«Ростех» испытал беспилотники для контроля состояния ЛЭП

Холдинг «Росэлектроника» и концерн «Автоматика», входящие в состав госкорпорации «Ростех», провели испытания автоматизированного комплекса, предназначенного для контроля состояния линий электропередачи (ЛЭП). В ходе испытаний беспилотный комплекс подтвердил все заявленные характеристики по автономности и возможностям автоматизированного анализа неполадок на линиях электропередач, заявили TAdviser в «Ростехе» 15 апреля 2019 года. Испытания состоялись в Липецкой области в апреле 2019 года.

Комплекс включает в себя беспилотники с многофункциональными зарядными станциями и специальное программное обеспечение для обработки собранной фото- и видеоинформации, разработанное концерном «Вега»холдинга «Росэлектроника». Как пояснили создатели комплекса, за счет данного ПО достигается автономность комплекса. Дроны следуют по заданному маршруту и самостоятельно определяют необходимые ракурсы для фото- и видеосъемки. Разработчики также дооснастили дрон системой точной посадки на зарядную станцию, совместив ориентирование по координатам GPS с наведением при помощи отдельной видеокамеры на автоматически идентифицируемые посадочные метки. По их словам, за счет этого отклонение точки посадки от планируемой не превышает нескольких сантиметров. С помощью многофункциональных станций БПЛА могут подзарядиться, получить программу полета, передать собранные данные и продолжить путь. Таким образом минимизируется необходимость вмешательства операторов в работу системы.

Специальное программное обеспечение, разработанное концерном «Автоматика», для обработки и анализа полученных с беспилотников данных помогло автоматизировать процесс выявления дефектов ЛЭП. Программа проводит 3D-моделирование местности на основе геоданных, которые она получает от беспилотника, и анализирует геометрию воздушных ЛЭП. По утверждению разработчиков, на основе этих данных система при помощи машинного обучения выявляет дефекты практически любого характера: провисание проводов, опасный наклон опор, повреждение изоляции и контактов, а также обнаруживает в охранной зоне посторонние объекты, способные повлиять на работу ЛЭП.

По утверждению представителей госкорпорации, использование беспилотников, оснащенных камерой и тепловизором, позволяет выявлять неисправности в работе оборудования и многократно снизить аварийность на ЛЭП. При аварийно-восстановительных работах БПЛА сокращает время поиска повреждений и определения причин неисправностей.

Используемые в системе мониторинга беспилотники сделаны из композитных материалов и могут работать при температурах от –30 до +60 градусов, в том числе в условиях дождя, сильного ветра или снегопада. Точность изображения обеспечивается за счет гиростабилизированного съемочного комплекса, в который входит тепловизор и цифровая камера видимого диапазона, добавили в «Ростехе».