КАСЛИНСКОЕ ЛИТЬЕ: УНИКАЛЬНОЕ ЧУДО ИЗ МЕТАЛЛА

Самым известным изделием мастеров из города Касли является павильон, изготовленный для Всемирной выставки в Париже в 1900 году; открывший и прославивший (на тот момент) европейской общественности каслинское литье.

Судьба павильона не менее интересна - за более чем вековую историю этот шедевр пережил и триумф, и угрозу уничтожения, и забвение, и чудесное спасение и восстановление.

Вглядываясь в узоры и украшения павильона трудно представить, что все это сделано из такого грубого материала как чугун.

Группа каслинских мастеров, изготовивших павильон
Группа каслинских мастеров, изготовивших павильон

Павильон состоит более чем из полутора тысяч уникальных чугунных деталей и скульптурных композиций и весит около 20 тонн.

В барельефах мы находим из древнеславянские, скандинавские и византийские мотивы и образы: драконы, женщины-птицы, волшебные цветы, диковинные рыбы и звери, очень органично соединенные в одно целое.

Проект этого павильона создал талантливый петербургский архитектор Евгений Баумгартен. К работе над проектом была также привлечена Мария Диллон — первая в России женщина — профессиональный скульптор. А воплощали проект в жизнь лучшие каслинские мастера.

Статуя "Россия"
Статуя "Россия"

Процесс изготовления будущего шедевра занял почти год. Работа была поистине кропотливой: сначала рисунки переносились на дерево и обрабатывались, потом по деревянным моделям создавались формы из бронзы, которые тщательно чеканились, а уже в формы заливался чугун. Завершающие штрихи наносили чеканщики.
В Париж чугунное чудо повезли в разобранном виде. Вместе со своим детищем на выставку поехали и сами каслинские умельцы — только они могли собрать павильон. К тому же в дорогу взяли все необходимое для отливки любой детали на случай форс-мажора.

Богач и Баумгартен на промышленной выставке, Париж, 1900-й год.
Богач и Баумгартен на промышленной выставке, Париж, 1900-й год.

На выставке Каслинский павильон произвел фурор, посетители приходили в восторг и от ажурного изящества самого павильона, и от искусных изделий внутри него. Крайне удачно было выбрано место для павильона — его было видно отовсюду, и свет проникал сквозь изящные отверстия в ажурном оформлении. Очень эффектно смотрелся красный материал, которым павильон был драпирован изнутри. Перед павильоном была выставлена скульптура «Россия» — еще одна жемчужина каслинского литья.
Талант каслинских умельцев был оценен по достоинству — продукция заводов Кыштымского горного округа (к их числу тогда относился и Каслинский завод) была удостоена высшей награды в разделе «Металлические изделия» — хрустального Гран При и большой золотой медали. Это был настоящий триумф каслинского литья.
Выставку посетил и президент Франции Эмиль Лубе, который был настолько восхищен увиденным, что предложил 2 миллиона рублей за павильон и все остальные каслинские изделия, представленные на выставке. Управляющий Кыштымскими заводами П. М. Карпинский передал президенту, что можно купить всё, кроме скульптуры «Россия». Лубе долго торговался, но в ответ получал только одно: «Россия» не продается!». Тогда Лубе, очевидно, желая уколоть несговорчивых уральцев, заявил, что работа каслинцев, конечно, тонкая, изящная, но непрактичная — уронишь на пол и разобьется. В ответ на это находившийся рядом мастер взял тончайшей работы ажурную чугунную тарелку и ударил об пол. Она не разбилась. Президент изумился и предложил еще большую цену. Но сделка так и не состоялась, и павильон вместе со всем содержимым вернулся домой.
Крутой поворот в истории павильона случился с приходом советской власти. В 1921 году директор Каслинского завода Н. Ф. Захаров приказал… переплавить уникальное произведение искусства для производства серийной продукции. Каслинские мастера не дали полностью уничтожить шедевр, и уцелелевшие детали были отправлены в Екатеринбург. Реставрация павильона была не менее кропотливой, чем создание самого шедевра, ведь уцелело только 40 процентов деталей и все они были разрозненными. Понадобилось восстановить эскиз павильона по архивным документам, заново отлить недостающие детали (эту работу выполнили мастера Каслинского завода), собрать павильон. При реставрации даже удалось воплотить первоначальную задумку автора проекта павильона Баумгартена — фоны для некоторых рельефов были позолочены. Кроме того, добавили желтый бархат — чтобы подчеркнуть ажурный рисунок литья.
В 1978 году Каслинский павильон был зарегистрирован ЮНЕСКО как единственное в мире архитектурное сооружение из чугуна, находящееся в музейной коллекции.
В настоящее время павильон выставлен вместе со скульптурой «Россия» в Екатеринбургском музее изобразительных искусств.
При написании статьи использовал материалы и фото из альбома "Каслинский чугунный павильон: создание и возрождение", а также статьи "Парижское чудо" из ВЧ за не помню какой год.