Радость и скорбь Благовещения

06.04.2018

В этом году мы станем свидетелями очень редкого совпадения: праздник Благовещения приходится на Великую Субботу. Начало нашего спасения совпадает с его венцом, пришествие Спасителя в мир — с Его смертью и сошествием в ад. Как совместить радость о скором воплощении Господа с чувством скорби?

Мать говорит Христу:
— Ты мой сын или мой
Бог? Ты прибит к кресту.
Как я пойду домой?

Как ступлю на порог,
не поняв, не решив:
ты мой сын или Бог?
То есть, мертв или жив?

Иосиф Бродский

В церковном календаре порой случаются удивительные и на первый взгляд странные совпадения праздников. Происходит это оттого, что наряду с праздниками, имеющими фиксированную дату, есть и переходящие, главный из которых — Воскресение Христово, Пасха, приходящаяся каждый год на разные числа. В этом году мы станем свидетелями очень редкого совпадения: праздник Благовещения выпал на Великую Субботу, Субботу Покоя, что происходит примерно раз в 25 лет. Но перед тем как размышлять об этом, вспомним историю самого праздника Благовещения.

Около двух тысяч лет назад в маленький городок Назарет был послан Богом Архангел Гавриил для того, чтобы возвестить юной Деве по имени Мария о том, что у Нее вскоре родится Сын, Который «наречется Сыном Всевышнего».Мария в раннем детстве была отдана на служение при храме, но, когда Ей исполнилось 14 лет, по закону Она не могла больше оставаться там. Нужно было либо вернуться в отчий дом, либо выйти замуж. Но родители Ее уже умерли, а замужеству препятствовало то, что Дева Мария дала обет целомудрия. Тогда священники, не желая, чтобы Она осталась без покровительства, формально обручили Ее известному своей праведностью восьмидесятилетнему старцу Иосифу. К моменту явления Архангела Пречистая Дева была уже обручена Иосифу, но брак заключен еще не был.

И вот Архангел является Богородице со словами: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами». Эти слова поразили и смутили Деву, но Архангел успокаивает Ее: «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога...», а затем предрекает, что Она родит Сына и назовет Его Иисус, и Он будет не просто отмечен благодатию Божией, но будет Сыном Самого Бога.

Но Мария дала Господу обет девства, и поэтому закономерен Ее вопрос: «Как будет это, когда я мужа не знаю?» Архангел Гавриил же объясняет Ей, что зачатие будет бессеменным, что Дух Святой сойдет на Нее. Мария отвечает: «Се, раба Господня; да будет Мне по слову твоему».

Удивителен своей кротостью и покорностью воле Божией этот ответ. Ведь по еврейскому закону незамужних женщин, «имеющих во чреве», предавали мучительной и позорной смерти, побивая камнями у городской стены. Да и само известие о том, что у Нее родится Сын Божий, могло бы вызвать недоверие либо стремление избежать такой ответственности. Но Дева Мария всецело полагается на Господа и смиренно принимает повеление Архангела.

Старец же Иосиф был добр и праведен и, заметив в Марии признаки будущего материнства, не захотел предать Ее на казнь и хотел тайно отпустить Ее от себя. Но во сне Иосифу явился Ангел, который объяснил, что Мария родит Спасителя мира и в зачатии нет греха. Тогда Иосиф, чтобы не оставлять попечения о Пречистой Деве, сочетался с Нею браком и оберегал Ее в пути в Вифлеем, где и родился Христос, Сын Божий.

С Благовещения начинается приход в наш мир Господа, Который открывает людям двери спасения, и поэтому икону Благовещения помещают на Царские врата иконостаса. Важно помнить и то, что Богородица была той «дверью», через которую Спаситель пришел к людям, и воплощение Бога Слова стало возможным не только благодаря Божественному произволению, но и благодаря согласию с ним свободной воли человека. Если бы Дева Мария по какой-то причине отказалась от возложенного на Нее испытания, то невозможным стало бы рождение Христа и спасение человечества.

Со многих храмах существует красивая традиция: на праздник Благовещения в небо выпускают голубей, ведь именно в виде голубя являлся Дух Святой… И в университетском храме мученицы Татианы в субботу после Литургии в небо полетят птицы.

Как же относиться к совпадению праздника Благовещения с Великой Субботой? Ведь Страстная Суббота — день, когда Господь после страданий на Кресте сошел во ад, и называется она Субботой Покоя подобно той ветхозаветной субботе, когда Господь «почил от всех дел Своих», создав наш мир. Как совместить радость известия о грядущем воплощении Господа с чувством потерянности, скорби, поколебленности всех основ от сознания того, что Господь умер и пребывает в аду?.. Как непривычно будет услышать на одной службе и скорбные песнопения Страстной Субботы, и радостный тропарь Благовещения…

Но на самом деле совпадение праздников глубоко символично: в один и тот же день мы видим начало и завершение воплощения Спасителя, можем на одной только службе пройти вместе с Ним путь Его от начала и до конца... Но не все знают, что каждая служба в Церкви имеет такой же смысл, ведь на каждой литургии прослеживаются события всей земной жизни Спасителя: например, во время малого входа с Евангелием — выход Господа на общественное служение, во время Евхаристического канона — конец этого служения и крестная Жертва… А на всенощном бдении воспоминается история всего мира от его сотворения. Только эта символика служб менее заметна, чем совмещение песнопений и чтений совпадающих праздников. Поэтому, по сути, в службе Страстной Субботы этого года не будет ничего из ряда вон выходящего…

С другой стороны, совпадение праздников помогает нам глубже вдуматься в события Благовещения и посмотреть на них несколько под другим углом.Знала ли Дева Мария, когда Архангел возвещал ей благую весть, что чудо и радость рождения Сына сменятся горем и страданием Голгофы? Конечно знала, уже хотя бы потому, что наверняка читала многочисленные пророчества о грядущем Мессии. И тем не менее не противилась воле Божией. Оттого и стало возможно спасение человечества, но вместе с этим и горе Матери, рыдающей у Креста, видящей Сына во гробе. Оттого и соединяются в службе Великой Субботы ликующее «Богородице Дево, радуйся!» и скорбное «Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе Егоже во чреве без семени зачала еси Сына…» Как пишет и Иосиф Бродский:

Он говорит в ответ:
— Мертвый или живой,
разницы, жено, нет.
Сын или Бог, я Твой.

Светлана Климова, "Татьянин день"