изготовлялись в СССР. В 80-е годы суммарный объем производства этих машин составлял порядка 300 единиц в год. Кроме того, на одесском заводе была выпущена небольшая партия кранов КС-7471 грузоподъемностью 63 т на 6-осном шасси.

Кран на шасси автомобильного типа КС-5473
Кран на шасси автомобильного типа КС-5473
Кран на шасси автомобильного типа КС-6471
Кран на шасси автомобильного типа КС-6471
Кран на шасси автомобильного типа КС-7471
Кран на шасси автомобильного типа КС-7471

В конце 80-х годов #Советский #Союз стал налаживать экономическое сотрудничество в области производства автомобильных кранов с капиталистическими странами. В этот период появляются на свет образцы машин на отечественных шасси с крановыми установками компаний Tadano, Krupp, Lokomo и др.

Наиболее успешно развивалось сотрудничество с фирмой Tadano, поставлявшей в нашу страну оборудование гидравлических кранов с телескопическими стрелами.

Куйбышевский механический завод № 1 выпускал автокраны МКАТ-40 грузоподъемностью 40 т, оснащенные крановой установкой Tadano. Для этого крана применялся #грузовик КрАЗ-250 с дополнительно смонтированным четвертым неведущим управляемым мостом (использовался передний мост от МАЗ-5335).

Автокран МКАТ-40 на 4-осном шасси КрАЗ-250
Автокран МКАТ-40 на 4-осном шасси КрАЗ-250

Туапсинский машиностроительный завод изготовлял 63-тонные краны МКТТ-63. Эта модель представляла собой крановую установку Tadano, установленную на двухосный полуприцеп к одноосному тягачу МоАЗ-546П (впоследствии – МоАЗ-6442).

Кран МКТТ-63 с тягачом МоАЗ-6442
Кран МКТТ-63 с тягачом МоАЗ-6442

Говоря о сотрудничестве СССР с иностранными краностроительными фирмами, нужно упомянуть пару совместных предприятий, организованных в конце 80-х годов.

СП "Кранлод" было создано Заводом им. Январского восстания с фирмой Liebherr. В рамках этого сотрудничества на одесском заводе осуществлялась сборка кранов на спецшасси ЛТМ-1050-4 грузоподъемностью 50 т из комплектующих, поступавших с Liebherr. В начале 90-х годов парк кранов ЛТМ, находящихся в эксплуатации на территории СССР, насчитывал порядка 100 единиц. Некоторые экземпляры дожили до настоящего времени.

Кран на шасси автомобильного типа ЛТМ-1050-4
Кран на шасси автомобильного типа ЛТМ-1050-4

СП, образованное Завидовским экспериментально-механическим заводом и югославской фирмой Metalna, выполняло монтаж крановых установок МТА-160 и МТА-200 (грузоподъемностью 16 и 20 т соответственно) на #автомобиль КАМАЗ-53213. Незначительное количество этих машин работало еще в 2010-х годах.

Автокран МТА-160 на шасси КАМАЗ-53213
Автокран МТА-160 на шасси КАМАЗ-53213

Поделитесь своим мнением о советской строительной технике.

Благодарю Вас за внимание, спасибо за лайк, подписывайтесь на мой канал и порекомендуйте его друзьям.

Вот еще несколько статей по истории наших кранов (но это не все, заходите на мой канал, статей на тему кранов больше):

Главный кран советской армии

Какие были краны на МоАЗах: от 1950-х до 2000-х годов

Экзотический кран из Иваново

Неавтомобильный кран "Ивановец". Оригинальная конструкция родом из 60-х

Наши 100-тонники. 40 лет истории

Экзотические краны: на танках, тракторах, вездеходах

Легендарный автокран на шасси МАЗ-200

Советские супер-краны на шасси ракетовозов

Как мы с немцами делали краны

ПРЕДЛАГАЮ ВАШЕМУ ВНИМАНИЮ И ДРУГИЕ ПУБЛИКАЦИИ ПО ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ТЕХНИКИ

КАК СЕЙЧАС ОБСТОЯТ ДЕЛА В РОССИЙСКОМ АВТОКРАНОСТРОЕНИИ. ЧИТАЙТЕ ЗДЕСЬ