28 669 subscribers

Путешествие по бывшей железной дороге, построенной англичанами на Южном Урале

5,6k full reads
10k story viewsUnique page visitors
5,6k read the story to the endThat's 52% of the total page views
5 minutes — average reading time

Сегодняшний пост об истории узкоколейной железной дороги, построенной англичанами на Южном Урале в начале ХХ века. Узкоколейка соединила металлургические предприятия, находившиеся в городах Кыштым и Карабаш. Просуществовала дорога вплоть до середины ХХ века, однако до сих пор об этом историческом факте крайне мало известно. Так что было решено отправиться в Кыштым и попытаться разыскать следы исчезнувшей железной дороги. Подробнее об истории узкоколейки и о том, как железная дорога, а точнее то что от неё осталось, выглядит в наши дни - в материале на нашем канале.

Кыштымский завод, архивное фото Источник: is-tok.ru
Кыштымский завод, архивное фото Источник: is-tok.ru
Кыштымский завод, архивное фото Источник: is-tok.ru

В середине XVIII века Никита Демидов основал на территории Южного Урала чугуноделательный Нижне-Кыштымский завод. Предприятие проработало более ста лет стабильно выдавая на внутренний и внешний рынок черные металлы. В начале ХХ века у предприятия появляются новые владельцы. Стоит сказать, что в этот период Россия испытывала очередной экономический кризис, поэтому предложение британских промышленников о заключении договора концессии, по которой на металлургические предприятия Кыштымского городского округа зайдут англо-американские промышленники, были встречены на государственном уровне с огромным воодушевлением. Договор концессии подразумевает под собой возможность иностранной компании получить право коммерческого использования объекта недвижимого имущества с условием создания или реконструкции за свой счет имеющейся промышленной базы; забирая себе полученную прибыль от деятельности предприятия, но при этом уплачивая налоги и сборы от реализации продукта. Денег на "апгрейд" предприятий не было, поэтому договор концессии показался наиболее оптимальным решением.

Герберт Гувер Источник: picryl.com
Герберт Гувер Источник: picryl.com
Герберт Гувер Источник: picryl.com

Английский промышленник и магнат Лесли Уркварт создает Kyshtym Corporation Ltd. В управление активами металлургического предприятия были привлечены и американские инвестиции, так в списке управленцев кыштымских заводов появляется фамилия бизнесмена Герберта Гувера, занявшего должность горного инженера и при этом являвшегося одним из акционеров корпорации. Спустя двадцать лет он победит на выборах и станет 31-ым президентом США.

Карабашский завод 1910 год. Архивное фото. Источник: mdregion.ru
Карабашский завод 1910 год. Архивное фото. Источник: mdregion.ru
Карабашский завод 1910 год. Архивное фото. Источник: mdregion.ru

Иностранцы серьёзно вложились в техническую реконструкцию производственных мощностей. Заводы оснастили современным оборудованием, наладили логистику и даже построили новое предприятие в районе Соймоновской долины, известной богатыми залежали медных руд - Карабашский медеплавильный завод (ныне АО "Карабашмедь").

Карабашский завод вторая половина ХХ века. Архивное фото. Источник: vk.com
Карабашский завод вторая половина ХХ века. Архивное фото. Источник: vk.com
Карабашский завод вторая половина ХХ века. Архивное фото. Источник: vk.com

Разведанные запасы меди оказались настолько огромными, что промышленники решают перепрофилировать под обработку цветных металлов и бывший чугунолитейный завод в Кыштыме, так появился Кыштымский медеплавильный завод (ныне АО "Кыштымский медеэлектролитный завод"). На Урале началась настоящая техническая революция. Так Кыштымский завод стал первым предприятием в России, где была начата процедура электролитического рафинирования меди, а на базе Карабашского завода, по технологии русского инженера металлурга-теплотехника В.Е. Груми-Гржимайло, была проведена первая выплавка металла в отражательной печи.

Схема узкоколейной железной дороги. Источник: jdlit.narod.ru
Схема узкоколейной железной дороги. Источник: jdlit.narod.ru
Схема узкоколейной железной дороги. Источник: jdlit.narod.ru

Между предприятиями была налажена логистика для перемещения грузов, сырья и продукции. Вскоре Кыштым и Карабаш соединила узкоколейная железнодорожная ветка протяженностью в восемьдесят один километр. Англичане проложили дорогу за рекордно короткие сроки. Впрочем, строили они, что называется, на свой манер и поэтому ширина колеи составила 914 мм, тогда как отечественный стандарт предусматривал ширину в 750 мм, что, кстати, оставалось актуальным вплоть до конца эпохи СССР (90 % от протяжённости всех линий узкоколейных дорог общего пользования). Новая узкоколейка получила название "Кыштымо-Соймоновская узкоколейная железная дорога". Первый поезд между Кыштымом и Карабашом прошёл в 1911 году.

Архивное фото подвижного состава КСУЖД Источник: jdlit.narod.ru
Архивное фото подвижного состава КСУЖД Источник: jdlit.narod.ru
Архивное фото подвижного состава КСУЖД Источник: jdlit.narod.ru

В парке КСУЖД числилось 8 паровозов производства фирм Hunslet и Henschel, а также 162 товарных и 3 пассажирских вагона. В первый год работы КСУЖД перевезли 732 000 тонн грузов.

Архивное фото подвижного состава КСУЖД Источник: jdlit.narod.ru
Архивное фото подвижного состава КСУЖД Источник: jdlit.narod.ru
Архивное фото подвижного состава КСУЖД Источник: jdlit.narod.ru

После революции 1917 года Большевики национализировали всю промышленность в стране, не стали исключением и металлургические предприятия Кыштымского округа. В период гражданской войны (1918-1919 гг) предприятия Кыштыма и Карабаша подверглись серьёзным разрушениям. Всё ценное оборудование было либо вывезено Белыми, либо уничтожено, либо приведено в неисправность. Деятельность металлургических заводов оказалась парализованной. В начале 20-ых годов, с наступлением новой экономической политики, англичане вновь обратились с предложением о перезаключении договора концессии. Поначалу Большевики согласились заключить партнерское соглашение с западными магнатами, однако по решению В.И. Ленина сделка не состоялась. Новые власти сами принялись восстанавливать предприятия и уже спустя несколько лет металлургические заводы стали выдавать столь нужную стране продукцию. Узкоколейная дорога также продолжала исправно работать.

Современная ЖД ветка в промзону, окрестности Кыштыма
Современная ЖД ветка в промзону, окрестности Кыштыма
Современная ЖД ветка в промзону, окрестности Кыштыма

Объемы перевозимой продукции увеличивались и в середине пятидесятых стало понятно, что действующая транспортная сеть не может в полном объеме обеспечить потребности предприятий. Было принято решение о переоснащении логистической схемы на ширококолейную путевую магистраль. В 1963 году новая линия была запущена и почти десять лет существовала параллельно с действующей узкоколейкой. В 1976 году руководством предприятия было решено закрыть "Кыштым-Карабашскую узкоколейную железную дорогу" (так она называлась после революции). Железнодорожную ветку разобрали, а паровозы и вагоны порезали на металлолом.

Развалины УКЖД в окрестностях Кыштыма

Узнав историю о том, что между Кыштымом и Карабашом сто лет назад пролегала узкоколейная железная дорога было решено отправиться на поиски столь малоизвестного исторического объекта. Изыскания начались c окрестностей Кыштыма, где расположено единственное частично сохранившееся здание со времён существовавшей узкоколейки - локомотивное депо. Когда-то здесь ремонтировали подвижной состав и стояли паровозы. От депо ветка пролегала по берегу озера Сугомак.

Насыпь по которой проходила железная дорогая

В настоящее время от железной дороги мало что осталось. Рельсы убрали и теперь понять, где проходили железнодорожные пути можно лишь по насыпи из медного шлака.

Вид на озеро Сугомак
Вид на озеро Сугомак
Вид на озеро Сугомак
Путешествие по бывшей железной дороге, построенной англичанами на Южном Урале
Путешествие по бывшей железной дороге, построенной англичанами на Южном Урале

По дороге можно встретить множество живописных участков: берег озера Сугомак, густые леса и скальные массивы сквозь которые был пробит путь для железнодорожного полотна.

Окрестности СНТ "Деханов пруд"
Окрестности СНТ "Деханов пруд"
Окрестности СНТ "Деханов пруд"

Теперь по направлению узкоколейки пролегает проселочная дорога, которая до сих пор используется местными жителями. К примеру, по ней можно добраться до СНТ "Деханов пруд", бывшего горного поселка и одноименной станции узкоколейной железной дороги.

Насыпь от СНТ "Деханов пруд"
Насыпь от СНТ "Деханов пруд"
Насыпь от СНТ "Деханов пруд"

Однако главной целью оставалось обнаружение каких-либо находок, оставшихся с тех времён, когда по местной глухомани курсировали небольшие паровозы груженные рудой и металлом.

Шпалы оставшиеся от КСУЖД
Шпалы оставшиеся от КСУЖД
Шпалы оставшиеся от КСУЖД

Углубившись дальше по направлению следования бывшей узкоколейки, чуть в стороне от насыпи, лежали несколько порядком истлевших железнодорожных шпал. Увы, но это единственные исторические артефакты тех лет, которые довелось обнаружить.

Следы от шпал на насыпи
Следы от шпал на насыпи
Следы от шпал на насыпи

Изучая архивные материалы мне встретилась публикация с фотографией подвижного состава, некогда использовавшегося на КСУЖД.

Архивное фото подвижного состава КСУЖД Источник: jdlit.narod.ru
Архивное фото подвижного состава КСУЖД Источник: jdlit.narod.ru
Архивное фото подвижного состава КСУЖД Источник: jdlit.narod.ru

В середине девяностых годов большая часть железнодорожных путей, по которым проходила узкоколейка, были перестроены и включены в автомобильную дорожную сеть регионального значения.

Дорога в сторону Карабаша со стороны посёлка Белое озеро
Дорога в сторону Карабаша со стороны посёлка Белое озеро
Дорога в сторону Карабаша со стороны посёлка Белое озеро

Так что теперь проехать от посёлка Белое озеро или Косой мост в сторону города Карабаш можно по добротной грунтовой дороге. |Т.У.|

Поддержите наш блог!

Обязательно подпишитесь на наш канал! Нажимайте "палец вверх" и не забывайте оставлять комментарии. Задавайте вопросы, делитесь своим мнением! Вам не сложно - нам это очень поможет в продвижении канала. СПАСИБО!