Зачем писать мемуары: мнение графа С.Д.Шереметева

31 October 2020
С.Д. Шереметев с гостями в Остафьеве 7 июля 1908 Слева направо: барон де Бай, К.Б. Алмазов, С.Д. Шереметев, Б.Б. Шереметев, А.К. Варженевский, С. Ф. Платонов, Н.З. Панов, Н.И. Штегман
С.Д. Шереметев с гостями в Остафьеве 7 июля 1908 Слева направо: барон де Бай, К.Б. Алмазов, С.Д. Шереметев, Б.Б. Шереметев, А.К. Варженевский, С. Ф. Платонов, Н.З. Панов, Н.И. Штегман

Сергей Дмитриевич Шереметев, отвечая на вопросы тех, кто не совсем понимал, зачем он пишет свои мемуары и воспоминания, написал так:

«Иные критически относятся вообще к запискам и недоумевают о цели их. А я скажу этим досужим критикам: неужели им не доставляет удовольствия сохранить черты лиц близких или таких, с которыми в жизни приходилось сходиться на том или другом поприще, или же просто в дружной семье в молодости, столь от нас далекой, о которой воспоминание не может заглохнуть в нашем сердце? Неужели им не приятно сохранить фотографические снимки с этих дорогих или просто приятных лиц, переносящих вас в хорошее прошлое, от которого вы никак не можете отвернуться, которое вам дорого и близко? Не то ли самое и записки, не те ли это фотографические снимки, не тот ли это фиксатив, который удерживает следы бледнеющего и стирающегося карандаша, и путем такого сохранения не раз, может быть, сохранит ту или другую, дорогую, подчас и семейную и историческую черту?»

В мемуарах графа Сергея Дмитриевича Шереметева уделено особое внимание истории усадеб, принадлежавших семье Шереметевых. Эти воспоминания, дополненные семейными фотографиями графов Шереметевых, создают неповторимую и многогранную картину давно ушедшей жизни, в которой Шереметевы были покровителями искусств и меценатами, а также новаторами во многих сферах — от пожарного дела до строительства первых подводных лодок.

В книге «Образ усадьбы в фотографиях и воспоминаниях графов Шереметевых. В собрании музея-усадьбы Останкино» использованы фотографии и другие материалы Московского музея-усадьбы Останкино.