Россия создаёт уникальный боевой корабль - на что способны УДК проекта 23900 и что их связывает с советскими крейсерами?

15k full reads
23k story viewsUnique page visitors
15k read the story to the endThat's 66% of the total page views
5 minutes — average reading time

Около года назад произошло очень значимое для нашего ВМФ событие – закладка двух универсальных десантных кораблей проекта 23900. Корабли эти очень крупные и ничего подобного в последнее время у нас не строилось, однако после закладки начали появляться вопросы – а зачем России два десантных корабля, да ещё и с таким странным местом базирования?

Источник: korabley.net. На фото американский УДК типа "Уосп" - по размерам наиболее схожий с нашим проектом 23900, как и "Америка", однако довольно сильно отличается другими деталями.
Источник: korabley.net. На фото американский УДК типа "Уосп" - по размерам наиболее схожий с нашим проектом 23900, как и "Америка", однако довольно сильно отличается другими деталями.
Источник: korabley.net. На фото американский УДК типа "Уосп" - по размерам наиболее схожий с нашим проектом 23900, как и "Америка", однако довольно сильно отличается другими деталями.

Приветствую на канале!

Начнём с места базирования. Дело в том, что по некоторой информации как минимум один из новейших УДК будет служить на Тихоокеанском флоте – довольно странный выбор, ведь куда логичнее расположить такой корабль, скажем, в Балтийском море, или отправить его на Северный флот. Но почему ТОФ? Всё дело в ещё советской концепции, которую, похоже, наш ВМФ окончательно решил возродить на новый лад, но зайдём издалека. Большинство интересующихся темой знают, что УДК проекта 23900 довольно сильно выросли в размерах. По началу корабли планировались довольно скромными – всего 14 000 тонн водоизмещения, что меньше, чем у Мистраля. И, судя по всему, не только общественности подобное решение не понравилось, но и руководству ВМФ (или же специально скрывали реальные размеры по ряду причин). Затем размеры корабля начали очень стремительно расти и на данный момент полное водоизмещение проекта 23900 насчитывает свыше 40 000 тонн – больше только у США с их УДК типа «Америка», но отставание буквально мизерное и незначительное. Причём это даже больше, чем у советских крейсеров проекта 1143 (2,3 и 4), где водоизмещение составляет 37 000 тонн.

Источник: dodmedia.osd.mil, автор - P.J. AZZOLINA. На фото советский авианесущий крейсер проекта 1143.4 "Адмирал Горшков", являющийся на данный момент индийским "Викрамадитья". Крупный корабль, однако новые УДК ещё больше.
Источник: dodmedia.osd.mil, автор - P.J. AZZOLINA. На фото советский авианесущий крейсер проекта 1143.4 "Адмирал Горшков", являющийся на данный момент индийским "Викрамадитья". Крупный корабль, однако новые УДК ещё больше.
Источник: dodmedia.osd.mil, автор - P.J. AZZOLINA. На фото советский авианесущий крейсер проекта 1143.4 "Адмирал Горшков", являющийся на данный момент индийским "Викрамадитья". Крупный корабль, однако новые УДК ещё больше.

Советские авианесущие крейсера мы не просто так вспомнили – многие эксперты считают, что новые УДК являются прямым продолжением этой самой концепции, но с серьёзной переделкой. Дело в том, что крейсера частенько использовали в противолодочных операциях и эта функция являлась чуть ли не приоритетной. Один крейсер мог нести на борту до 36 противолодочных вертолётов Ка-27ПЛ, которые и занимались поиском американских подлодок на довольно обширной территории. Вероятно, одной из приоритетных задач будущего УДК, в случае конфликта с США, будет то же самое, только на новом уровне благодаря разрабатываемой замене Ка-27ПЛ (Многоцелевой вертолёт Минога). И это очень хорошее решение, которое позволит временно закрыть проблему противолодочной обороны и дать возможность ракетным крейсерам стратегического назначения выйти на свои боевые позиции, если мы рассматриваем Тихоокеанский флот. При этом десантные возможности корабля можно отдать под хранение припасов, боекомплекта и так далее с целью увеличения продолжительности нахождения в море – вариантов применения масса, учитывая сомнительную необходимость применения десанта в данном регионе.

Источник: Вертолёты России. На фото Ка-27ПС и Ка-52К, предположительно, на палубе авианесущего крейсера "Адмирал Кузнецов" во время Сирийской кампании. Во время последнего похода авианосец выполнял те задачи, которые закладываются ныне в УДК.
Источник: Вертолёты России. На фото Ка-27ПС и Ка-52К, предположительно, на палубе авианесущего крейсера "Адмирал Кузнецов" во время Сирийской кампании. Во время последнего похода авианосец выполнял те задачи, которые закладываются ныне в УДК.
Источник: Вертолёты России. На фото Ка-27ПС и Ка-52К, предположительно, на палубе авианесущего крейсера "Адмирал Кузнецов" во время Сирийской кампании. Во время последнего похода авианосец выполнял те задачи, которые закладываются ныне в УДК.

Однако не только противолодочный вариант применения предусмотрен на УДК. С 2017 года в сети ходит информация о возрождении в нашей стране разработки самолёта вертикального взлёта и посадки – об этом вкратце несколько раз говорил сам Борисов, но информации много не озвучил. Судя по всему, проект приоритетный, не рассчитанный пока на экспорт, поэтому никаких рекламных кампаний не проводится и общественности не рассказывают. Известно два основных момента. Первый – СВВП разрабатывают в ОКБ имени Яковлева. Второй – самолёт включён в существующую ГПВ и поднимется в воздух и пойдёт в серию примерно в 2027 году, именно тогда, когда планируют ввести в строй первый УДК. Совпадение? А по поводу ОКБ, так тут всё просто – у них наибольший опыт в проектировании таких самолётов. Первым был Як-38, крайне спорная и не самая удачная машина, но вот вторым был Як-141 – прорывная машина для своего времени, которая легла в основу F-35 (тогда КБ активно помогало американцам дабы хоть как-то держаться на плаву, за что их нельзя винить). Очень вероятно, что наш новый СВВП будет похож на американца, но с уклоном в противокорабельные возможности, а именно возможностью несения авиационных версий ПКР П-800, 3М-54, а также «Цирконов» и «Кинжалов».

Источник: forums.airbase.ru. Слева Як-38 и Як-141 соответственно. Вероятно, новый СВВП будет схож с последним (как и F-35).
Источник: forums.airbase.ru. Слева Як-38 и Як-141 соответственно. Вероятно, новый СВВП будет схож с последним (как и F-35).
Источник: forums.airbase.ru. Слева Як-38 и Як-141 соответственно. Вероятно, новый СВВП будет схож с последним (как и F-35).

Не трудно догадаться, что в таком варианте УДК станет очень грозным элементом ведения морского боя, который по своим возможностям «переплюнет» даже крейсера проекта 1144 в модернизированном под УКСК варианте. При наличии чёткого целеуказания и разведки, равных этому кораблю по боевой мощи против АУГ и других корабельных групп вероятного противника попросту не будет. На данный момент точно неизвестно, сколько самолётов на борт он сможет принять, хотя в сети ходят варианты от якобы источника – всего 16 единиц, плюс 4 БПЛА. Для корабля такого размера и того, что представлено на рендерах это полная чушь – даже Мистраль, который в 2 раза меньше, может нести до 32 лёгких вертолётов по типу Ка-27. Однако есть оговорка – в последнее время появилась информация о том, что УДК смогут брать на борт крупные вертолёты. Имеется ввиду Ми-8 и схожие по размерам, и тогда всё складывается как надо. Впрочем, это не основной вертолёт для будущего корабля и подъёмника под него нет, так что в расчёт брать не стоит – их приём будет редким, для доставки тяжёлых и объёмных грузов с берега дабы не заходить лишний раз в порт.

Источник: ИА"ОРУЖИЕ РОССИИ", автор - Алексей Китаев. На фото десантный катер "Серна" - в доковой камере УДК таких может быть до 4-х единиц.

И самое интересное мы оставили под конец. По некоторой информации УДК проекта 23900 будет не обычным кораблём, а выполненным по так называемой модульной схеме – очень спорной, но перспективной технологии. Она предполагает возможность установки опционального вооружения в зависимости от задачи – располагается такое оборудование в стандартных 20 и 40-футовых контейнерах. Так вот, имеются изображения от разработчика, где корабль буквально увешен этими контейнерами – 9 крупных единиц минимум. О том, какой смысл вкладывали разработчики в эти контейнеры говорить трудно, но на данный момент в нашей стране уже проходит испытания ударный вариант такого контейнера, где размещается до 4-х «Калибров». Так вот, «Калибры» бывают и противолодочные – ракето-торпеда 91Р в варианте для отечественного ВМФ бьёт на дальность до 100 километров. При использовании вертолётов Ка-27ПЛ такой контейнер может сыграть важную роль. А ведь он может быть и ударным – под ПКР или же тактические ракеты, что существенно расширяет границы применения.

Источник: forums.airbase.ru. На фото плакат от АК "Барс", являющейся владельцем судостроительного завода "Залив", который и строит УДК. Хорошо видны контейнеры (отмечены синим и фиолетовым), а также два лифта. По бокам расположены ЗРПК "Панцирь-М", отвечающие за ПВО.
Источник: forums.airbase.ru. На фото плакат от АК "Барс", являющейся владельцем судостроительного завода "Залив", который и строит УДК. Хорошо видны контейнеры (отмечены синим и фиолетовым), а также два лифта. По бокам расположены ЗРПК "Панцирь-М", отвечающие за ПВО.
Источник: forums.airbase.ru. На фото плакат от АК "Барс", являющейся владельцем судостроительного завода "Залив", который и строит УДК. Хорошо видны контейнеры (отмечены синим и фиолетовым), а также два лифта. По бокам расположены ЗРПК "Панцирь-М", отвечающие за ПВО.

Как можно судить, в УДК проекта 23900 заложено очень много возможностей и десантные далеко не самые главные. Причём эти возможности являются отличной альтернативой полноценным авианосцам – цена двух таких УДК равняется 100 млрд рублей, что, внимание, в 5 раз дешевле самой минимальной суммы для полноценного авианосца и в 10 раз меньше его реальной цены. Что лучше, построить 5-10 таких вот УДК, или же один авианосец?

Дорогой Друг, пожалуйста, поставь лайк, поделись в соцсетях и подпишись - нас почти 21 000. Спасибо каждому!