Почему на флотских брюках не было ширинки?

27.01.2018

Известны две романтические версии появления клапанов на матросских брюках:

1.Царь Пётр, проходя по набережной, увидел матроса занимающегося любовью с женщиной в кустах и мелькавшего своей голой "кормой"на виду у прохожих, после чего издал указ:

"Матросы отродье хамское, но девки их любят и впредь, дабы они не позорили флот Российский, штаны им шить указанного покроя — передняя часть чтобы откидывалась, задняя прикрывала зад!"


2. Вторая версия не менее интересная:

Екатерина Великая решила посетить о.Котлин - Кронштадт на вёсельной шлюпке с гребцами, при переходе у матроса,сидящего на вёслах напротив императрицы, из ширинки вывалился его прибор, который царица наблюдала пока шлюпка не причалила в Кронштадте, после чего и был издан указ, запрещающий пошив матросских брюк с ширинкой.

На самом деле всё было гораздо прозаичнее, рассмотрим же вопрос со всех сторон.

Лацбант - это особая форма покроя передка матросских брюк, когда вместо переднего разреза с пуговицами есть клапан, который застёгивается по бокам у карманов.

Спереди брюк имелся откидной клапан, и вместе с широкими штанинами такая модель брюк давала возможность моряку, упавшему в воду, быстро освободится от одежды и всплыть. Когда две боковые застежки расстегивались то стоило быстренько поболтать ногами в воде и за счет широких клёшей брюки сами соскальзывали, не задевая ботинок.
...
Наличие спереди откидного клапана (лацбанта) позволяло свободно перемещаться по реям и узким проходам, не рискуя зацепиться за что-либо. Широкий, свободный покрой матросских брюк, как и фланелевок, также продиктован практическими соображениями. В море бывает дорога каждая секунда. Надо иметь такую форму, которую можно надеть практически мгновенно.

В эпоху парусного флота матросы чаще ходили босые, а деревянные палубы то и дело скатывали и мыли. Чтобы не замочить брюк, матросы подворачивали их до колен, а это можно было сделать только при достаточной их ширине. Очень важно, что широкие брюки легко снять в воде при падении за борт. Так или иначе, но современное стремление заузить их (опять-таки, как и фланелевку) противоречит настоящим морским традициям.

На самом деле лацбант когда-то был вполне массовым элементом одежды, и не только у моряков. Если у вас есть фрак и фрачный комплект, то у вас тоже нету ширинки или гульфика на брюках! Странное родство - матрос и его штаны, аристократ и его штаны…

Брюки 1830 год:

Еще довольно молода заглаживаемая на флотских брюках складка: эта «новинка» появилась лишь в начале XX века и сразу же придала морскому костюму удивительную законченность и элегантность.

День сегодняшний не радует.

Министр обороны Сергеев (закончил ЧВВМУ им. Нахимова) знал, как больнее ударить по традициям, внешнему виду флота: изъят из ношения бушлат, введены стандартные брюки с ширинкой. «Экономия», так сказать, на "боевых и революционных традициях".

Недаром в "Капитальном ремонте" Л.Соболева есть такой диалог:
- А знаете, будущий адмирал, неостроумные у вас штаны, ей-богу!..
- Форма. Кроме того, обычная прорезь была бы безобразной. Ведь брюки спереди ничем не прикрыты.

Да вот сами посмотрите:

Тому, кто ЗНАЕТ, как должна выглядеть морская форма, смотреть на это неприятно. Да ещё у второго справа бляха, как у нас говорили, на яйцах висит, это какой-то позор...
Что уж говорить о том, что ткани для формы стали совсем другими, в моё время сверху донизу не было ни одной искусственной нитки, только хлопок и шерсть, зимой ли, летом ли. Хотя нет, вот пуговицы на брюках и внутри фланелевки, к которым крепился голубой матросский воротник, и на рукавах белой форменки были пластиковые - и это всё.

Вот как романтично описывалась матросская форма в своё время:
"Вид у него был что надо! Чёрные флотские брюки "клёш" с матросским клапаном на детородном органе отдают дёгтем. Бескозырка на затылке с полуметровами "косичками" и золотыми якорями на концах ленточек светится как нимб у святого.
Широкий ремень с медной якорной бляхой сияет, как начищенный иконостас..."

Части текста и снимки я взял здесь:https://ok.ru/yuzhnyforp