История табачного креатива в России

497 full reads
759 story viewsUnique page visitors
497 read the story to the endThat's 65% of the total page views
3,5 minutes — average reading time
This article contains information about products that may be harmful to your health.
История табачного креатива в России

"Уголок Курильщика" уже выпускал множество материалов по теме табачного креатива и его истории связанной с именами мировых табачных производителей. Но по большей части эти статьи были о зарубежных фабриках и марках. А что же Россия? А наша страна никогда и не стояла в стороне! И как раз сегодня я расскажу вам, как же дела с развитием табачной упаковки обстояли в нашем отечестве.

История табачного креатива в России

Как и во всём мире, на начальном этапе, никакой табачной упаковки не существовало. Я имею в виду индивидуальной. Сигары и табак если и имели собственную упаковку, то получали её непосредственно в табачной лавке, после покупки. И этот период мы пока рассматривать не будем, а начнём сразу с конца 19 века, когда относительную популярность получили папиросы и сигареты, а курительный табак наконец-то начал доминировать над нюхательным.

История табачного креатива в России

Довольно долгое время вид потребления табака в папиросах и сигаретах не был шибко распространён в народных массах, оставаясь привилегией высших сословий. Этому есть логическое объяснение. Практически весь табак и бумага были "импортными", а сигареты изготавливались в малых объёмах и только вручную.

История табачного креатива в России

Именно по этому папиросы конца 19 века и в оформлении, и в названиях своих имели чёткую ориентацию на высшие сословия. Так, сложно представить в руках бедноты табак с такими названиями как "Конгресс", "Аристократические", "Роскошь", "Литературный". Отдельной тематикой стали упаковки и табака, и папирос посвящённые различным увеселительным заведениям. И это не потому, что на Руси все бухали беспробудно, а потому что театры, рестораны и кабачки были традиционно нейтральной территорией для встреч самых разных людей.

История табачного креатива в России

Так у фабрики Шершевского были довольно популярные папиросы "Альбом Артистов", чьё название напрямую отражало их основную "фишку" - в лэйбл папирос включались портреты известных на тот момент артистов выступавших во всех этих общественных заведениях.

История табачного креатива в России

Но как вы наверное уже заметили, первые образцы упаковки были довольно примитивными. Большую часть дизайна составлял текст, и всё разнообразие скрывалось лишь в его пропорциях. Это связано с примитивностью печати пуансонами, деревянными формами с вырезанным на них текстом. Такой способ печати не отличался чёткостью границ, да и разнообразием тоже. Были конечно ещё и металлические формы, но они были тяжелы, неудобны и сильно повышали цену конечного продукта.

История табачного креатива в России

Истинным толчком для развития и табачной упаковки, и рекламе вообще, дала промышленная революция конца 19 века. При том в России табачная упаковка развивалась так же как и во всё мире. Ну, может, с некоторым опозданием. Так в 1870-х быстро набрала популярность технология литографической печати, позволяющая использовать больше цветов, включать в оформление орнаменты и более детализированные образы.

История табачного креатива в России

Но всё-таки первые табачные пачки ещё довольно долго сохраняли традиционный тип оформления, сформированный ещё при технологии пуансонной печати. Большую часть табачного лэйбла по-прежнему занимал текст. По тем же традициям размером шрифта выделяли название табака (папирос) и наименование фабрики его производившей. Остальное пространство отдавалось на незначительные детали, плашки, рамки и орнамент, а вот художественные образы на самой упаковке появились позднее.

История табачного креатива в России

Самые популярные стили, как в Европе, так и в России, что использовались в табачной упаковке и не только, были романтический рококо и помпезный барокко. Широко использовалось и так называемое "английское письмо", с его безупречными линиями и высоко детализированными акцентами.

История табачного креатива в России

В 1850 - 1860-х произошёл новый поворот в доминирующем стиле. Им стал так называемый "греческий" стиль, с его строгими геометрическими формами, симметрией и логичным распределением элементов в композиции. Тому способствовали открытия археологов тех времён исследовавших античные города. Едва ли не обязательными элементами оформления табачных лэйблов тогда стали изображения различных античных образов - гриффонов, амуров, лавровых венков и т.п.

История табачного креатива в России

Но наиболее яркими стилями стали конечно же арт-нуво и арт-деко с их плавными , выверенными линиями, яркими цветами и разнообразием деталей. Пример такой стилистики отражался в дизайне папирос которые поставлялись для Александра III - "Петербургские" и "Одесские". Не менее интересно оформление папирос "Sante" ("Здоровье"), да, на рубеже веков курение табака в России считалось не только безвредным, но и полезным.

История табачного креатива в России

Особым признаком табачного дизайна конца 19 века являлись и такие казалось бы малозначительные детали, как оттиски медалей и различные автографы производителей. На самом деле изображение медалей, в отличие от современности, действительно говорили о качестве и признании марки. И уж тем более изображения медалей не печатались от балды. Каждый такой оттиск - свидетельство признания на какой-либо ярмарке или выставке. А вот автографы производителей в композиции лэйбла действительно являлись лишь частью оформления, призванные придать значимости марке.

История табачного креатива в России

Отдельной частью, в этом случае обязательной, но не являющейся частью дизайна табачной пачки являлась акцизная лента, бандероль, свидетельствующая не только о легальном происхождении продукта, но и об установленной цене на табак. Акциз представлял собой орнаментальную бумажную ленту приклеенную к пачке табака или папирос. Цвет ленты соответствовал сорту табака, его качеству и конечной цене.

История табачного креатива в России

Ещё одним важным элементом дизайна любой марки была так называемая "техничка" - указание сорта табака, количества папирос в пачке, цену и место производства. Информация была важной, но в образе оформления вторичной и чаще всего эти блоки как-то особо не выделяли.

История табачного креатива в России

Дизайн табачной упаковки времён царской России безусловно интересен и это очень глубокая и интересная тема, но пока я позволю себе остановится. А в следующем обзоре разберёмся с развитием табачной упаковки уже времён СССР. А пока... Ставьте лайк если пост вам понравился и интересно продолжение!

История табачного креатива в России

Все статьи, дегустации и прочий материал "Уголка Курильщика" можно отыскать на страничке Навигатора .

Если понравился пост, ставьте, пожалуйста, лайк, чтобы я знал, какие новости Вам наиболее интересны.

Подписывайтесь на мою ленту и будьте в курсе самой увлекательной и познавательной информации о табаке и культуре его потребления!

И помните: курение вредит Вашему здоровью!