8 знаменитых сцен в кино, которые были сняты без спецэффектов

2 February 2020
40k full reads
2 min.
57k story viewsUnique page visitors
40k read the story to the endThat's 70% of the total page views
2 minutes — average reading time

Современные технологии позволяют создавать любые декорации и дорисовывать сцены, сидя за компьютером. И все же режиссеры порой вставляют в фильм настоящие трюки

© KINOPOISK.RU
© KINOPOISK.RU
© KINOPOISK.RU

Пролет цементовоза. «Тор 2: Царство тьмы», 2013

Сложно поверить в реалистичность некоторых сцен в фильмах студии Marvel. Для создания впечатляющих визуальных эффектов в картине «Тор 2: Царство тьмы» использовался хромакей, а сцену с бетономешалкой снимали при помощи платформы, которая вращалась, как на вертеле. Механическая конструкция весом 22 т управлялась с помощью пульта: постановщики могли поднимать, опускать и поворачивать грузовик под разными углами. Чтобы создать эффект левитации цементовоза, монтажерам оставалось стереть платформу на отснятых кадрах.

Гонка на кадиллаках. «Матрица: Перезагрузка», 2003

Чтобы получить в кадре сотни разбитых машин, можно поставить задачу дизайнерам, а можно заснять, как уничтожаются настоящие автомобили. Работая над перезагрузкой «Матрицы», Лана и Лилли Вачовски выбрали второй вариант, заручившись согласием компании General Motors безвозмездно предоставить машины. Подготовка к сцене длиной около 10 минут заняла год, а снимали ее в течение семи месяцев. Шоссе было построено специально для фильма, хотя его можно было дорисовать на этапе постпродакшена. Сцена считается одной из самых дорогих и сложных в современном кино.

Пробежка по Таймс-скверу. «Бердмэн», 2014

По замыслу Алехандро Гонсалеса Иньярриту, фильм снимали с минимальными монтажными склейками. Некоторые зрители даже подумали, что все два часа сняты одним кадром, однако на самом деле такие сцены длятся не более 10 минут. Дело в монтажных склейках, сделанных в момент, когда камеру переводят с одного объекта на другой. Создателям пришлось поломать голову над ракурсами во время съемок в гримерке, полной зеркал. Камера работала непрерывно, и было особенно важно не захватить отражения оператора. Сцена, в которой герой Майкла Китона бежит по Таймс-сквер, тоже снята без спецэффектов: съемочной группе пришлось продираться свозь толпу, а продюсерам — получать согласие компаний, логотипы которых попали в кадр.

Взрывы в пустыне. «Безумный Макс: Дорога ярости», 2015

Бекстейдж «Безумного Макса» можно выкладывать отдельным фильмом. Практически все сцены Джордж Миллер решил снимать без спецэффектов, акробатические трюки выполнялись каскадерами без страховки в условиях настоящего огня и дыма. Доделывать пришлось в основном пейзажи, например, сужать каньон в сцене обрушения арки. При этом съемочная группа упражнялась в пиротехнике в карьере поблизости, где все выглядело не так впечатляюще. Финальный взрыв с языками пламени снимали в Намибии.

Подъем по небоскребу. «Миссия невыполнима: Протокол "Фантом"», 2011

Вживаясь в образ персонажа, Том Круз предпочитает сам выполнять трюки. Режиссеры идут ему навстречу. Съемки сцены, в которой герой Круза взбирается по стеклянному небоскребу, проходили в «Бурдж-Халифа» в Дубае. Актеру приходилось неоднократно повторять смертельно опасный трюк под шквальным ветром на высоте более 800 метров. Сцену, где Итан Хант разбивает окно и залезает в офис, снимали в студии, но для большего реализма все же пришлось выбить несколько окон небоскреба. Чтобы получить кадры под разными углами, камеры устанавливали в проемах здания.

Объезд «лежачего пешехода». «Казино "Рояль"», 2006

Сцена из очередной серии бондианы вошла в Книгу рекордов Гиннесса. Герой Дэниэла Крэйга на Aston Martin пытается избежать столкновения с лежащей на дороге девушкой. Машина слетает с шоссе и после взрыва делает семь переворотов. Съемки проходили на полигоне Миллбрука в графстве Бедфордшир, за рулем был каскадер Адам Кирли. Для усиления эффекта постановщики установили на днище машины азотную пушку.

На воре и шапка горит. «Один дома», 1993

Сцена не обязательно должна быть масштабной, чтобы запомниться. Художник-постановщик Джон Муто использовал в «Один дома» старый трюк иллюзионистов, создав оптическую иллюзию при помощи зеркал. Сцену воспламеняющейся шапки снимали без компьютерной графики, при этом актер Джо Пеши не пострадал — в реальности его не поджигали. У Маколея Калкина в картине тоже немало трюков: он взбирается по падающим полкам и съезжает по лестнице на санках, вылетая на улицу. Создатели фильма не могли позволить юному актеру рисковать, поэтому в этих сценах снимался каскадер.

Автодесантирование. «Форсаж 7», 2015

В 7-м «Форсаже» внимания заслуживают многие сцены, ведь из 300 задействованных в съемках автомобилей на ходу остались только 30. И все же самым впечатляющим можно признать эпизод, в котором гонщики стартуют с борта грузового самолета. Для съемки сцены продюсерам пришлось уговаривать Военно-воздушные силы и правительство США. Вслед за машинами из самолета выпрыгивали операторы. Кстати, это не первый трюк с автомобилями на парашютах: в 60-х компания Fiat десантировала 124-ю модель.

Материал заимствован из архива статей РБК Стиль