Найти в Дзене

Танкеры СССР. Что умели строить 40 лет назад

Всем привет!

Сегодня мировой торговый флот - это флот танкеров и, конечно, контейнеровозов. Растет торговля во всем мире и потребление нефти и газа постоянно возрастает. Возят их не просто танкеры, а супертанкеры. Только так можно окупить расходы по доставке груза.

В конце 1960х наблюдался очередной бум и рост спроса на нефть. В эту гонку включился и Советский Союз, решив построить новые большие танкеры, на которых можно доставлять нефть в дружественные страны - на Кубу, во Вьетнам. Но и сдавать их в аренду для доставки нефти из Катара в Европу. Так появился проект советского супертанкера "Крым"

Танкер «Крым» — проект 1511, супертанкер, паротурбоход. Разработан ЦКБ «Балтсудопроект», построен на судостроительном заводе «Залив», спущен на воду в 1974 году. Головное судно в серии из 6 подобных танкеров, построенных в период с 1975 по 1980 годы. Суда проекта 1511 стали самыми большими из когда либо построенных в СССР и постсоветских государствах.

Длина — 295 м, ширина — 45 м, высота борта — 25,4 м, осадка — 17 м, водоизмещение — 180 тыс т, дедвейт — 150 500 т, грузоподъёмность — 143 250 т, скорость хода 15,5 узлов, мощность паротурбинной установки — 30 тыс л. с. Автономность 80 суток
Длина — 295 м, ширина — 45 м, высота борта — 25,4 м, осадка — 17 м, водоизмещение — 180 тыс т, дедвейт — 150 500 т, грузоподъёмность — 143 250 т, скорость хода 15,5 узлов, мощность паротурбинной установки — 30 тыс л. с. Автономность 80 суток

Ранее такие большие суда в СССР не строили. Почему? Просто не было надобности. Были танкеры но поменьше, и с этими заказами справлялись существующие судостроительные заводы. Создание столь больших судов как "Крым" потребовало модернизировать существующие мощности и за 5 лет построить сухой док с габаритами 354 на 60 м и глубиной 11 метров на Керченском судостроительном заводе «Залив».

Завод Залив
Завод Залив

В интернете пишут, что корпус судна в доке формировался из объемных блок-модулей массой до 600 тонн., что было впервые в отечественном судостроении. Примерно так же сейчас строят танкеры в Корее, но там используют блоки до 3000 тонн. Сложно сказать, та же самая эта технология, но сборку блоками еще использовали немцы и американцы во времена второй мировой войны.

Паротурбинная и котельная установки, изготовленные на Кировском и Балтийском заводах, из-за больших габаритов и массы, доставлялись из Ленинграда в Керчь специальным судном вокруг Европы. Около 150 видов оборудования танкера было разработано отечественной промышленностью впервые, на заводе вводились новые поточные линии, технологии сварки и др. На танкере «Крым» был установлен первый советский компьютеризированный комплекс автоматизированного судовождения «Бриз».

9 апреля 1974 года танкер «Крым» спущен на воду, в ноябре-декабре 1974 года проходил ходовые испытания на Черном море, 31 декабря был сдан в опытную эксплуатацию.

Всего планировалось построить 12 таких танкеров, но производство прекратилось на 6-м судне.

Первый удар по программе танкеров нанесла арабо-израильская война в 1973 году. Это привело к сокращению добычи нефти, потребность в танкерах существенно сократилась. А когда в 1975 году закончили разминирование и вновь открыли Суэцкий канал, возросли требования к экономичности танкеров. Старые паротурбинные установки, с их высоким удельным расходом, стали проигрывать судовым малооборотным дизелям.

В 1978 году ввели новые нормы по экологии и жесткие меры по загрязнению судов, согласно которым все вновь строящиеся танкеры должны были иметь двойные борта и полностью изолированную от грузовых танков систему чистого балласта, что в танкерах типа «Крым» не выполнялось. Производство было прекращено к моменту вступления в силу протоколов (2 октября 1983 г.).

В 1989 году танкер «Крым» был продан во Вьетнам, сменил название на Chi Linh, и используется там как стационарное нефтехранилище. Остальные суда проекта 1511 были списаны и разрезаны на металлолом в 1990-х.
В 1989 году танкер «Крым» был продан во Вьетнам, сменил название на Chi Linh, и используется там как стационарное нефтехранилище. Остальные суда проекта 1511 были списаны и разрезаны на металлолом в 1990-х.

Больше попыток построить новые супертанкеры в Советском Союзе не предпринимались, а все силы вкладывали строительство нефтепроводов ("Дружба" 1963 год, "Дружба-2" 1974 года) и газопроводов ("Уренгой-Помары-Ужгород" 1983 года)

Рекомендуем почитать
Документы, вакансии и контакты