5 крупных катастроф в СССР, не получивших широкой огласки.

02.05.2018

В СССР умалчивалось о многом. Свобода слова была лишь мечтой, осуществлялся строгий контроль над СМИ.

В современном мире новости слишком доступны — отчасти это привело к массовой манипуляции сознанием людей. В советское же время модель полного спокойствия и порядка была отлажена до идеала. Советским гражданам не сообщалась информация о масштабных катастрофах, о коррупции, о насилии, об агрессии — берегли психику. Так создавалась иллюзия, что в огромной стране все хорошо и отлажено, экономика развивается, прогрессирует.

1. Гибель теплохода «Александр Суворов» (1983)

Круизный теплоход, шедший по маршруту Ростов-на-Дону — Москва, на максимальной скорости (25 км/ч) вошел под несудоходный пролет Ульяновского моста через Волгу и по инерции прошел под мостом еще 300 метров. В результате у судна была буквально срезана вся верхняя часть: рубка, кинозал, дымовые трубы. Ситуация усугубилась тем, что в это время по мосту шел грузовой поезд. Из-за столкновения теплохода с мостом поезд был смещен на 40 сантиметров. В результате часть вагонов опрокинулась, и их груз (уголь, зерно, бревна) высыпался на теплоход, увеличив количество жертв.Число погибших, по разным данным, составило от 176 до 600 человек. Трудности с подсчетом связаны с тем, что корабль был перегружен. Кроме 330 пассажиров, 50 членов экипажа и 35 человек обслуживающего персонала, на борту не вполне официально находились знакомые и родственники членов экипажа. На свое несчастье, большая часть пассажиров находилась на верхней палубе (в кинозале и на танцплощадке), полностью уничтоженной во время столкновения с мостом, — отсюда и большое число жертв.Одной из главных причин трагедии, происшедшей поздним вечером, было отсутствие сигнальных огней на мосту. К тому же на злополучном несудоходном пролете стояла будка путевого обходчика, походившая в темноте на сигнальный щит, обозначавший судовой пролет.

2. Взрыв баллистической ракеты на Байконуре (1960)

Взорвалась новейшая на тот момент разработка - ракета Р-16. Председателем Государственной комиссии по испытаниям Р-16 был сам главнокомандующий Ракетными войсками стратегического назначения (РВСН) — маршал артиллерии М. И. Неделин. Хотели сделать подарок к 43-й годовщине Октябрьской революции, осуществить первый пуск до 7 ноября.

В спешке было нарушено много правил техники безопасности. В результате произошел преждевременный запуск двигателя и взрыв ракетного топлива. Сгорели и позже скончались от ожогов и ран, по разным данным, от 92 до 126 человек. Среди погибших был и маршал Неделин.

Информация о трагедии была засекречена. Маршал Неделин, согласно официальному заявлению, «трагически погиб в авиационной катастрофе».

3. Столкновение авиалайнеров над Днепродзержинском (1979)

Эта авиакатастрофа — одна из крупнейших во всем мире. По числу жертв в истории СССР она занимает второе место, а среди столкновений самолетов в мире — третье.

В небе над Днепродзержинском (Украинская ССР) столкнулись два самолета Ту-134 авиакомпании «Аэрофлот» (рейсы Челябинск — Кишинев и Ташкент — Минск), в результате чего погибли все находившиеся на них 178 человек. Среди погибших оказались 17 игроков узбекского футбольного клуба «Пахтакор». В тот день на наиболее напряженном секторе находился неопытный диспетчер. Ситуация осложнялась еще и тем, что один из трех воздушных коридоров «забронировали» для высокого чина - Черненко, который должен был в тот день лететь к отдыхавшему в Крыму Брежневу.

Когда диспетчеры увидели, что самолеты идут наперерез друг другу, они дали команду одному из бортов набрать высоту. В эфире прозвучал ответ: «Понял». Диспетчеры успокоились, решив, что команда выполняется нужным самолетом. На самом деле ответил экипаж третьего самолета — Ил-62, летевшего в Ташкент. Через минуту два Ту-134 столкнулись в воздухе…

В итоге хоть данная авиакатастрофа и не получила широкой огласки в СССР (только в газете «Советский спорт» была помещена крохотная заметка о гибели «Пахтакора»), но на международном уровне она не замалчивалась.

4. Гибель двух поездов под Уфой (1989)

Земля и лес выгорели на многие десятки метров по обе стороны железной дороги.
Земля и лес выгорели на многие десятки метров по обе стороны железной дороги.

Эта катастрофа — крупнейшая в истории отечественного железнодорожного транспорта. В момент встречного прохождения двух пассажирских поездов — «Новосибирск — Адлер» и «Адлер — Новосибирск» — произошел мощный взрыв. Из 1370 пассажиров (среди них были 383 ребенка) погибли 575 человек (по другим данным — 645), из них 181 — дети; ранены 623 человека.

Взрыв был такой силы, что ударной волной выбило стекла в соседнем городе, расположенном более чем в 10 километрах от места происшествия, а огненный столб был виден и вовсе за 100 километров.

Да что там соседний город! От взрыва сработал сигнал тревоги североамериканской системы противовоздушной обороны (НОРАД)! Американцы решили, что «Советы» испытали очередную атомную бомбу. По оценкам экспертов, мощность взрыва почти сравнялась с силой ядерного взрыва в Хиросиме.Оказалось, что на проложенном неподалеку трубопроводе Западная Сибирь — Урал — Поволжье, по которому транспортировали сжиженную газобензиновую смесь, образовалась пробоина в полтора метра. Вышедший через пробоину газ скопился в низине, неподалеку от железнодорожного полотна.

Часть вагонов разорвало в клочья, остальные сгорели.
Часть вагонов разорвало в клочья, остальные сгорели.

За считанные часы до катастрофы приборы показывали падение давления в трубопроводе. Однако вместо того, чтобы искать утечку, дежурный персонал лишь увеличил подачу газа для восстановления давления. В итоге под увеличившимся давлением вытекло еще больше газа. Машинисты проходивших поездов предупреждали диспетчера участка, что на перегоне сильная загазованность, но этому не придали значения.Возгорание «газового озера» было делом времени. Что привело к взрыву — выкинутая из окна поезда сигарета, искра из-под колес при торможении, — уже не установить. Равно как и причину появления пробоины в трубопроводе — из-за коррозии или от ковша экскаватора.

5. Гибель под Ленинградом самолета с командным составом Тихоокеанского флота (1981)

Во время взлета с военного аэродрома в городе Пушкин (под Ленинградом) потерпел крушение транспортный самолет Ту-104, в котором находились командующий Тихоокеанским флотом, и почти все руководящие чины.

В один момент Тихоокеанский флот лишился командования. Всего погибло 52 человека, среди них — 16 адмиралов. Для сравнения: за всю Великую Отечественную войну советский флот потерял всего четырех адмиралов.

Причиной трагедии послужила перегрузка самолета. Помимо тяжелых сейфов с картами и документами, пассажиры везли множество дефицитных товаров, которые начальство смогло достать в Ленинграде: бытовую технику, мебель, фрукты. Экипаж понимал, что самолет перегружен, и сообщил об этом диспетчеру, но тот возражать высокому начальству не посмел.

Перегруз хвостового отсека, внезапно усилившийся ветер, неправильная центровка самолета и, вероятно, сместившийся после взлета груз — все это привело к катастрофе. Очевидцы вспоминали, что после крушения вся полоса была засыпана дефицитными апельсинами.