TAdviser
2475 subscribers

От банка - к технологической экосистеме: разбираем стратегию цифровой трансформации Сбербанка

2,7k full reads
7,2k story viewsUnique page visitors
2,7k read the story to the endThat's 38% of the total page views
5 minutes — average reading time

Одной из целей принятой «Сбербанком» Стратегии 2020 заявлена реализация инициатив, которые позволят конкурировать с глобальными технологическими компаниями. Эта конкуренция разворачивается в плоскости формирования лучшего клиентского опыта, причем необязательно финансового. Для этого банк запускает различные цифровые инициативы, вступает в стратегические альянсы, ищет стартапы и тестирует новые для себя рыночные ниши. TAdviser проанализировал подходы Сбербанка к трансформации и оценил, на какой доход от новых бизнесов банк может рассчитывать в ближайшие годы.

Представляя стратегию в Лондоне в конце 2017 года, Герман Греф обозначил три ключевых приоритета – и банка, и своих личных, как СЕО: персонал, клиенты и технологии. В нетехнологической компании только под неусыпным надзором CEO можно трансформировать технологии, пояснил он.

Сбербанк движется в сторону полной диджитализации
Сбербанк движется в сторону полной диджитализации

Неусыпный надзор первого лица направляет крупнейший банк страны в сторону полной диджитализации. Технологическое лидерство должна обеспечить платформа, на которую к 2020 году планируется перевести весь бизнес. Ее разработку в банке ведут с 2015 года и в 2019-м планируют осуществлять миграцию данных.

В рамках построения новой платформы реализуются более 500 проектов, в том числе, апробируются технологии искусственного интеллекта, возможность динамического прайсинга и функция «Сбер-ID», позволяющая клиенту получать доступ ко всем сервисам банка. Эти цифровые профили будут аккумулировать максимум информации о пользователях. К 2020 году 95% предложений Сбербанка планируется делать, основываясь на достоверной информации о клиенте.

В ходе трансформации core banking-платформы применяются технологии компании GridGain, обеспечивающие высокую производительность обработки транзакций и масштабируемость. Сбербанк выступает не только как первый российский клиент, но и как инвестор разработчика.

Мега-экосистема

Новая технологическая платформа должна повысить эффективность процессов и оперативность выведения на рынок новых продуктов – в том числе, внешних, партнерских. Ведь «платформа» - одно из двух самых трендовых слов последних лет, вместе с «экосистемой». Направляя этот тренд, в своем отчете Сбербанк заявляет о планах построения экосистемы за рамками традиционной для себя сферы. С целью сохранения долгосрочной конкурентоспособности планируется расширять предложение дополнительных, синергичных с финансовыми продуктами сервисов в таких сферах жизни, как покупки, дом, отдых, здоровье.

Свою всеохватывающую экосистему Сбербанк развивает с 2016 года, постепенно выходя на новые для себя рынки. Вовлекаются как дочерние предприятия, так и независимые компании-партнеры. Ряд таких значимых внешних партнерств были заключены в 2017 году, и этот список продолжает пополняться в 2018-м.

Участники экосистемы получают доступ к системе идентификации клиентов, единые программные интерфейсы, могут быстро обмениваться данными и пр. Партнеры выбираются по принципу лидирующих позиций в самых динамично растущих сегментах.

От банка - к технологической экосистеме: разбираем стратегию цифровой трансформации Сбербанка

Партнерские инициативы Сбербанка

Существующие направления партнерстваПрорабатываемые партнерские инициативыИдеи на будущее

Наиболее громкие партнерства выстраиваются в части расширения платформ и маркетплейсов. Так, DocDoc.ru является маркетплейсом медицинских услуг (охватывает 15 городов России и более 2000 клиник).

«Облачный» супермаркет запускается в партнерстве с «Ай-Теко», а также с ФРИИ и Сколково, обеспечивая доступ к платформе SberCloud перспективным стартапам.

Приобретение доли в VisionLabs (входит в мировой Топ-3 по точности распознавания лиц) позволяет выстраивать биометрическую платформу для всей экосистемы банка.

Технологическую платформу для расширения мобильных платежей и услуг по управлению электронными кошельками обеспечивает партнерство с Яндекс.Деньги, цель которого – построить отечественную финтех-компанию №1 с оборотом свыше 9 млрд руб. к 2020 году.

Segmento – технологическая платформа, таргетирующая рекламу на основе офлайн и онлайн данных. Эвотор обеспечивает управление продажами и онлайн-кассами, планируя занять 20% рынка к 2020 г. А сервис виртуального оператора «Поговорим» «целится» в 3 млн клиентов и выручку в 10 млрд руб. к 2020 г.

Прогрессивная торговля

Совместное предприятие с Яндекс.Маркет (где присутствуют более 25 тыс. частных интернет-магазинов) направлено на усиление экспорта товаров за рубеж, вовлечение зарубежных игроков и достижение оборота свыше 500 млрд руб. к 2020 г.

Сделка по созданию СП была закрыта весной 2018 года, ее стоимость оценивается в 60 млрд руб. В тот же период заработала тестовая версия маркетплейса «Беру», где было доступно около 25 тысяч позиций в шести категориях товаров (электроника, компьютерная и бытовая техника, дом и дача, детские товары, красота и здоровье, товары для животных). В июне число позиций достигло 50 тыс., а к декабрю 2018 г. вырастет до 150 тыс. В перечень товарных позиций добавятся лекарства, товары повседневного спроса (FMCG), еда, одежда, книги, мебель, автозапчасти и др.

Товары на маркетплейсе размещают магазины-партнеры, которые сами обеспечивают хранение, а доставку осуществляют логистические службы. Планируется, что пункты выдачи товаров появятся со временем и в отделениях банка.

Онлайн-риэлтор

Дочерний Центр недвижимости от Сбербанка развивает портал «Домклик». Это онлайн-площадка для решения всех ключевых вопросов по приобретению недвижимости — от заявки на кредит до подачи документов на государственную регистрацию права собственности. Есть также встроенный поиск – сервис подбора готового жилья и квартир в новостройках, аккредитованных Сбербанком.

На начальном этапе в «ДомКлик» инвестировали 200 млн рублей[1], прибыль сервиса составила 1 млрд рублей (по данным РБК, со слов первого зампреда Сбербанка Максима Полетаева).

Кибербезопасность

В сегменте кибербезопасности Сбербанк продвигается через дочернюю компанию «БИЗон», которая разрабатывает собственные продукты Fraud Monitoring as a Service и Threat Intelligence Platform. Тестирование решений проводится в собственной лаборатории. Параллельно с другой структурой – Сбербанк Страхование – запущена услуга страхования рисков кибербезопасности для малых предприятий. Аналогичными услугами планируется охватить и другие сегменты. Совместно с Ассоциацией банков «Россия» запускается платформа по обмену данными в сфере кибербезопасности для финансовой отрасли России, а с Всемирным экономическим форумом – для компаний Европы и Азии.

БИЗон также развивает консалтинг в сфере ИБ, проводит диагностику кибератак и тестирование на проникновение в 50 странах мира. Компания позиционирует себя как главный маркетплейс услуг ИБ в России. БИЗон же является исполнителем по проекту подключения малого бизнеса к системе ГосСОПКА в рамках плана мероприятий программы «Цифровая экономика».

Новая деловая среда

Сбербанк - один из российских первопроходцев в сфере построения онлайн-супермаркетов для бизнеса - именно по этой модели в 2012 году начал развиваться проект «Деловая среда» с целью поддержки предпринимательства и развития малого бизнеса. В 2018 году «Деловая среда» совместно с Минэкономразвития РФ запускает всероссийскую платформу, где будут аккумулироваться все необходимые предпринимателям сервисы и контент по 12 направлениям (не только в текстовом формате, но и видео и пр.). Сбербанк инвестирует в этот проект 300 млн руб. (еще столько же составляет субсидия от Минэкономразвития). У платформы более ста партнеров и два генеральных партнера – «Яндекс» (обеспечивает техническую поддержку, также планируется запуск мобильного приложения с голосовым помощником «Алиса») и «Опора России» (участвует в оценке и проработке контента).

Инвестиции в R&D

В 2017 году Сбербанк создал 9 внутренних лабораторий по направлениям: искусственный интеллект, кибербезопасность, робототехника, роботизация процессов, блокчейн, интернет вещей, виртуальная и дополненная реальность, новые технологические решения и геймификация.

Для этих лабораторий установлен ключевой показатель эффективности – не менее 70% разработок должны составлять прикладные исследования по заказу бизнес-блоков. Как минимум 15% от пула бизнес-кейсов с технологическими пилотами уже вышли в промышленную эксплуатацию.

Данные и искусственный интеллект

Сбербанк последовательно выстраивает инфраструктуру хранения и обработки данных, в том числе, на базе облачных технологий, и развивает другие инициативы, связанные с использованием данных. В частности, в 2017 году были созданы Data Science сообщество и Академия технологий и данных. В банке выстраивается институт CDO (Chef data officer) и институт CDS (Chief data scientist), которые работают над управлением корпоративными моделями данных и созданием моделей, которые затем используются в проектах по искусственному интеллекту.

На форуме Synergy Global Forum 2017 Герман Греф отмечал, что «компании, которые не используют искусственный интеллект, в скором времени исчезнут. Сегодня искусственный интеллект используется буквально во всех сферах. <…> …Несколько лет назад мы использовали ИИ, в основном, в оценке рисков. Сегодня у нас нет ни одной сферы, в которой бы не применялась эта технология. Мы объявили 259 проектов в области искусственного интеллекта как основу нашего движения вперед».

По собственным оценкам банк зарабатывает на внедрении искусственного интеллекта от двух до трех млрд долларов в год, за счет использования технологии, в том числе, для оценки рисков, в скоринговых моделях и в управлении продажами. По словам Грефа, годовой доход и экономия издержек от реализации 10 проектов с использованием ИИ в рамках Центра технологических инноваций Сбербанка составляли в 2017 году в общей сложности $13 млрд.[2]

Уже до 99% решений по кредитами физическим лицам в 2018 году принимаются автоматически, с помощью искусственного интеллекта. По итогам пилотного проекта роботизации контактного центра для корпоративных клиентов скорость обслуживания выросла на 50%.

Сбербанк разработал сервис на основе машинного обучения для массовой оценки коммерческой недвижимости. Нейронная сеть обрабатывает информацию о характеристиках объекта, его местоположении, пешеходном трафике, ценовом зонировании, а также близости более чем к 200 категориям точек интереса (POI). Сервис охватывает 36 крупнейших городов России с населением более полумиллиона человек и используется для оценки объектов типа street retail. Планируется его расширение и на другие сегменты коммерческой недвижимости.

Блокчейн

В стратегии развития Сбербанка учитывается технология блокчейн, которая позволяет создавать децентрализованные онлайн-сервисы на базе «умных контрактов» и повышает безопасность транзакций. В 2018 году банк открыл блокчейн-лабораторию, с целью проведения исследований и создания решений на основе блокчейн, а также реализации пилотных проектов для задач банка.

Ранее, в ноябре 2017 года банк стал организатором проведения первой в России пилотной платёжной блокчейн-транзакции на платформе IBM Blockchain (HyperLedger Fabric). Партнёрами выступили также «МегаФон», «МегаЛабс» и Альфа-банк. В отличие от многочасового банковского перевода, блокчейн-транзакция прошла мгновенно.

Дочерняя компания «Сбербанк Факторинг» уже внедрила децентрализованную открытую систему для проведения сверки данных по поставкам между участниками факторинговой сделки на основе смарт-контракта. Всего же на 2018 год банк реализовал более 20 различных пилотов на технологии блокчейн (решения с Северсталью, «М.Видео», ФАС и др.)

Интернет вещей

Сбербанк входит в консорциум Центра компетенций беспроводной связи и интернета вещей (вместе со Сколтехом, Атомстройэкспортом, Газпромнефтью, РКС, а также около 10 университетами и научно-исследовательскими центрами и др.). Центр компетенций будет инициировать исследования в сфере интернета вещей, внедрять результаты научных разработок в бизнес и способствовать выводу продуктов на международный рынок.

Среди потенциально интересных для Сбербанка направлений развития IoT - «умное» здание, «умный» магазин, «умный» город, eHealth и концепция «Банка вещей» — автоматических платежей, которые могут вносить различные устройства без участия человека. В нескольких отделениях банка уже реализованы проекты сбора телеметрических данных и дистанционного управления.

В сентябре 2018 года Сбербанк вместе со Сколтехом провели Хакатон для команд программистов по решению прикладных задач в области интернета вещей. Основными направлениями были заявлены «умный» город, «умный» дом, health & agro, умные ценники и биржевые системы, а также платформы анализа данных.

Дополнительная ценность

До 2018 года доля небанковских продуктов в выручке Сбербанка составляла не более 2-3% по собственным оценкам. По прогнозу TAdviser только облачные решения, сервисы ИБ и мобильного оператора могут принести в ближайший год более 5 млрд руб. В 2020 году эта выручка может увеличиться еще на 15-20%, с учетом динамики сегментов IaaS, SaaS и ИБ на российском рынке в целом.

Делая ставку на построение всеохватывающей экосистемы, Сбербанк развивает партнерства со все большим количеством хайтек-игроков. Если в сегменте IaaS это якорный партнер Ай-Теко, то в сегменте SaaS их число гораздо больше (включая и Мойсклад, SAP, Microsoft и пр.) - и будет расширяться. Основными конкурентами при новом раскладе становятся уже не банки, и даже не «старые» ИТ-интеграторы, а трансформирующиеся операторы связи – Мегафон, Ростелеком и МТС, которые также наращивают облачные бизнесы, выстраивают центры кибербезопасности и формируют свои цифровые платформы.

Потенциальная выручка Сбербанка от небанковских цифровых услуг

'2019 год2020 годОблачные услуги (SberCloud)20002500IaaS9001100SaaS11001400ИБ500750MVNO (СберМобайл)150260Биометрия (VisionLabs)180300B2C e-commerce (Яндекс.Маркет)7 00010 000Итого9 83013 810Источник: оценка TAdviser

Читайте также