От обвинения невиновного к здравомыслию и дальновидности

«Обвинять легче, чем защищать:

легче наносить раны,

чем исцелять их».

Марк Фабий Квинтилиан

Общественное недовольство-явление, которое всегда было и стихийным и довольно устойчивым. Чтобы быть ему, на это есть причина и не одна. Вопрос только в том, какова природа этой причины, иначе, в чем заключается мотив человеческого протеста. Предъявлять кому-либо претензии руководствуясь лишь своей амбицией, по меньшей мере, несправедливо. То же должно сказать и о критике тех, чьи комментарии основаны на бытующих слухах, мнениях, взглядах или на сложившихся в общественном сознании стереотипах.

Выражать массовое неудовольствие в адрес того большинства, на которое повесили ярлык по вине одного или нескольких - дело недобросовестное, так как не оправдано ни логикой, ни очевидной действительностью. Такое общественное недовольство - это лишь искусственно нагнетенное эмоциональное напряжение, психологически удручающее человека и настраивающее его на негативное восприятие окружающего каким бы оно не было. Отсюда и фобии, и подозрительность, и недоверие, а подчас и дизориентированность в определенных жизненных обстоятельствах, имеющая своим результатом подмену понятий, когда, например, белое именуют черным.

В высшей степени дискомфортно существовать в том самолично выдуманном мирке, в котором совершается нескончаемая трагедия. Так часто бывает, что человеческий взор либо по собственной вине, либо благодаря какой- то внешней причине, оказывается втянутым в миросозерцание сквозь тусклые, запачканные линзы. Что в результате? Набор представлений, далеко отстоящих от реальности происходящего, что, соответственно не может гарантировать и правдивость того вердикта, который кому-либо выносится. В итоге - суд над невинными- обстоятельство отнюдь не в пользу искомой обществом "социальной справедливости".

Очевидно проблема в том, что человек 21века не просто оказался в центре медийного воздействия, но и под бесперебойной атакой того информационного негатива, который активно преподносится различными СМИ. Речь не о бесполезности как таковых СМИ. Отнюдь. Ведь и они могут, а порой и являются рычагом, дающим возможность вещать о добре, о высших и духовно- необходимых человеческих ценностях. Имеется ввиду другое. Мы говорим, что с одной стороны человеческий рассудок вследствие разношерстной, а главное, беспрерывной подачи информации, оказывается бессильным переваривать ее, обдумывать то, насколько полезна она и насколько правдива. С другой стороны, в медиа- пространстве зачастую превалирует материал, вызывающий у человека откровенный испуг, разочарование, а порой и ненависть. Будь- то новость об очередном теракте или рассказ о политических междоусобицах, будь это сообщение о нагрубившем священнослужителе или о сбившем кого- то представителе правоохранительных органов,- постоянство такого рода информация не может не сформировать у человека соответствующее мироощущение, - люди злы и опасны, жизнь жестока, мир рушится, - и не оставляет человеку шансов взглянуть на мир под другим углом и увидеть в нем те звезды, которые просматриваются сквозь терние.

А может все не так уж и плохо? И следует лишь без заведомой предвзятости тщательно разобраться и беспристрастно взглянуть правде в глаза? Если, например, без всякого зазора совести некоторые обвиняют Церковь в политиканстве на том лишь основании, что в различных блогах и соцсетях именующие себя верными ее чадами сплошь и рядом обсуждают и комментируют тему об "Евроинтеграции"- справедливым ли будет такое резюме?

Для того, чтобы правильно ответить на данный вопрос нужно приложить минимум усилий, - выйти из собственной соцсети, выключить компьютер, подняться из кресел, и сходить в ближайший храм. Пообщайтесь с местным священнослужителем на вышеупомянутую тему, и вы непременно убедитесь, что в повестке его очередного дня во главе угла стоит все тот же вопрос- вопрос о спасении во Христе. Вне сомнений, что то же самое произойдет и в большинстве такого рода случаях. Очевидно, что и сегодня Церковь, как, собственно и на протяжении всей своей продолжительной и разнообразной истории, не смотря ни на что: ни на меняющиеся вокруг нее обстоятельства и условия, ни на глобальную общественную нестабильность во вкусах и взглядах,- не перестает быть верной своим главным цели и задаче. В первую очередь она занята исключительно теми вопросами, которые относятся к категории вечного, вневременного. Такова действительность, в которой может убедиться всякий, кто решится войти в ограду Церкви и приобщиться к ее Литургической жизни.

Те же верующие люди, которые активно, а иногда и эмоционально обсуждают какую - нибудь актуальную тему политической направленности в соцсетях, по- видимому таким образом выражают свою гражданскую позицию, и только. Причем этих сосредоточившихся на виртуальной «реальности» людей, уверен, меньшинство, быть может даже горстка. Поэтому для построения собственных выводов или обвинений логичнее было бы руководствоваться положением вещей, находящимся за ее пределами,- живым реальным опытом большинства. Ведь известно, чтобы в наибольшей степени понять и узнать человека недостаточно его фотографии и подписи, для составления подлинной и правдивой о нем картины необходимы его глаза, голос, жест, нужен он сам, живой.

И если мы искренне ищем правды, давайте будем мыслить глобалнее "vkontakt"-а и смотреть дальше, чем "facebook"!

P.S.По теме об "Евроинтеграции". Некоторые верующие обеспокоены судьбой Церкви в случае вступления Украины в ЕС. В частности волнует вопрос о том, будет ли Церковь продолжать свое существование в соответствующих условиях.

Данный вопрос совершенно не уместен не только вследствие сказанного Христом о созидаемой Им Церкви, которую не одолеют врата ада, но и потому, что эти слова неоднократно становились плотью,- как в начале новой эры, так и на протяжении почти всего без малого 20 века. Дерзкая попытка в корне уничтожить Церковь и последователей Христовых, не увенчавшаяся ожидаемым успехом, в конечном счете, стала лишь свидетельством всемогущества Бога, с одной стороны, - с другой же доказательством неотмирности происхождения Церкви, ее Богоучрежденности, проявившейся в колоссальной жизнеустойчивости в условиях варварского геноцида. Не по зубам оказался атеисту-палачу камень Христовой веры...

Протодиакон Геннадий Пекарчук