Вы знали, куда шли, учителя...

8 November 2019

Такую фразу мы, обычно слышим, когда жалуемся на свою тяжкую долю. А знали ли мы на самом деле, куда шли, устраиваясь на работу в школу? Эта статья в большей степени относится к молодым специалистам, и тем, которым еще есть куда пойти работать, кроме школы.

Не знает, куда пришел...
Не знает, куда пришел...

Я, как потомственный учитель, с детства ощутил все тяготы и лишения жизни с педагогом (об этом в другой статье, как-нибудь потом). Но даже я, когда устраивался в школу не знал, что меня ждет, в полной мере.

Даже получив диплом учителя по какому - нибудь предмету, получив все оценки и все зачеты, выпускник не знает что и как ему нужно делать в школе. Даже если он хорошо учился: не работал официантом вместо учебы, не зависал по клубам и барам, ходил на лекции, это еще не значит того, что он хороший специалист. Максимум, что про такого человека можно сказать - он получил необходимые знания для работы в школе. В других профессиях все попроще. Инженер-конструктор знает, что он будет делать на заводе. Врач знает, что он будет делать в больнице и т.д. Если к ним лезет начальство с требованиями сделать то, чему их не учили, что не прописано в договоре, такое начальство бывает послано далеко и надолго.

Итак, почему учитель не знает, куда пришел:

1. Педагогика, которую проходят в университетах учителя, бесполезна на практике. Вы когда - нибудь пользовались приемами, про которые вам рассказывали на лекциях? Бабулька, которая вела у меня педагогику, говорила, что расхулиганившегося подростка нужно погладить по голове и он успокоится! Сейчас за такое и посадить могут. Школьники неприкосновенны.

2. Вытекает из первого: выпускник не знает что делать с расхулиганившимися детьми. Люди со слабой психикой убегают в слезах с урока, с сильной - пытаются их подавить, ругаются, могут ударить. Оба в школе не задержатся. Здесь нужна гибкость, а она появляется только со временем.

3. Быть классным руководителем не учат в университете. Вот, некоторые приходят, и, пока не знают что к чему, директор сразу сует им классное руководство. Поработав год в школе, молодой специалист уже, скорее всего, добровольно к.р. не возьмет.

4. Вытекает из третьего. Вместе со своими прямыми обязанностями - учить детей, добавляется еще больше неоговоренных обязанностей. В каникулы ты - вожатый и маляр-штукатур, на ЕГЭ - организатор ППЭ, во время учебы воспитатель, тамада и педагог доп. образования. На выездах класса - организатор, экскурсовод и мамка в одном лице.

5. Не учат заполнять бумажки. В том числе и журналы. Нам на практике даже оценки запрещали ставить в журнал. А уж как составлять программы, рассказать вообще никто не может. Университетские преподаватели страшно далеки от этого, да и предмета такого нет. Даже для опытных учителей это проблема. Программы меняются чуть ли не каждый год!

6. Самое главное! Не учат работать с людьми! Психология, также как педагогика, преподается абы как. Не всем людям подходит работа с людьми. Нужно же как-то человека приспособить к профессии учителя. Этого не делается вообще!

Вывод: В университете не научат быть учителем, до этого придется дойти самому. Максимум, на что приходится рассчитывать - знания по предмету. Поэтому, выражение "Вы знали на что шли" к профессии учителя не относится. Вот в первые годы и происходит ломка представлений. Кто-то ее переживает - остается, а кто-то и уходит. Как сказал один премьер - "Есть места, где деньги можно заработать быстрее и лучше".

Спасибо! Ставьте лайки, подписывайтесь!