«Человек запоминает эмоции, а не события»: как точно не стоит называть свой бизнес

Привлечь клиентов может не только качественный товар и низкие цены, но и классный маркетинговый ход. Блог «Своё дело» выяснил, как не переборщить с креативом в выборе названия бизнеса.

Как давно вы заходили поесть блинов в «Теремке»? Ну, вот те, кто сейчас отбывает срок за своё преступление, точно туда не заглядывают. Зато для них есть «Тюремок» — доставка передач в СИЗО и колонии. И слоган-то какой: «Легко заказывать — приятно получать».

Для любителей путешествий по галактике в Ростове-на-Дону есть магазин разливных напитков «Хан Солод». Пивные войны вам обеспечены. И если что, Чуи, мы дома.

Любители десертов, если будете в Краснодаре, загляните к деду. К «Сладкому деду». Говорят, что у него вкусная и свежая пахлава. Если вы понимаете, о чём речь…

— Особенно смешно то, что, как говорится, «ниже пояса» или на грани цензуры. Именно поэтому всякие глупые и вызывающие названия создают вирусный эффект. Все хотят поскорее поделиться таким приколом со своими друзьями. Например, мне недавно прислали скриншот странички с эко-вареньями из Инстаграма. На нём баночка с мандариново-облепиховым вареньем под названием «Мандапиха»», — рассказывает специалист по неймингу и разработке слоганов Светлана Свиридова.

Практически каждый рыбак на Урале знает екатеринбургскую «Козявочную». В этом киоске можно приобрести рыболовные принадлежности и наживку. Владелец бизнеса — какой-то очень креативный Дуремар.

— Или вот ещё пример — мыло ручной работы SOOQA. Их страница есть в «Вконтакте». Там не только название магазина стало вирусом, но и брендинг продукции и контент, сопровождающий её. Вирус пошёл настолько круто, что у владельца берут интервью и репостят во всех соцсетях.

— Это ни в коем случае не говорит о том, что всем срочно надо искать для своих услуг или компаний смешное название. Нет! Адекватность и логику плюс изучение целевой аудитории никто не отменял. В первую очередь прежде, чем приступать к разработке названия, надо учесть именно целевую аудиторию, — объясняет Светлана Свиридова.

Вряд ли о своей аудитории подумали создатели бизнеса «Срублёвка». Вероятно, им хотелось придумать название, созвучное элитному району «Рублёвка». И сделать акцент на том, что они строят дома из сруба. Но получилась «сру-блев-ка». Такое себе.

Если бы раздавали призы за лучший каламбур в нейминге, то он явно достался бы компании, которая занимается бурением на воду для дома и сада. «КоломБур». Понятно? Тут хоть кол на голове теши, пробурят всё. Особенно твоё замшелое чувство юмора.

— Смешное название — это всегда эмоции. А человек запоминает эмоции, а не события. Поэтому такие названия обращают на себя внимание, вызывают интерес, врезаются в память. О них говорят и хотят узнать, что это, попробовать, прикоснуться, стать клиентом, — объясняет Свиридова.

А вы хотите стать клиентом центра проктологии «Золотое сечение»? Наверное, создатель имел «5» по геометрии или мечтал стать фотографом. Но все пошло через… проктологию. Ну и правильно. Прибыльное дело. Золотое!

Медики вообще весёлые ребята. Сеть московских женских консультаций имеет гордое название «МедОк». Любишь медок? Люби и холодок. Так, да?

Смотрели «Крёстного отца»? А «Запах женщины»? Аль Пачино — герой на все времена. Вряд ли он в курсе, что в Ярославле и Воронеже ремонт сотовых телефонов называется IPochino. И хорошо, что не в курсе.

Как не превратить свой бизнес в ходячий мем

Светлана Свиридова даёт несколько советов, которые помогут придумать уникальное, уместное название, с которым можно смело выходить на рынок и покорять вершины бизнеса.

1. Никогда не называйте компанию созвучно брендам конкурентов, даже если они находятся в другом городе. Особенно если название конкурента зарегистрировано как торговая марка. Вас могут затаскать по судам — это точно.

2. Не называйте компанию смешно, аляповато или вызывающе, если ваша аудитория — солидные и серьёзные люди, а вы предоставляете профессиональные услуги. Сначала обозначьте, кто ваша ЦА, а потом думайте, какой стиль названия она воспримет нормально.

3. Не называйте компанию слишком часто и широко используемыми простыми словами.Например, пресловутая «Фортуна»: это может быть ломбард, мастерская, магазин продуктов, парикмахерская, кафе и т. п. Такое название не будет оригинальным и конкурентоспособным. И зарегистрировать его будет весьма и весьма затруднительно, а чаще всего просто невозможно.