Как Норвегия с большими запасами нефти стала лидером по продажам электромобилей

29 December 2018

К концу 2018 года на электромобили приходится около 30% продаж новых машин в Норвегии. Для сравнения, в целом по Европе этот показатель не превышает 2%, а в США составляет порядка 1-2%.

Как пишет издание The New York Times (NYT), ключевой фактор успеха электромобилей в Норвегии — это большие субсидии и льготы на приобретение этого автотранспорта. Чтобы стимулировать продажи, норвежское правительство отменило пошлины на импорт автомобилей с электромоторами, а также налоги на их регистрацию и продажу покупателям. Владельцы бесплатно ездят по платным дорогам, пользуются паромами, скидками на парковку и автобусными полосами в перегруженных центрах городов. Планируется, что к 2025 году в Норвегии будут продаваться только автомобили с нулевым уровнем выбросов вредных веществ.

Благодаря поддержке правительства в Норвегии сильно распространены электромобили
Благодаря поддержке правительства в Норвегии сильно распространены электромобили

Правительству Норвегии успешно удалось увеличить количество электромобилей на дорогах за счет экономики, богатой благодаря добыче нефти. Согласно отчету ОПЕК, по состоянию на 2016 год Норвегия занимала 13 место в рейтинге стран по добыче нефти.

Льготы, которые в 2018 году обошлись правительству почти в $1 млрд, будут постепенно сокращаться к 2021 году, хотя стоимость проезда по платным дорогам для владельцев электромобилей все равно составит половину той суммы, которая будет взиматься с автомобилей с бензиновым двигателем. Постепенно планируется заменить субсидии на электромобили более высокими налогами на традиционные автомобили.

Использование налогов в качестве стимула для перехода на более чистую энергию для автомобилей может оказаться непростым делом для правительства. Несмотря на то, что в стране высокий уровень дохода, цены здесь также выше, чем в целом по Европе.

Внедорожник Tesla Model X, который выбирают состоятельные эколого-ориентированные норвежцы, стоит около 900 000 крон (7 млн рублей). При этом премиальный внедорожник Volvo XC90 стоит в Норвегии 919 000 крон (7,3 млн рублей), а в США - $47 700.

На конец 2018 года благодаря большему времени автономной работы Tesla доминирует в сегменте элитных семейных электромобилей, но на рынок выходит все больше премиальных марок, таких как Audi с моделью e-tron. Спрос по-прежнему превышает предложение, и норвежцам приходится ждать до года, чтобы заполучить новый электромобиль.

К 2030 году Норвегия обязалась сократить выбросы парниковых газов на 40% по сравнению с уровнем 1990 года. У страны есть над чем работать: к 2017 году выбросы выросли на 3% по сравнению с базовым уровнем 1990 года. Сокращение выбросов от автомобильного транспорта позволит Норвегии сократить сумму, которую она потратит на приобретение сертификатов на выбросы у других европейских стран для достижения своей цели. Экономия исчисляется миллиардами, что потенциально уравновешивает расходы на субсидирование электромобилей.

Однако, как утверждают эксперты, чтобы продажи электромобилей продолжали расти, рынок должен развиваться. На конец 2018 года срок службы батареи составляет в среднем 5-10 лет, а ее замена потенциально может многократно превосходить стоимость нового автомобиля. Станции быстрой зарядки аккумулятора работают медленнее по сравнению с бензоколонками, и на горных дорогах Норвегии, которые часто пустуют, они экономически невыгодны, несмотря на государственные субсидии для частных компаний, которые их устанавливают. Даже в центрах городов строительство таких точек не поспевает за продажами, так что владельцы вынуждены ждать в очередях, чтобы зарядить своей электромобиль.[6][7]