Паровоз грузовой серии СО.

15 August 2019

Продолжим экскурсию по музею Октябрьской железной дороги, первые части можете найти на моем канале.

7 ноября 1934 года Харьковский паровозостроительный завод построил первый советский магистральный товарный паровоз типа 1-5-0, которому была присвоена серия СО — Серго Орджоникидзе. Проект паровоза типа был разработан на базе паровоза серии Э. Переход от типа 0-5-0 к типу 1-5-0 позволял при сохранении той же нагрузки от колесных пар на рельсы значительно увеличить котел, а следовательно, повысить силу тяги по котлу, с целью обеспечения возможности увеличения технической скорости вождения грузовых поездов. Средняя нагрузка от движущей колесной пары на рельсы была около 17,5 тс. - это послужило основанием ставить после буквенной серии СО число 17 — СО17.

Грузовой паровоз СО17-2413
Вес паровоза в рабочем состоянии 98 т.
Вес паровоза с тендером 165 т.
Конструкционная скорость 70 км/ч.
Максимальная мощность на ободе колеса 2200 л.с.
Построен Красноярским паровозостроительным заводом в 1948г. к юбилею 30-летия ВЛКСМ
С 1955 г. работал на Октябрьской ж. д.
Передан в ЦМОЖД в 1992 г.

Машина паровоза серии СО имела такие же размеры, как и машина паровоза серии Э (диаметр цилиндров 650 мм, ход поршня 750 мм), но отличалась от неё конструкцией шатуна, спарников и наличием усиленных параллелей и пальцев кривошипов.

Относительно слабая экипажная часть паровоза серии СО, мощность которого значительно повысилась по сравнению с паровозом серии Э, являлась, как выяснилось впоследствии, наиболее уязвимым местом паровоза.

Паровозы серий СО и СОв строили Брянский, Харьковский и Ворошиловградский заводы до начала Великой Отечественной войны. В 1938 году начал выпускать паровозы Улан-Удэнский завод; первым локомотивом, построенным этим заводом 30 апреля 1938 года, был паровоз СО 17-1501.

В октябре 1941 году в район будущего Сибирского завода тяжёлого машиностроения" на станцию Злобино под Красноярском было перебазировано оборудование Брянского машиностроительного завода «Красный профинтерн». Первый паровоз СО 17-1600 красноярский завод выпустил в мае 1943 года.

Технические характеристики и описание почерпнуты из музейных аннотаций и сайта https://ru.wikipedia.org