НЫРОБСКИЙ ПСОГЛАВЕЦ: КРАМОЛЬНЫЙ СВЯТОЙ

18.01.2018

Краеведческой достопримечательностью города Ныроба, расположенного в Пермском крае, является Свято-Никольский храм. В период советской эпохи обитель была адоптирована под хозяйственные нужды. В разное время внутри храма размещалась: почта, сберкасса и отдел милиции. Внешний облик религиозного учреждения был максимально упразднен: кресты и колокола сняты, а внутренние фасады забелены известью.

В эпоху «новой России» храм вновь передали в лоно церкви. В процессе восстановительных работ на одной из стен была обнаружена странная роспись - центральное изображение фрески занимал образ человека с собачьей головой. Это святой Христофор - покровитель путешественников, мореплавателей и охотников. Основная суть загадки заключается в том, что еще двести лет назад церковный совет запретил изображать Христофора в образе псоглавца, а все существовавшие на тот момент изображения надлежало уничтожить. Как столь необычный и крамольный образ святого попал в провинциальную церковь? Почему в Ныробе святой Христофор занимал одно из центральных мест? Чем псоглавец был примечателен для жителей северных окраин Пермского края?

Святой Христофор.  Свято-Никольский храм. Ныроб. Автор фото: Милана Родионова
Святой Христофор. Свято-Никольский храм. Ныроб. Автор фото: Милана Родионова

Образ святого Христофора намного глубже, чем может показаться на первый взгляд. Это не просто «человек с головой собаки» это настоящее отражение исторического видения целой мировой эпохи, сложенной на основе мифологем самых разных народов мира. На страницах древних трактатов псоглавцев называли кинокефалы.

Святой Христофор.  Свято-Никольский храм. Ныроб. Автор фото: Милана Родионова
Святой Христофор. Свято-Никольский храм. Ныроб. Автор фото: Милана Родионова

Эти необычные существа становились героями мифов самых разных народов, разделенных тысячами километров друг от друга, но описывающих в своих сказаньях один и тот же образ – собакоголового человека. О псоглавцах писали древние персы, индусы, египтяне, греки, позже образ пришел в Европу, где основательно укоренился на несколько столетий.

Кинокефалы. Иллюстрация из книги Марко Поло. Источник: http://samlib.ru/img/s/shkrudnew_fedor_dmitriewich/osnovy-21/osnovy-21-3.jpg
Кинокефалы. Иллюстрация из книги Марко Поло. Источник: http://samlib.ru/img/s/shkrudnew_fedor_dmitriewich/osnovy-21/osnovy-21-3.jpg

Первое упоминания об этих существах приписывают Аристотелю, упомянувшему кинокефалов в своем трактате «История животных» он обозначил данный вид, как разновидность обитавших в Африке обезьян. Другой мыслитель античности – Гесиод, упомянул псоглавцев в качестве одной из расы людей, назвав их одним из коренных африканских народов. Еще один автор древности – Пилиний Старший, в трактате «Естественная история», сообщал о том, что кинокефалы обитают на Ближнем Востоке и предпочитают расселяться высоко в горах, дабы исключить случайные контакты с остальными миром. По его упоминанию данный народ был совершенно диким, носил шкуры животных, а говор их был похож на лай собак. Гай Юлий Солин в своем «Сборнике достопримечательностей» сообщал об индийском следе удивительного народа: «В индийских горах живут люди с собачьими головами, которые вооружены когтями, а одеты в шкуры. Голос у них нечеловеческий, и объясняются они лишь лаем и рычанием». Места расселения псоглавцев были отмечены и на античных картах. К примеру, на «Херефонской карте мира», составленной в 1300 году, Скандинавию считали страной населенной псоглавцами. Древнеегипетский бог Анубис также являлся некой стилизацией образа кинокефала, распространенной среди жителей Египта. Образ собакоголовых людей представлен в обширном перечне источников, так что упоминая о кинокефалах можно перечислять очень долго. Но кем же были эти таинственные собакоголовые существа, по мнению древних, населявших добрую четверть известного им мира?

"Войска Александра Македонского борются с псоглавцами". Индийская миниатюра. Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%BA%D0%B5%D1%84%D0%B0%D0%BB%D1%8B#/media/File:Dogheads.jpg
"Войска Александра Македонского борются с псоглавцами". Индийская миниатюра. Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%BA%D0%B5%D1%84%D0%B0%D0%BB%D1%8B#/media/File:Dogheads.jpg

Полагаю, что суть данного образа кроется в ассоциативном восприятии мира нашими пращурами. Может оказаться так, что «собакоголовыми» древние жители античных цивилизаций называли варваров, которые любили облачаться в шкуры волков и имитировать собачий лай в момент атаки на врагов. Цивилизованным грекам и римлянам это могло показаться весьма странным от того и пошел образ собакоголового человека. Или же, как вариант, кинокефалами называли людей определенных рас, опять же не в буквальном, а переносном смысле, так как они были другими, и для отличия от самих себя и своего народа авторы нарекали их столь броско, нарочито ставя себя выше остальных. Вариантов может быть великое множество, но все они завязаны в общем-то вокруг ассоциаций и ошибок интерпретации собственных восприятий, а также колоссального влияния мифов на общую картину мировосприятия. Есть лишь один источник, который достаточно сложно связать с древним миром и влиянием античной культуры на систему образов. В XVII веке архидьякон Павел Алеппский составил письменное описание процесса омовения мощей святого Христофора, проводимого в Московском Благовещенском соборе: "глава мученика Христофора с лицом точь-в-точь как у собаки, с длинным ртом; она тверда как кремень - наш ум был поражён изумлением: тут нет места сомнению". Пожалуй, что это единственное сообщение, которое достаточно сложно хоть как-то обосновать иносказательным описанием. Быть может, и вправду голова Христофора внешне была похожа на собачью, но связано это было не с его происхождением, а каким-либо генетическим заболеванием или же уродством. Ответить на вопрос о том, кем был псоглавец просто - достаточно провести экспертизу мощей святого, которые до сих пор хранятся в музее сакрального искусства в церкви св. Иустины в Хорватии.

Реликварий с главой святого Христофора, хранящийся в Хорватии
Реликварий с главой святого Христофора, хранящийся в Хорватии

Церковные писания весьма подробно описывают жизнь Христофора. Родился в третьем веке нашей эры на территории современной Ливии, в миру его звали Репрев. Внешне был огромного роста, отличался крайне невоспитанным поведением и диким нравом. Во время войны с римлянами он попадает в плен, где после непродолжительно нахождения решает завербоваться в легион и встать под знамена императора. В процессе службы ему довелось посетить множество стран и в одном из походов он знакомиться с идеями христианства, которые он посчитал близкими себе по духу. Спустя некоторое время его крестили и нарекли Христофором. Замечу, что до момента принятия христианства в писании речь идет об обычном человеке. Собакоголовым он становится лишь после того, как просит высшие силы обезобразить его облик, дабы исключить из жизни фактор женского внимания, столь сильно мешавший блюсти каноны праведной жизни. Иными словами, если рассуждать логически, в порыве благостного приступа на почве религии Христофор мог сам совершить над собой определенные действия и обезобразить свое лицо, при этом мотивируя себя посланием Всевышнего, подобные случае истории известны.

Святые Христофор и Георгий. Керамическая икона. V–VII вв. Македония 
источник: http://cheger.livejournal.com/485661.html
Святые Христофор и Георгий. Керамическая икона. V–VII вв. Македония источник: http://cheger.livejournal.com/485661.html

осле нескольких лет, проведенных за изучением святого писания, Христофор решает стать проповедником и отправиться в странствие по бескрайним просторам римской империи. Под страхом смертной казни римские власти запрещали проповеди и всех кого смогли схватить – казнили. Такая же участь ждала и Христофра. Христианского проповедника заживо поместили в пустой котел, разогретый до запредельной температуры, оказавшись внутри которого человек некоторое время испытывал адские муки и страдания, и лишь после умирал. Приняв мученическую смерть за свою веру, Христофор стал святым, впоследствии его канонизировали обе христианских церкви – католическая и православная.

Святой Христофор. Икона. XVIII в. Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург
источник: http://cheger.livejournal.com/485661.html
Святой Христофор. Икона. XVIII в. Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург источник: http://cheger.livejournal.com/485661.html

В православии Христофора изображали в типичном для него образе псоглавца лишь до начала 18 века и то с поправкой, что данный образ иносказательный и символизирует не конкретного индивида с собачьей головой, а саму животную суть язычества, отпечатавшуюся на образе святого в период его «дикой» жизни. В 1722 году верховный синод постановил запретить сюжеты с песьей головой, как противоречащие естеству, истории и истине. Так что с первой четверти 18 века Христофора изображали исключительно в образе воина с человеческим обликом.

 Святой Христофор в образе человека.  Фреска в Спасо-Преображенском соборе Ярославля. 
 Источник: http://cheger.livejournal.com/485661.html
Святой Христофор в образе человека. Фреска в Спасо-Преображенском соборе Ярославля. Источник: http://cheger.livejournal.com/485661.html

А все прежние изображения было решено уничтожить. На момент официального запрета наносить изображения данного святого в «старом» образе, в православной церкви уже шла борьба с раскольниками, придерживавшихся старых религиозных канонов. Образ святого с песьей головой стал одним из столпов оплота старообрядческой веры. После официального запрета на почитание данного святого в образе кинокефала, среди старообрядцев была распространена именно эта форма изображения Христофора. Все сохранившиеся церковные росписи, в сюжетах которых фигурирует псоглавец, напрямую связаны со старообрядческим церковным подпольем. Если учесть, что в начале 18 века большая часть жителей Ныроба придерживались старообрядческой веры, к тому же основным источником пропитания являлась охота и рыбалка, то святой покровитель странников и охотников, как нельзя лучше вписывался в систему местной религиозной общины. Именно поэтому в храме появился крамольный образ святого Христофора.

Обложка книги "Псоглавцы". Источник: https://www.chitai-gorod.ru
Обложка книги "Псоглавцы". Источник: https://www.chitai-gorod.ru

Теперь, когда допускается светское восприятие некоторых религиозных артефактов, помимо культового объекта псоглавец стал еще и исторической достопримечательностью, привлекающей в Ныроб туристов, которым интересна не только природа уральского севера, но и уникальные исторические памятники прошлого. Образ псоглавца постепенно интегрируется в современную культуру. Известный уральский литератор - Алексей Иванов, автор «Сердце Пармы», «Золото Бунта» и «Географ глобус пропил», посетив Ныроб, вдохновился бытом небольшого города, окруженного зонами и непролазной тайгой, настолько сильно, что написал замечательный приключенческий роман «Псоглавцы», действия которого разворачиваются вокруг одноименной фрески в полузаброшенном храме, на осколках разваливающейся деревни. При этом сам образ святого Христофора по-прежнему остается весьма почитаемым среди современной старообрядческой общины. До сих пор некоторые приверженцы старой веры, перед охотой, просят у псоглавца помощи, а если выход за зверем был успешным, то обязательно подносят определенные дары духовному покровителю.

ЛЮБУШКИН Андрей || «Таинственный Урал»