Рецензия | Сериал "Крах"

01.05.2018

⠀

Сериал "Крах"

Как обычно, сразу к главному - смотреть обязательно. Слово "The fall" в контексте сериала невозможно перевести на русский, это "падение в бездну", "полное крушение всего", и название "Крах" не особенно передает суть сериала. Это тягучая, липкая, страшная, достоверная, тяжёлая, безысходная криминальная драма о противостоянии психопата-убийцы и женщины-полицейской, ведущей его дело. Личность убийцы известна зрителям с самого начала, история идет параллельно - и расследование, и жизнь убийцы, заметающего следы. Главный вопрос сериала не "кто же этот серийный убийца" а "как жить всем этим людям после того, как это закончится, и закончится ли". Сериал больше похож на скандинавский нуар, чем на детектив, это тяжелая драма о потере человечности. Человечность потерял не только серийный убийца, лихорадочно ищущий выход, и оттого особенно опасный, как крыса в углу; на грани потери человечности и женщина-следователь, такая же умная, хладнокровная, впившаяся в дело зубами, но связанная рамками закона, и поэтому всегда отстающая от убийцы на шаг.

Сериал о страданиях: страданиях протагониста и антагониста, о страданиях их близких, о погружении во тьму, из которой не будет выхода, никогда. Это лучшая роль Джиллиан Андерсен - она блестяще сыграла роль Стеллы Гибсон, женщины из холодной стали, которая раскрывает преступления силой интеллекта и настойчивостью. Но в отличии от Сары Лунд, из "Убийства", Стелла Гибсон более расчетлива. Сара Лунд это вцепившийся мёртвой хваткой пёс, а Стелла Гибсон это талантливый манипулятор. Её главный дар это интеллект. Сильная роль у убийцы-психопата - такого же умного и ловкого манипулятора. Но при этом хорошо показано, как отличается его образ от образа маньяков из американской кино-культуры, из фильма "Семь", например.

В американских фильмах маньяк это шоумен, создающий "произведения искусства", пророческие инсталляции, в общем, то, что можно хорошо продать (американский зритель это любит. Ведь почему кто-то что-то делает в Америке? Например, почему в Америке серийный убийца-психопат убивает людей? Очевидно, для того, чтобы заработать или стать знаменитым!). В американском кино преступления защищены авторскими правами, им сразу хотят подражать другие убийцы - срочно копировать то, что хорошо продается, пока рынок эластичный. Здоровый взрослый человек понимает, что так не бывает.

Серийные убийцы страшные люди, больные люди, они не творцы - они наркоманы в последней стадии; их мозг лихорадочно работает, выискивая пути получения новой дозы, чтобы отсрочить ломку. У них нет ни желания ни сил выяснять, не скопировал ли какой-нибудь другой серийный убийца их "произведения". Их жизнь это страдание, и жизнь их близких это ещё большее страдание, это и есть падение в бездну, о котором рассказывает сериал "Крах". И когда два таких человека встречаются по разные стороны баррикад - ты убегаешь, я догоняю - получается очень хорошее кино.

Сериал состоит из трёх сезонов, которые продолжают друг друга, можно сказать, что это один сезон из трёх частей; третий сезон получился довольно слабым, по сравнению с первыми двумя, так что его Советчик не рекомендует к просмотру - не посмотрев третий сезон ты ничего не потеряешь. Но первые два смотреть обязательно.

Хотя в третьем сезоне ставится окончательная точка в рассказе, так что если ты хочешь узнать, чем же всё таки закончилась - окончательно - эта история, придется посмотреть третий сезон.

Итоговая оценка: 10 советов из 10