Министр ИТ и связи Ростовской области Герман Лопаткин – о цифровой трансформации и создании «суперсервисов» в регионе

24 June 2019

С 10 по 11 сентября в Ростове-на-Дону пройдет IV Всероссийская конференция на тему: «Информационная безопасность и импортозамещение». Основная ее задача – обмен опытом по специфике работы в сфере информационной безопасности в органах государственной власти, а также налаживание контактов и делового сотрудничества между регионами России в сфере защиты информации. Организационный партнер конференции - российский разработчик сертифицированного ПО в сфере информационной безопасности «ИнфоТеКС». В преддверии конференции об актуальных вопросах, связанных с цифровой трансформацией, и о том, как обеспечить информационную безопасность, в интервью TAdviser рассказал министр информационных технологий и связи Ростовской области Герман Лопаткин.

Министр ИТ и связи Ростовской области Герман Лопаткин – о цифровой трансформации и создании «суперсервисов» в регионе

Герман 
ЛопаткинДумаю, что в 2020 году доля пользователей портала госуслуг в Ростовской области достигнет не менее 90%
Герман
ЛопаткинДумаю, что в 2020 году доля пользователей портала госуслуг в Ростовской области достигнет не менее 90%

Герман Анатолиевич! Происходит ли в Правительстве Ростовской области и в целом в регионе цифровая трансформация и, если да, то в чем она проявляется? Каковы ее основные цели и этапы?

ГЕРМАН ЛОПАТКИН: В 2019 году началась реализация нового майского указа президента № 204 о национальных целях и стратегических задачах развития. В рамках реализации данных стратегических направлений в Ростовской области утверждены паспорта 48 региональных проектов, в том числе паспорт региональной программы «Цифровое развитие экономики Ростовской области».

Так как цифровая трансформация затрагивает все приоритетные отрасли экономики и социальной сферы, включая здравоохранение, образование, промышленность, сельское хозяйство, строительство и финансовые услуги, соответственно, ее реализацией занимаются все региональные власти в рамках своей компетенции.

Мининформсвязь области основное внимание уделяет развитию сети Интернет в донском регионе. Ведь без интернета невозможно оказание современных услуг населению. Сейчас высокоскоростным доступом к сети обеспечены все медицинские организации государственной и муниципальной собственности. В 2021 году к интернету будут подключены все фельдшерско-акушерские пункты и образовательные организации.

Постоянно оптимизируется процесс предоставления электронных услуг. Наша задача – сократить количество документов, требуемых для получения услуги, а также сроки ее получения. Одновременно проводятся мероприятия, направленные на внедрение цифровых сервисов и технологий в повседневную жизнь граждан, бизнеса, органов исполнительной власти и местного самоуправления.

Какой процент жителей Ростовской области зарегистрирован на портале госуслуг ЕСИА)? Какого показателя планируете достичь к концу 2019 года?

ГЕРМАН ЛОПАТКИН: На протяжении последних лет приоритетным вопросом в Ростовской области была реализация указа президента России № 601. Регион планомерно обеспечивал его реализацию в части увеличения «доли граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме». Ростовская область ежегодно занимала лидирующую позицию в Южном федеральном округе.

Согласно данным Росстата, опубликованным в марте 2019 года, в Ростовской области 601-й указ президента выполнен. Итоговое значение показателя составило 78,4%, превысив плановое на 8,4%.

В рамках майского указа президента № 204 необходимо обеспечить переход граждан на преимущественно электронное взаимодействие с государством. В связи с этим мы продолжаем развитие цифровых государственных и муниципальных услуг, функций и сервисов. И спрос на электронные услуги и сервисы постоянно растет. Только за прошедшие полгода количество пользователей портала в Ростовской области увеличилось до 80% (2,9 млн человек).

Думаю, что в 2020 году доля пользователей портала госуслуг в регионе достигнет не менее 90%. Не зря же Ростовская область считается одним из лидеров в ИТ-сфере – наши жители активны и стремятся к инновациям.

Федеральные власти ведут активную разработку т.н. супер-сервисов – комплексных госуслуг. А как обстоят дела с комплексными услугами регионального уровня? Какие услуги могут появиться в таком формате, в первую очередь?

ГЕРМАН ЛОПАТКИН: Цифровая повестка уже активно вошла в жизнь большинства жителей региона. Более 60% взрослых граждан ежедневно используют различные интернет-сервисы: от онлайн-кинотеатров и интернет-покупок до навигационных приложений. Теперь основная задача, как на федеральном, так и региональном уровнях – объединение услуг в комплексные сервисы по жизненным ситуациям.

На сегодняшний день сформированы рабочие группы по созданию «суперсервисов» с участием представителей регионов. От Ростовской области в рабочие группы входит порядка 30 человек. Сейчас в работе 25 приоритетных «суперсервисов», среди которых: оформление европротокола, социальная помощь, пенсионное обеспечение, поступление в вуз, цифровое строительство, здравоохранение и пр.

До конца 2019 года уже будут запущены два из них. Граждане смогут в течение секунд оформить онлайн европротокол в случае ДТП, а также оперативно снять все ограничения для выезда за границу, оплатив свои задолженности и штрафы.

Развиваете ли вы проактивность госуслуг? Приведите примеры, расскажите о планах.

ГЕРМАН ЛОПАТКИН: «Проактивным» называется режим, когда государственные услуги начинают оказываться человеку просто по факту получения им права на них - без подачи заявлений с его стороны. Сейчас мы работаем над пилотным проектом. В планах у нас разработка мобильного приложения с интегрированной экспертной системой. Система будет проводить анализ с помощью интерактивного помощника и осуществлять «адресное» оказание услуг.

Иными словами, изучив потребности гражданина, система будет формировать рекомендации по получению подходящей услуги в зависимости от «жизненной ситуации» заявителя, опираясь на статистику ранее полученных услуг и опросных данных. Здесь вместо заявительного подхода реализуется уведомительный подход, при котором гражданин заблаговременно уведомляется о возможности получения ими той или иной услуги или сервиса.

Система самообучающаяся. Со временем разработанные алгоритмы позволят прогнозировать потребность в электронных услугах и информировать граждан о появившихся возможностях.

Очередной новеллой в области электронных услуг станет онлайн предоставление услуг – абсолютно автоматическое, без необходимости личного посещения органов власти и участия специалистов. Результат заявителю будет выдаваться также электронный.

Какова динамика очных визитов граждан в ведомства? Снижаете ли их число?

ГЕРМАН ЛОПАТКИН: Как вы видите из приведенных мною данных, наш регион уже уверенно переходит на электронный формат взаимодействия с государством. Причем, как в части получения услуг, так и в части обращений в органы власти. Преимущественно граждане пользуются двумя основными каналами: порталом госуслуг или МФЦ.

С начала года жителями региона заказано более 1 млн электронных услуг. Чтобы сократить число обращений в органы власти на портале госуслуг создана возможность досудебного обжалования. Это может быть, например, нарушение сроков предоставления услуги, отказ в приеме документов либо неправомерные действия должностных лиц.

Недавно мы внедрили механизм оценки качества электронных услуг. Он позволяет нашим жителям оценить и дать обратную связь.

Также на региональном портале правительства можно записаться на интерактивный прием к губернатору, либо оставить свое обращение в «Электронной приемной граждан». С помощью интернета стала возможной передача обращения из любого города, района и сельского поселения Ростовской области. Теперь не нужно приезжать лично и стоять в очереди для того, чтобы передать обращение. Также мы прорабатываем возможность записи на прием в организацию с помощью мобильного приложения.

Каковы основные показатели развития МФЦ? Взаимодействует ли сеть МФЦ с инфраструктурой электронного правительства региона? (В некоторых регионах операторы МФЦ помогают жителям регистрироваться в ЕСИА и получать услуги через ЕПГУ).

ГЕРМАН ЛОПАТКИН: Сеть МФЦ региона уже не первый год активно взаимодействует с инфраструктурой электронного правительства, осуществляет обмен данными через систему межведомственного электронного взаимодействия, активно участвует в развитии электронных услуг, в том числе в рамках регистрации и подтверждения личности граждан в ЕСИА.

С 2015 года за подтверждением учетной записи в МФЦ Ростовской области обратилось 1,5 млн человек.